Кристофер Прист «Сближение»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Антивоенное | С ярко выраженной любовной линией | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Восточная Европа )) | Параллельный мир/вселенная | Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век | Близкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Техногенные катастрофы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Тибор Тарент, вольнонаёмный фотограф, возвращается в Британию из Анатолии, где его жена Мелани была убита повстанческим ополчением. ИРВБ (Исламская республика Великобритания) — страна, оправляющаяся от последствий странного и ужасающего злодеяния террористов: сотни тысяч человек стёрты с лица Земли вместе с подвергшимся мгновенной аннигиляции треугольным участком территории в западной части Лондона. Власти полагают, что этот террористический акт и смерть жены Тарента как-то связаны...
Сто лет назад артист-фокусник отправлен на Западный Фронт с тайным заданием: сделать разведывательные воздушные суда Британии невидимыми для врага. По пути фокусник встречает мистика и провидца, верящего, что эта война положит конец всем войнам...
В 1943-м женщина-лётчик из Польши рассказывает молодому механику Королевского воздушного флота, как ей удалось сбежать от нацистов и как отчаянно ей необходимо вернуться домой...
В наши дни физик-теоретик, пребывая в собственном английском саду, создаёт первое Сближение...
«The Adjacent» — роман, в котором всё не совсем то, чем кажется. В котором выдумка и история пересекаются, любая версия реальности поставлена под подозрение, а правда и ложь близко соседствуют друг с другом.
«Моя следующая книга на сегодняшний день носит название The Adjacent и уже наполовину написана. Это будет очень необычная вещь, даже в большей степени, чем The Islanders». (Блог автора)
Входит в:
— цикл «Архипелаг Грёз»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2014 // Роман | |
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2014 // Роман | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2014 // Лучший НФ-роман | |
номинант |
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2015 // Лучший роман (Великобритания) | |
номинант |
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2015 // Роман. Особое упоминание: (Великобритания) | |
номинант |
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2016 // Переводной роман (Великобритания) | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2016 // Роман, переведённый на французский | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Великобритания) | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第49回 (2018) // Переводной роман |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Власова (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Batareev, 5 марта 2025 г.
Прошлое и будущее, альтернативные миры и Архипелаг грез, в этом романе все туго скручено и запутано. Сюжеты некоторых глав объединены лишь узнаваемыми именами их героев, в разных вариациях произношения, но неизменно они ищут друг друга. Видимо здесь что-то личное от автора, много намеков о сложных отношениях в браке. А также романтика поршневой авиации, и неизменное присутствие иллюзиониста.
Как такового цельного сюжета не складывается, эпизод времен Первой мировой вообще не стыкуется ни с одной главой, Архипелаг присутствует только для галочки. Много вопросов без ответов. Если по книге снимут когда нибудь фильм, он точно будет артхаусом. При этом Прист мастер слова, его произведения приятно читать сами по себе, зачастую ничего не понимая в происходящем)
Shab13, 25 августа 2023 г.
Познакомился я с творчеством Кристофера Приста, а конкретнее с его Архипелагом Грёз, давненько. И знакомство это прошло, мягко говоря, не очень. Дело в том, что прошлому мне, с прошломоими желаниями экшна и угара, совершенно «не зашла» медленная и размеренная «Лотерея». Позже, начитавшись хвалебных отзывов, я решил сделать повторный заход и прочел одноименный, «Архипелаг Грёз», сборник рассказов. И влюбился.
Я очень плох в составлении первого впечатления.
Если не знать, что «Сближение» относится к миру Архипелага, то читатель не особо потеряет от своего незнания. А если знать о вселенной Приста, то почти всю книгу недоумеваешь – где же острова с их бесконечной войной? Но Архипелаг проявит себя во второй половине, зато как проявит.
А пока вот история фотографа Тибора Тарента в недалеком будущем. Жена Тибора погибла от нового и весьма странного оружия – на месте ее смерти остался лишь выжженный равносторонний треугольник. Бедного Тибора берут в охапку спецслужбы, стремясь максимально быстро доставить его на допрос из Турции в Исламскую республику Великобританию. Да-да, будущее по Присту именно такое. И это, не считая кошмарных ураганов, прокатывающихся по миру.
А вот рассказ о Томми Тренте, фокуснике, вызванного на фронт во времена Первой мировой. Задание Томми — создание маскировки для самолетов-разведчиков. А чтобы вы не подумали, что роман простенький, вот история механика Майка Торранса и его встречи с Кристиной Рошкой, польской летчицей, которая ищет своего жениха Томаша. А внутри этой новеллы рассказ Кристины, в которой некоторые детали не сходятся…
Эти сюжеты переплетаются с путешествием Тибора Тарента, и эта вязь, поначалу, вызывает недоумение. А потом…
Прист развешивает звоночки в самых неожиданных местах. Кристина Рошка говрит, что мать называла ее «Малина» — *дзинь-дзинь-дзинь* звенит у в голове. Где-то это уже было, и больше не повторится потом. Начинаешь замечать схожесть имен героев, Трент/Тарент/Торранс/Томаш, или, например, пилот Первой мировой Симеона Бартлетта и пилот Второй миров Саймон Барретт. Не зря и судьбы у них схожи — они в поиске утраченной любви и так или иначе столкнулись с войной. В этот момент колокольчик в голове неистово трезвонит. Может так и задумано? Может другие буквы в имени Руллебет/Руддебет не баг, а фича? Может здесь больше двух параллельных миров? Не просто *наш мир* и *Архипелаг*? Что мешает каждой истории, каждой части романа, иметь место в *своем* мире? Ведь где есть две параллельные вселенные, там может быть и бесконечность. Технология Сближения ведь так работает, разве нет? Она переносит угрозу в другой, самый близкий к изначальному, мир...
Прист хитер и коварен! Как рассказывает фокусник из «Улицы зверей», а сам автор проговаривает его устами всю соль романа — он прячет один предмет, привлекая внимание к другому. Он прячет *миры* отвлекая внимание читателя на *истории*, на поиск аналогий и параллелей, разве нет? Что если вся история Кристины Рошки была правдой? А не совпадает она с реальностью потому, что Кристина перешла в другой, очень похожий, мир. Ведь такое тоже возможно.
Герои «Сближения» скорее свидетели, чем активные участники. Тибор буквально вызван свидетельствовать о смерти жены; фокусник приезжает и уезжает, ничего не сделав, но насмотревшись на ужасы войны; механик выслушивает историю К. Рошки и становится свидетелем ее финала... Уже на самом Архипелаге, конкретнее на острове Прачос, мы видим одну и ту же историю, но с двух точек зрения… и здесь тоже не все просто. При помощи того, что происходит в «Сближении», автор дарит своему фанату ключ к его роману «Островитяне». Но об этом тактично умолчим.
А может все не так и вышеописанное я придумал, натягивая сову на глобус и интенсивно ища глубинный смысл. И это даже лучше — здесь есть простор для читателя, для полета его фантазии, для построения его же теорий. Каждый найдет что-то свое, отличающееся от остальных версий, и это прекрасно! Снимаю шляпу, мистер Прист, и благодарю от души — я нуждался в чем-то таком, хотя сам об этом не подозревал.
Пару слов об ассоциациях. Вся история Тибора Тарента и его борьба с бюрократией, и не только это, очень напоминает работы Кафки. Истории о пилотах и самолетах напомнили два фильма Хаяо Миядзаки – «Ветер крепчает» (Крепчает ветер – жить спеши!) и «Порко Россо». Финал истории Кристины очень сильно напоминает эпизод-байку о небесах погибших пилотов из второго. Как-то так. И Прист и Миядзаки любят самолеты, это ощущается.
Осталось проговорить последнее: «Сближение» прекрасный и сложный роман, до мурашек. Это книга о, казалось бы, простых истинах, о том, что любовь — это хорошо, а война — страшно. О том, что игра человека в Бога никогда не заканчивается добром, а благими намерениями выстелена дорога сами знаете куда. А также о том, что любая технология, созданная для защиты, рано или поздно будет использована для нападения. А еще об истинной любви, которая проведет влюбленных через любые миры, лишь бы они были вместе.
scafandr, 5 апреля 2023 г.
Кристофер Прист очень быстро для меня перешел из стадии «не знаю, кто это такой и как к его романам относится» до стадии «ух ты, Прист, хочу еще!!!». Я нечасто читаю такую довольно странную литературу с глубоким сюжетом, но зачастую практически полным объяснением происходящего. Как будто автор смеется над нами и говорит — это просто мир в моих книгах такой, это альтернативная реальность, а может даже сон в жаркий летний день.
В «Сближении» Прист нам рассказывает несколько историй с разными героями, происходящее в разное время и в разных местах мира, очень похожего на наш. Поначалу кажется, что основная история — самая первая (она же появляется в нескольких разных главах по всей книге). Фотограф Тибор Тарент потерял жену в Турции при странных обстоятельствах — рванула бомба, оставившая после себя треугольное выжженное пятно. Но нет никаких последствий взрыва — ни останков людей, ни повреждений возле места взрыва. Просто огромное выжженное пустое треугольное пятно, за которым тянется след действий террористов. Тарент возвращается в родную Англию, которая стала неожиданно Исламской республикой. Он не знает, что сказать родителям жены, переживает за случившееся, пытается вернуться к обычной жизни. Но ему вдруг попадаются люди, которые знают нечто большее, чем знает он. Идти вслед за ними может быть чревато последствиями, но правда манит.
И вдруг начинается новая история — про фокусника, которого отправляют на фронт с непонятным заданием — то ли показывать фокусы солдатам, то ли спрятать летящие самолеты в небе.
А дальше по щелчку пальцев мы переносимся в 1943 год, где летчик случайно знакомится с красивой девушкой, принявшей летчика за своего пропавшего жениха.
Параллельно совсем в другое время ученый, рассказывает журналистке и фотографу свою историю жизни, заодно показывая фокусы с предметами, которые неожиданно исчезают, а потом опять появляются в кадре.
Роман настолько туманный, что про него действительно сложно рассказывать. О чем он? Каждый увидит свое. Кто-то начнет искать параллели и пересечения в историях. Кто-то начнет листать книги по физике, чтобы понять научный аспект, поднятый в романе. Кто-то просто разочаруется, найдя роман длинным, затянутым, скучным и не понятно о чем.
Я же почему-то нашел книгу чувственной, эмоциональной. О любви, об отношениях. Абсолютно все истории рассказывают о потерянных чувствах. Как будто после какой-то временной точки ты попадаешь в другую реальность, в которой нет того человека, который вчера гладил тебя по голове и шептал на ухо красивые слова. И герои ищут знакомые лица рядом, путаются, не могут понять, что произошло и как вернуть то, что было раньше. Со мной тоже случалась когда-то такая мистика, когда в снах я забывал о том, кто моему сердцу дорог. Или когда расстался с первой любовью, задумался, не попал ли я в другой мир, в котором я могу помнить вчерашний день, а кто-то нет.
Если вы ищете ответы на вопросы, «Сближение» может только разозлить вас. У Приста нет ответов. Как я уже сказал, он просто стоит в сторонке и смеется над нами. Это как раз тот самый случай, когда хочется зайти к автору в гости на чашку кофе и расспросить его подробно о том, что происходит в книге, ведь он явно не все рассказал, что мог. «Сближение» роман о черных дырах в нашей жизни, которым нет объяснений. Примерно в такую же дыру свалилась Алиса, побежавшая за белым кроликом. То, что может сразу показаться бредом, на самом деле будет объяснимой реальностью. Просто дыры так работают. И эти дыры может быть в вашей голове, может быть в окружающем мире, может быть в вашем сне, может быть в мире миров с сотней альтернативных героев, чьи имена начинаются на букву Т и которые потеряли то, что еще вчера казалось незыблемым.
vam-1970, 15 декабря 2019 г.
Роман из цикла «Архипелаг Грёз», почти завершающий цикл, номинант многих премий.
Прочитав роман, можно откорректировать понимание того, что , где и когда происходит в цикле и в самом Архипелаге. Не другая планета этот Архипелаг, а параллельная Вселенная.
К роману — прекрасная литература!!! Читаешь с наслаждением. До последней страницы интрига завораживает. Финал оптимистичен и в духе «Мастера и Маргариты» Булгакова. Финал — только для двоих, уставших от переживаний любящих людей.
Задумка автора видно в том, что изобретения без надлежащей подготовки и длительных исследований выбрасываются в жизнь. Хотя он словами самого изобретателя об этом очевидном факте и говорит. Изобретения из области квантовой физики вышло из-под контроля ученого и общества, началась невообразимая свистопляска перемещений поверхности и людей в иные параллельные миры. Но это так -вскользь. Сюжет романа об отношениях людей в экстремальных и непонятных для них ситуациях. О человечности и любви, о верности и трагедиях.
Нортон Коммандер, 23 октября 2019 г.
«Сближение» издано у нас в серии «Роман-головоломка» и в цитатах на обложке слово «головоломка» встречается несколько раз. Но этот роман — головоломка скорее для подсознания, чем для ума. Он входит в цикл «Архипелаг Грёз», но понятно это становится далеко не сразу. Сначала мы видим относительно близкое будущее, действие происходит в Исламской Республике Великобритании. Действие других глав происходит во время Первой и Второй Мировых Войн, вроде бы никакой явной связи между эпизодами нет, но некоторые мелкие детали наводят на подозрения. Дальше — больше.
Все книги об Архипелаге Грёз можно читать по отдельности и в любом порядке, но те, кто читали предыдущие книги, будут более подготовленными к тому, что можно ждать от Приста. Многие части этой головоломки так и не будут разгаданы, просто потому что разгадок нет и не должно быть. Логика в «Сближении» присутствует не всегда, но если вы хотите получить эмоции от качественной литературы, то этот аспект здесь реализован в полной мере.
osipdark, 31 марта 2018 г.
Я уже не раз упоминал, что очень люблю запутанные, многослойные киноистории с неожиданными сюжетными поворотами и концовками. И в поисках этих трудно предугадываемых финалов я обошел пару десятков сайтов, видеообзоров, воспользовался множеством советов знакомых и друзей. В итоге успел просмотреть уже четвертый десяток, если мне память не изменяет, подобных фильмов. Успел приноровиться в них, замечать мелкие детали, ложные лазейки и сбивающие места, специально сбивающие с правильного хода мысли, расставляемые режиссерами и прочими творцами кинематографических произведений. И за годы уже поисков и просмотров этих загадочных фильмов я понял, что есть такие, которые *во всяком случае, лично для меня* нельзя переплюнуть в атмосфере нераспутываемости правды, загадочности и элегантности в создании тайны. Конечно же, один из — «Престиж» Кристофера Нолана, идеально выверенный, продуманный до мелочей, красивый, яркий и глубокий фильм; кинокартина, которая, как мне думается, переплюнула свой книжный оригинал, что бывает достаточно редко. И да, я не читал оригинала тезки режиссера — прекрасного писателя Кристофера Приста, но по отзывам на роман все же могу судить именно таким образом. Так что дабы не обидеть достойного внимания британского фантаста, и быть справедливым, хочу рассказать о своих впечатлениях о другой запутанной, с неожиданной концовкой, и такой же красивой и глубокой истории — романе «Сближение».
Вновь вернувшись в мир вечной тысячелетней и, разумеется, как и в любом другом мире, бессмысленной войны, временных искажений, чудесного и экзотичного Архипелага Грез, Кристофер Прист создал вторую «Лотерею», хотя бы в плане целостности сюжета и снова используемого приема запутанности главных героев между мирами. Но это все равно не будет точным обобщенным описанием для нового произведения автора. Да, «Сближение» выглядит более цельным, нежели «Архипелаг Грез» и «Островитяне», но в нем почти, хех, нет самого мира Архипелага — он появляется лишь в заключительной части романа. По большей части сюжет движется вокруг старушки Земли, и то в разных временах и даже реальностях, превращая в итоге, казалось бы, биполярную систему устройства книжной Вселенной Приста в «классическую» Мультивселенную. Так что целостность сюжетного древа и соотношение места действий (Архипелаг/Земля, Англия) «Сближения» можно описать в следующем неравенстве: «Островитяне» < «Сближение» < «Лотерея».
Но это все отход в сторону — не в коэффициенте целостности или хаотичности повествования заключается талант Приста и красота конкретно данной книги. Персонажи, вопрос реальности-нереальности, извечные проблемы бытия, и то, как писатель раскрывает, показывает и в чем-то отвечает на них — вот самые главные достоинства его работ. Поначалу никак не связанные сюжетные линии [1) о гибнущем в пучине экологического апокалипсиса мира нашего будущего, где Туманный Альбион стал Туманным Халифатом, где фотограф Тибор теряет свою жену и отправляется на поиски ответов по исчезающей во всех планах Англии; 2) Некий фокусник пытается помочь сделать невидимыми самолеты британцев в далекую Первую Мировую; 3) Польская летчица Кристина Рошка встречает среди британских военных механиков удивительно похожего на свою потерянную в оккупированной Польше любовь юности] чудесным и изящным образом объединяются в одну пьянящую воображение панораму. И происходит это, кстати, хах, при помощи, как ни странно, еще нескольких сюжетных линий. В том числе и из мира Архипелага. И, казалось бы, чрезвычайно сложная, перегруженная и эклектичная текстовая структура становится в конце концов легкой и простой, понятной на своих глубинных и основных смысловых уровнях. Каких? К примеру, уровне, который доносит до нас силу и безграничность любви. Уровне, повествующем о такой же всеохватности и, к сожалению, неизбежности войны и пагубности ставшей уже аксиомой борьбы с насилием при помощи насилия. И, наверное, уровне, рассказывающем об одновременно как сложности, так и простоте жизни, мира, реальности, Вселенной... О бесконечной вариативности судьбы и мироздания, но вместе с тем и единых правил его течения, в чем-то шаблонности.
Подытожив, можно сказать, наверное, следующее. Кристофер Прист постарался действительно на славу, достигнув вершины «Лотереи». Он объединил все лучшее в своем литературном мире, добавив новые элементы и приемы, но все также постмодерново придавая главным, назовем их, наставлениям романа гротескные и чарующие сложность формы. И в этом полном хаосе и запутанных перипетий букв и абзацев, размытых смыслов понять суть можно лишь путем еще большего усложнения имеющегося. И да, возможно, дам подсказку для тех, кто только решается на попытку разгадать и прочитать «Сближение». Вернитесь к фильмам-загадкам, например, таким, как «Связь» 2013 года, «Идеальные незнакомцы» и «Облачный атлас», а также... Хотя, думаю, на этом все. Усложняйте, приходя в итоге к простоте, истине и красоте. Читайте Кристофера Приста, получая в итоге удовольствие, непередаваемое послевкусие и работу для ума.
PS. По поводу взглядов на наше ближайшее будущее, как мне показалось, Питер Уоттс и Кристофер Прист все же схожи. Будущее «ближнего прицела» — круговорот катастрофичных или как минимум не понятных для обычного (не пост-) человека событий и явлений; ужасающий своей вездесущностью хаос в разных сферах жизни общества и мира вообще. Наверное, я соглашусь с этим размытым, но пугающим своей высокой вероятностью пророчеством.
gintaras67, 30 марта 2018 г.
Действие романа “Adjacent” (2013)происходит в нескольких направлениях.В каждом из них ГГ ищет свою потерянную любовь.
-Англия близкого будущего.Основная религия-ислам(!).Мощные циклоны опустошают страну.Кругом террористы,их атаки непредсказуемы.Мытарства ГГ по коридорам власти отсылают нас к Кафке и “Фуге для темной земли” и “Бразилии” Терри Гиллиама.
-Англия и Польша времен Второй мировой .ГГ польская летчица.Такое упоение полетом я встречал только у Экзюпери.Как бы хотелось,чтобы он(как и ГГ )в своем последнем полете достиг Архипелага Грез а не сгинул в Средиземном море.
-Архипелаг Грез.Это не у нас,а на паралельной Земле.Множество островов,где люди заняты вообщем-то обычными делами с одним различием.Им никто не промоет мозги,не прозомбирует,не напялит военную форму и не отправит воевать за веру-царя-отечество,торжество пролетариата,мир во всем мире,”чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать” или демократию.Нужное подчеркнуть.Попасть из нашего мира и обратно можно.
В романе много вопросов, но не надейтесть,что получите ответы на все из них.Главное-это встреча возлюбленных после долгого расставания.Манера повествования поэтичная и немного отстраненная.
слОГ, 11 мая 2018 г.
С одной стороны это один из поздних романов Приста, который по достоинству может быть оценен только давними поклонниками Приста:). Мне даже приходит на ум слово — квинтэссенция... Автор взял все лучшее (наверное все же с точки зрения критиков, а не читателей), что у него было, взболтал, но не перемешал, и выдал на гора текст своего стандартного объема. Есть ли в нем что-то новое? Кроме самолетов и Второй мировой, — наверное, нет. Фокусники, личность мирового значения в небольшом камео (да-да, как не вспомнить Престиж), Архипелаг- куда ж без него и недомолвки, скрытые смыслы, который каждый может заполнить сам...
В защиту автора можно сказать, что те люди, которые ищут в заведомо пустой темной комнате кошку — настроены ее найти, даже зная, что ее там нет. Ведь главное сам процесс поисков. Но, если Лотерея, Островитяне, Архипелаг обладали какой-то магией, когда автор являл читателю фокус, и тот понимая, что его обманывают все равно аплодировал и требовал продолжения представления, то Сближение — это просто представление, в котором фокусник терпит неудачу, на что Прист сам неоднократно указывает. Фокус может не состояться вообще или сорваться по каким-то причинам — главное то, что иллюзия волшебства пропала. И это чертовски обидно, что еще один писатель, которого я очень ценил, заканчивает свою карьеру престидижитатора.