Максим Горький «Егор Булычов и другие»
Пьеса написана с совершенно новаторских драматургических позиций. Сюжет — в его каноническом драматургическом понимании — отсутствует. Ни одна из сюжетных линий — история сватовства Шуры и Тятина, раздел имущества Булычова между родственниками, интриги Достигаева — не играет ровно никакой роли в содержании пьесы. Ее сущность, ее внутренний, глубокий смысл составляет рассмотрение кризисных ситуаций характера в кризисной исторической ситуации.
В центре пьесы — могучий, своеобразнейший, талантливый русский человек, крупнейший лесопромышленник Егор Булычов. Идея пьесы — определение цели и смысла существования человеческой личности, рассмотрение ее многосложных и разносторонних связей с миром. Егор Булычов переживает трагический разлад с самим собой, с миром, который его окружает, с великой социальной несправедливостью, которой отдана вся жизнь. Фабула пьесы — история болезни Булычова — болезнь несправедливого общества, лишенного высоких нравственных идеалов. В этом смысл и цель драмы, разыгравшейся зимой 1917 года в старинном русском городе Костроме.
Входит в:
— сборник «Год шестнадцатый. Альманах первый», 1933 г.
— журнал «Роман-газета, 1934, № 6», 1934 г.
Экранизации:
— «Егор Булычов и другие» 1971, СССР, реж. Сергей Соловьев
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 4 сентября 2022 г.
В чём смысл жизни?..
Спектакль Ленинградского академического большого драматического театра имени М. Горького, постановка 1978 г.
Идеи и смыслы этой горьковской пьесы на самом деле ценны и важны не только в описываемые времена (события пьесы происходят зимой 1917 года), но имеют значение во времена всякие. И касаются вообще всех людей. По крайней мере чувства и мысли главного героя пьесы Егора Булычова вероятнее всего понятны и созвучны любому здравомыслящему человеку, находящемуся у порога свой жизни.
Заболев практически неизлечимой болезнью, Егор Булычов испытывает сильные переживания, связанные не только с болезнью и приближением конца, но и со смыслом прожитой им жизни. И все эти непростые внешние и внутренние события усиливаются и отягощаются поведением близких Булычову людей — членов его семьи, а также друзей и знакомых. Ещё человек живой и даже при делах, а многие уже просто подобно стае голодных волков готовы рвать живое мясо и глотать кровь — делить его достояние и богатство и пытаться получить прочие преференции от неизбежной смерти Булычова.
И когда ты сам (не приведи господь никому другому) побываешь в ситуации с такой же болезнью и такими же вариантами развития жизненного сценария, то чувства и мысли Егора Булычова близки и понятны целиком и полностью. Слава богу, что с похожим поведением близких столкнуться не довелось. Да и жизненный сценарий кажется развивается иначе. Однако содержание и смысл пьесы весьма волнителен, тем более, что игра актёров великолепна и интонации так мастерски выговорены, что возникает полное ощущение присутствия.
О параллельке между болезнью Булычова и революционной «болезнью» Российской империи писать ничего не буду, тут и так всё понятно — тоже рвали Россию на куски все, кому было не лень. А не ленились почитай, что все.
Podebrad, 11 марта 2018 г.
«Егор Булычов» — пьеса из цикла о «бывших» людях. Главная мысль цикла в том, что уцелевшие буржуи и полубуржуи никакой пользы, кроме вреда, не приносят, и надо их добивать. Словом, топчи лежачих. Самое неприятное, что писал это автор по убеждению. Максим Горький и в тридцатые годы мог проигнорировать любые намёки и даже прямые указания, и ничего бы ему за это не было. Здесь не заказ, здесь убеждение, совпавшее с заказом. И вот посреди этого цикла, сразу после кошмарного «Сомова», выходит пьеса, напомнившая о лучших временах писателя. Персонажи здесь не обозначают позицию, а живут. Живут довольно бестолково, но это придаёт им убедительности. В середине этого хоровода человек, ещё недавно полный сил, а теперь обречённый на скорую смерть. Окружающие, умные и бестолковые, идейные и безыдейные, интеллигенты, дельцы и проходимцы, уже относятся к нему, как к полутрупу. Внимательнее других проходимцы — для них это возможность заработать. А человек хочет жить. Тот, кто никогда ни во что не верил, готов поверить теперь во что угодно, лишь бы появилась надежда. Эта неистовая жажда жизни — самая сильная и самая страшная сторона пьесы. Горький, такое впечатление, писал о себе. Он и сам подошёл к рубежу, когда каждый год может стать последним. И вот неверующий человек стал хвататься за соломинки, добился создания института, работавшего над физическим воскрешением умерших, и верил в успех этих опытов. В молодости такой пьесы просто не могло получиться.