Михаил Успенский «Три холма, охраняющие край света»
- Жанры/поджанры: Фэнтези
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Альтернативное настоящее: в мире разгул антиглобалистов, террористов и пофигистов. Русские — везде! И кому, как не фантастической русской девушке Лидочке, при помощи юного, но очень героического шотландского лорда Терри Фицмориса и испанца с неоднозначным именем Понсиано Давила спасать Землю от неминуемой катастрофы, вызванной таинственным похищением детского рисунка из сверхохраняемого супермузея? Ни слова больше! Потому что перед нами крутой детектив от Михаила Успенского – а это самая большая неожиданность года, и даже сам Ктулху цепенеет перед неминуемым разоблачением!
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 220
Активный словарный запас: невероятно высокий (3621 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Зиланткон, 2010 // Большой Зилант |
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2008 // Крупная форма | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшая необычная книга | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книга года | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 1 апреля 2025 г.
Признаться, книга не сразу берет за душу. Страницы до пятидесятой чувствуешь себя незваным на чужом празднике. Какая-то карнавальная Барселона с безумными глобалистами, вульгарная русская гламурка, за которой таскается инфантильный лорд, оправдываясь по мобильнику перед матушкой. Юморок то бодрит («дать ему по вербальнику!», «вы не гипербореи, вы жопу отморозили!»), то озадачивает в духе «Что, где, когда?» («не пялься на меня, как баран на младшенького Гейтса!»). Сюжет сквозь лингвистическую эквилибристику просвечивает неявно.
Понятно, что персонажи Михаила Успенского — условно живые. У него же не проза с психологией — а сказка, кукольный спектакль, мультфильм. Однако ж, сказки начинаются с зачина, спектакль — с представления героев, так оно правильней по законам жанра. Здесь же автор, не снисходя к слабостям читателей, с ходу бросает их в круговерть. Так не поступает даже Донцова, которую Успенский малость пародирует. Целевая аудитория у них разная, но выставлять перед забредшими читателями рогатки — все же снобизм. «Мой дядя умеет во сне пятистопным ямбом бредить!» — к тому времени, как эта начальная фраза получит оправдание и объяснение (к концу книги), ее уже забудешь начисто. Впрочем, Успенский действительно сноб. Он прямо говорит, что его книги для перечитывания, и подтверждает этот девиз раз за разом.
В общем, к восьмидесятой странице, когда определяется сюжет очень-очень эксцентричного детектива и уже готов вердикт: «текст не смешон, но забавен», — действие переносится вдруг на Родину и неожиданно цепляет за сокровенное. Тьфу на Барселонскую глобалистскую карнавальность, да и обезлюдевшая Москва с брошенными высотками не слишком впечатляет. Роман Успенского — про Сибирь. Там, в притаившейся между Новосибирском и Красноярском Малютинской области находится сакральное место — край света, мистическая Шалаболиха (привет быковскому Дергунову!). Деревня Шалаболиха существовала всегда. Деревня Шалаболиха всегда процветала. Эльдорадо, Незримый Халифат, Хай-Бразил и Авалон... «Если кто-нибудь вспомнит Шамбалу и Беловодье, зарэжу. Пошляки». Там расположен вход в страну без времени, охраняемую красным героем Кирей Деевым и белым ротмистром Радишевским, там вечный председатель колхоза Филимоныч откупается от властей чемоданами денег, что оборачиваются в нечестивом Малютине ворохами кленовых листьев.
Но Шалаболиха откроется нам только в финале книги. Большую же ее часть придется наблюдать за малютинскими персонажами. Малютин — это такой универсальный сибирский город. Пять страниц, посвященные автором его истории, легендам и нравам, умиляют знающего предмет. В Малютине происходит страшное. Вся областная элита ходит строем под дудку некоего дьявольского наместника, Никона Павловича Синеокова, сгубившего некогда отца главной героини, Антона Иваныча Туркова (который всегда привык быть первым — что в классе, что на флоте, что в тюрьме, что в партии, что в бизнесе). История сиротского детства Лидочки Турковой, изложенная ею в девятой главе, — это эмоциональная пружина романа, взводящая его на оставшиеся три четверти. Малютинская современность (на самом деле, будущность: дело происходит в условном завтра) — злой гротеск, фантасмагорический слепок с потерянного на сибирских пространствах субъекта федерации.
«Запомни: согласно Закону о терминах и понятиях, никакой коррупции в России не было, нет и не будет, — объясняет Лидочкин дядя, Сергей Иванович. — У нас есть тра-ди-ция! Раньше у нас была безудержная демократия, потом суверенная, а вот сейчас — традиционная точечная!».
Инфернальный бизнесмен Никон обладает сверхъестественной, подавляющей все харизмой, в адском свете которой любой чувствует себя ничтожным и грешным. «Зачем я этого придурка слушаюсь?» — думает всякий из его свиты в минуты просветления. Но эта здравая мысль тут же теряется в куче других — бежать, землю рыть... А в свите у него вся малютинская верхушка: и губернатор Солдатиков с референтом Ценципером, и владыка Плазмодий с городским дурачком Валетиком, и главный областной милиционер Лошкомоев. И все они безропотно приходят к Никону на прием, сидят в унизительной очереди, выслушивают разнос и подвергаются экзекуции в виде сексуального акта с резиновой куклой (насчет того, зачем последнее, можно строить самые зловещие предположения). Когда полученные от Филимоныча деньги в очередной раз превращаются в лиственный мусор, эти элитарии собираются на совет в укромном месте — вырытой в обрыве пещере, где играли еще мальцами, — и решают главный вопрос: как избавиться от сатанинской никонианской власти. «Мудак он, а не сатана», — замечает генерал Лошкомоев. «А сатана-то кто, по-твоему?» — тут же вскричал владыка. Вот это хорошо, вот это правильно!
Действо, разворачивающееся в «Холмах...», напоминает цирковую клоунаду, в которой под гармошку сказителя Успенского выплясывают британский герцог в костюме Ктулху и гигантский йоркширский терьер с сидящим на нем чертенком. Здесь можно увидеть страннейшие вещи: как плывет по шелаболихинской речке кортеж бабурского султана на боевых верблюдах, как под флагом ООН высаживается десант бесштанных и татуированных новозеландских командос. Но аттракцион этот непростой. Всякая маска в нем — маска архетипическая, каждая сцена выливается в миф. Мистерия, одним словом.
Dentyst, 30 апреля 2013 г.
При прочтении одна ассоциация — маскарад, карнавал, брызжущее из всех и изо всего веселье, шутки, смех. Смешно до колик.
А, когда книжку закроешь, остаётся какая-то сосущая пустота, которую надо чем-то заполнить, но после «Трёх холмов» всё воспринимается ужасно пресным и невкусным. Так что поосторожней с этим романом — похмелье после него очень уж тяжкое...
senneka, 14 февраля 2012 г.
Общее впечатление от книги такое: автор собрался написать «серьезную» книгу в жанре фэнтези, но не дособрался. Как всегда у Успенского хорошо со стилем и юмором, но не очень со связностью сюжета. Начав с социальной составляющей и социального «прогноза» будущего России и человечества автор постепенно сводит сюжет в сторону обыгрывания мифологии Ктулху и детективной истории с мистической составляющей. Все вместе получилось не очень связно. Однако же при прочтении лох во мне цепенел...
loki1969, 2 ноября 2011 г.
Это у меня первая книга автора. Понравилось ! :) Продолжу знакомство с его творчеством!!! Настроение у меня сейчас в эти дни не самое лучщее,так что юмор помогает отвлечься
ismagil, 17 сентября 2010 г.
Обычно опытный писатель возвращается к уже отработанным – им самим или при его участии – сюжетам по двум причинам. Либо в рамках творческого кризиса: ничего нового в голову не лезет, а писать чего-то надо, да и издатель торопит, вот и приходится брать использованную тему или компилировать сразу несколько. Либо в раме ворот Расемон и прочих садов разбегающихся Петек – что, в общем-то, из тех же штанов растет и объясняется страхом перед бритвой Оккама.
Успенский умудрился проскакать по третьему пути. Он написал смешную, умную, злую и точную книжку как будто на спор, в ходе которого пытался доказать, что квазифэнтезийную сатиру можно выстраивать не только на былинно-менестрельском фундаменте, но и на сюжетных узелках традиционной фантастики. А чтобы никого не обидеть – или там чтобы не вляпаться в проблемы с копирайтом – узелки вытащил из книг, которые писал сам или вместе с Лазарчуком – ну, или которые Лазарчук писал без него, а с Андронати, например. Традиционной фантастикой это назвать нелегко, но нам, с нашими-то традициями, можно.
Богатые изгибы «Трех холмов» до звона где-то за бровью напоминают то «Гиперборейскую чуму» (оттуда и главные герои, в том числе мастеровитая сибирская девушка, которой автор добавил пригожести и языкатости от заглавного персонажа «Невинной девушки»), то «Марш экклезиастов» (привет из Барселоны, где зачинается действие обоих романов), то непосредственно «Чудовищ», а то и «Космополитов». Ну, и ранние упражнения в антисоветизме, антифеодализме (и как нынешняя версия называется – антифедерализм?) типа «Товарища короля», «Чугунного всадника» и «Устава соколиной охоты» не забыты. Ваня Золотарев поминается всего раз, и в необязательном вроде как режиме, но освежающая тень его распространяется надо всем практически романом. Ну и, как положено, куча цитат, обыгрываемых и обстебываемых, в каждом абзаце. Не говоря уж о собственных наблюдения и замечаниях Успенского, когда просто смешных, когда до одури.
Я понимаю, почему эта книга может не понравиться – в ней слишком много всего: Успенского с Лазарчуком, наглого начетничества с издевательской публицистикой, высоколобости с остросюжетностью. Но разве может не восхищать роман, в котором рушатся все пафосные новостройки Москвы (превращая население окраин в подлинных хозяев жизни), в котором кривая картинка неблагополучной девочки переворачивает будущее человечества, в котором финал сводит и параллельные, и центробежные линии?
iRbos, 23 апреля 2010 г.
Дочитывая книги, которые по каким либо причинам пережили уже две-три «оптовые» поездки в книжные, я обнаружил у себя этот небольшой томик с обложкой достойной какого-нибудь иронического детектива. Полюбовавшись немного на даму со слюноотделительной внешностью на обложке и вняв из аннотации, что роман предполагает быть веселым, я преступил к знакомству с творчеством Михаила Успенского... Через пару дней была перевернута последняя страница и настало время определить понравилась мне книга или нет, поскольку во время прочтения осознать это мне не удалось.
С одной стороны, если оценивать книгу по стандартным параметрам, вроде сюжета, персонажей и выстроенного автором мира, то книга вызывает легкое недоумение. Сюжет скачет как блоха на собаке, книга буквально мутирует на глазах, превращаясь из иронического детектива в социальную сатиру, далее в шизоидальный бред и под конец даже в фэнтези, персонажи какие-то неопределенные, но все как один с прибабахом, и мир похожий на лоскутное одеяло, в который автор впихнул все, что только ему в голову пришло. С другой стороны, не без идеи книга, читается легко и приправлена отличным юмором, хотя местами и возникает ощущение «шутки ради шутки». Все эти плюсы не дают скатиться книге в банальное словоблудие, коим она кажется поначалу, но и не делают из нее шедевра. Хотя местами мне хотелось сквозь смех буквально рукоплескать автору, его идеи с авиа перелетами (в простонародье «воздушный стриптиз») и судьбой многострадальной Москвы просто блестящи!
Суммируя свои же собственный ощущения ограничусь нейтральной семеркой, а ведь доработай автор сюжет и приведи в порядок продукт своей неуемной фантазии, какая бы книга получилась.
darkina, 29 апреля 2010 г.
Согласна с предыдущим автором, сюжет совсем не доработан. Но именно за то, что осмысливать это начинаешь после прочтения, а в процессе получаешь удовольствие, я поставила высокую оценку.
Siroga, 16 сентября 2009 г.
Ух, как эта книга Успенского меня порадовала. Если его трилогия про Жихаря была разухабисто-юморной (слишком), там автор вовсю играл словами (чересчур), назойливо демонстрировал великолепное владение языком, то в «Трех холмах» всего в меру.
Юмор – пожалуйста, социалка – есть, философкие размышления – в наличии. При этом книга читается на одном дыхании.
Казалось бы, что тут такого – пропал детский рисунок с выставки в Барселоне – извинились, пожали плечами и забыли, чай не шедевр. Так ведь нет, тут такая мистика с фантастикой разворачиваются, что… читать надо!
Несколько цитат наугад:
«Перемены в державе Вера Игнатьевна стала замечать, лишь когда учителям и врачам вовсе перестали платить, а на сэкономленные деньги воздвигли храм Христа Спасителя.»
«Всякий уважающий себя джентльмен в детстве был изнасилован отчимом, что превосходно объясняет дальнейшее его поведение.
Я был лишён даже этой горькой радости, поскольку вырос в приюте.»
«Я вот всё не понимала, Дядька, за что ты не любишь власть. Я на нее ложила – и всё. А теперь понимаю. Они живут для того, чтобы всё испоганить. Как ты и говорил, больше они ничего не умеют делать ни головой, ни руками. Они живут для того, чтобы мы сдохли. У них такая задача. Поэтому они – власть.»
Молодец, Михаил Глебович. Умеет.
ash1975, 1 июля 2009 г.
Совершенно сумбурно. Ни смысла, ни юмора. Единственная книга автора, которую стало скучно читать.
тихий омут, 13 апреля 2009 г.
Начиналось все лихо, задорно и весело. На десятку. Продолжение в том же духе — иронично, весело, небезыдейно. Девятка. Но конец какой-то слабый. Толи автор спешил закончить все скорее, толи не вытянул, но... Начало и середина лучше чем концовка
Yazewa, 6 января 2009 г.
Пожалуй, самая удачная из прочитанных мной работ М.Успенского. Это особенно радует, потому что «чем дальше — тем лучше» нечасто о писателе можно сказать.
Интересно выстроенный, абсолютно логично сплетенный из нескольких линий сюжет, нигде не «провисающий», не теряющий динамики. Стиль замечательный, при этом весьма изящно выписана линия «безумного папы», а тут еще и весьма небезынтересные стихотворные вставки, и занятный рэп, а вчитайтесь еще в то, что вещал перепивший Дядька (из-под газеты)! Герои, по-моему, ярче и выразительней, чем в том же цикле о Жихаре, отлично сделанные типажи!
Замечательно доведены до логического абсурда некоторые современные тенденции в самых различных областях жизни. И, как всегда, очень много ассоциативных рядов, аллитераций и т.п. С удовольствием «встречаешь» тут и Гоголя, и АБС, и Козьму незабвенного Пруткова...
И еще хочется отметить следующее: о чем бы ни писал Успенский, общий настрой его произведений неизменно позитивный. Это не ядовитый стёб, не огульно-едкое высмеивание, не злой хохот. Это ироничный юмор, смешные обыгрыши, интеллектуальные намеки... И даже яркая сатира — не злая. Меня это очень привлекает у М.У. Умный и добрый писатель — это редкий талант. Спасибо ему.
peterK, 28 февраля 2008 г.
На мой взгляд, несколько неудачная вещь. Есть отличные моменты, но в целом не «пронизывает». Особенно ближе к окончанию.
suhan_ilich, 21 сентября 2007 г.
Если кратко то — «жуть» и «издевательство над читателями». Сюжет идет, т.е. пошел, гммм... лесом вообще он пошел. Героев беспорядочно кидает из Барселоны, в Москву, из Москвы в российскую глубинку, а оттуда вообще в параллельный мир. Успенский не знает за что схватиться, в книге есть все, что душе угодно: сюжет об анархической Москве в будущем, о футбольной суперзвезде, о Ктулху, о старинным родовым проклятие древнего шотландского рода, о каких то загадочных хозяевах мира и т.д.. Но связать все это в единую книгу у него не выходит совершенно. В чем то напоминает «Эфиопа», но то, что у Штерна его беспорядок смотрелся органично и по хорошему сумасшедше, у Успенского выходит натужно и пресно. Да и в отличии от Штерна, автор бросает слишком много линий так и незавершенными.
Как обычно все расцвечено шутками различной степени свежести на этот раз в основном достается атрибутам современного мира вроде рекламы, спортивных звезд и т.д.. Почему то не очень смешно. Хотя находки были и забавные — «освежающий запах недавно выпитой водки». Еще хотелось заметить про слабую описательную сторону романа, так российская провинция у Успенского вышла заметно менее убедительно инфернальной, чем в «Ночном Смотрящем» Дивова. Вообщем, очень, очень слабо.
klan, 16 ноября 2007 г.
Феерическое описание ближайшего будущего!
Новострой съехавший в реку и шабаш антигловалистов — наше всё.
Перелёт на самолёте — просто песня, все тенденции к тому и идут.
И не надо сравнивать с Жихарём — это совсем другое кино, ни разу не похожее, и это хорошо.
cyborg, 25 сентября 2007 г.
Автор поднапрягся и снова остроумно пошутил шутками юмора! Петросян жутко завидует, прочтя этот новый природно-народный фантастическо-политический со смехом роман!
P.S. Это Ктулху -> :insane: