Радий Погодин «Дубравка»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Лирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Дубравка росла у тёплого моря, куда каждый год приезжали отдыхающие. Жила вместе с бабушкой, пыталась ходить в школьный театральный кружок, ссорилась с мальчишками, а ещё любила уплывать далеко от берега — к одинокому камню, где просто сидела и думала.
Входит в:
— сборник «Шаг с крыши», 1968 г. > цикл «Рассказы о весёлых людях и хорошей погоде»
— антологию «Юность. Избранное. 1955-1965», 1965 г.
— антологию «Голос муравьиного царя», 1991 г.
Экранизации:
— «Дубравка» 1967, СССР, реж. Радомир Василевский
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 24 мая 2019 г.
Один из немногих текстов советской литературы, посвящённый лесбийской любви, причём поданной не с отвращением и демонстративной патологичностью, как, например, у Фридриха Горенштейна, а как норма. Любовь она и есть любовь, даже если девочка влюбилась в женщину. Этот сюжетный ход настолько неожиданн и необычен для советской (тем более детской) литературы, что почти все читатели в упор его не замечают.
Очень тонко и убедительно показано взросление, усложнение эмоций девочки, сначала крайне категоричной, сухой и даже злой. Однако, переживая новое для себя чувство, Дубравка не то чтобы добреет, но становится мягче и контактнее.
Разумеется, в фильме совсем другая история и другая Дубравка. Там нет лесбийской любви — Погодин в качестве сценариста специально, дополнительно вводит мотив влюблённости девочки в более старшего мальчика. В фильме другая проблема: в Дубравку влюблены практически все действующие лица, и взрослый мужчина, и малыши и мальчишки ровесники (этого не было в рассказе), и она, привыкшая купаться во всеобщем обожании, должна понять, что не является центром вселенной — только это сделает её по-настоящему достойной любви.
В рассказе этого нет, рассказ, при всей тонкости и поэтичности, как я уже говорил, проще и прямолинейней — первое настоящее чувство ломает панцирь эгомании Дубравки, делает её открытой для других людей. И на этом сюжет заканчивается. Девочка стала девушкой, она повзрослела.
Liz, 18 августа 2016 г.
Такой по-хорошему старомодный кружевной текст, картиночно-сочный и яркий, так нежно рассказана драма взросления. Погодин — мастер.
asakuro, 12 января 2017 г.
В целом — обычный советский рассказ про подростка, каких в том же журнале «Юность» писали десятками. Впечатление портит только оборванная концовка, словно Погодину надо было срочно отдавать рассказ в редакцию, поэтому сколько написал, столько и напечатали. Чтобы понять, чем закончилась история, нужно смотреть фильм. Там Погодин все-таки закончил сюжетные линии. Хотя фильм стоит смотреть ради гениального Сережи Тихонова («Вождь краснокожих»), для которого это был последняя в жизни роль.