Святослав Логинов «Чисть»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Религиозное (Язычество (Славянское )) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
У Виталика Вешлёва, городского жителя, в деревне был старый дом и баня, что топилась по-черному. А в бане, как положено, был банник Банёк. Банники, домовые, овинники — нечисть своя, при людях кормятся, поэтому к ним доброжелательны. Да банника и нечистью назвать трудно — каждую субботу моется. Так что он-то как раз чисть.
Опубликован в журнале «Реальность фантастики», № 12, 2006.
Опубликован в журнале «Человек на Земле» № 3 2013, стр. 84-92.
Входит в:
— журнал «Реальность фантастики 2006'12», 2006 г.
— антологию «Фэнтези-2008», 2007 г.
— сборник «Малые Боги», 2024 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AiRon88, 8 апреля 2024 г.
Рассказ душевный, идея в целом понятна: глазами духа-баника показано как сильно всё в нашей жизни поменялось. Особенно в части отношения к традициям, семье, детерождению. Немного наивная нечисть только диву даётся от всего, что в жизни людей происходит.
Мне только один момент показался затянутым: да, мы в рассказе всё видим глазами баника. Да, сама баня тут же имеет большое значение и описывает её автор вкусно и со знанием дела. Но всё равно вступительная часть о том как баню строили, да как в ней принято париться, да какие есть традиции — немного затянуто.
Совсем чуть-чуть.
Reynar9, 9 февраля 2016 г.
Я бы назвал этот рассказ «уютным». Не вдаваясь в тонкости поднимаемых проблем, читать было приятно, на одном дыхании. Прочитал и остановился — хочется прежде чем переходить к следующему просто посидеть и подумать. Со многим можно спорить, но подано всё как-бы на скатерти розложено — смотри, думай, анализируй
Калли.69, 5 июня 2015 г.
Грустная история. Вполне современная и от этого грустная. Люди со временем меняются, а нечисть — нет. Да и раньше тоже было все не так уж благостно и правильно, как вспоминалось тому же баннику. Ну где он видел двух женщин, живущих в деревне и преспокойно делящих одного мужчину? Даже после войны? Если у мужа заводилась любовница, то жена устраивала скандал на всю деревню. Сопернице бились окна и выдирались волосы, вой стоял на весь мир. Жизни не было никакой, да и со смертью ничего не заканчивалось. Скандалы устраивались прямо над гробом, во время похорон. «Люди добрые, что этой... и ее выродкам тут надобно?» Да и сомнительно, что мужчина помогал бы своей любовнице по хозяйству, своего вполне хватало, так зачем ему второй огород? Выбирался к той на часок, чтобы приятно время провести, не более того. А приятно не всегда получалось. Жена рвалась следом, бить окна и подлую разлучницу. Может во времена язычества женщины вели себя по другому? Возможно, что волосы друг другу не рвали, но во всем остальном... А так, конечно, рассказ понравился. Заставляет и грустить и думать.
Тамара Внучкова, 10 апреля 2017 г.
Давно нет малых богов деревенских,усиленно с ними боролось и христианство и коммунисты,да и сами люди с радостью отринули «предрассудки»,а с ними и чистоту,а по автору чисть. Печальный конец у этой истории,но к сожалению это больше уже реальность ,а не фантастика.
Seidhe, 14 января 2015 г.
В рассказе «Чисть» Святослав Логинов в очередной раз использует один из излюбленных своих приёмов — показывает противостояние городской и деревенской жизни глазами славянской «мелкой нечисти», на этот раз банника. Можно соглашаться или спорить с идеями автора, но уж таланта рассказчика Логинову точно не занимать. О чём бы он не писал, так и хочется испытать это на себе. Читаешь эссе про блины — хочется блинов, читаешь повесть о яблоках — так и подмывает впиться зубами в истекающую соком мякоть плода, читаешь о грибах-ягодах — неудержимо тянет в лес... Не стал исключением и этот рассказ, после которого дико хочется попариться в деревенской баньке =))) Однако, рассказ этот не о бане, и даже не о баннике. Он о нашей современной жизни, о нас, оторвавшихся от корней, и зачастую забывающих, насколько надуманными кажутся порой наши проблемы. Людям верующим, а тем более религиозным, читать его противопоказано, потому как очень уж ярко проявляется в нём нелюбовь Логинова к церкви и священнослужителям. Однако, при этом во многом нельзя не согласиться с автором, прежде всего с тем, что именно христианство превратило плотскую любовь и рождение детей во что-то грязное и нечистое, что было совершенно несвойственно славянской культуре. Не менее ярко показан и ужас банника перед нежеланием современных людей приносить в мир новую жизнь, что для него выглядит издевательством над природой и находится выше его понимания. Ну и про мелкую нечисть, «осколки древних божеств», как называет их автор, рассказано весьма неплохо: «Банник, он хоть и нечисть, но нечисть своя, без вины за глотку не схватит...»
В итоге вышел рассказ непростым, но от этого только выиграл. Интересен он будет не только поклонникам творчества Логинова, но и всем, кто интересуется народными традициями и славянским язычеством (настоящим язычеством, а не популярным нынче полубредовым «родноверием»).
dimon1979, 15 апреля 2010 г.
Рассказ нудный, но со смыслом. Банник решает по своему устроить жизнь двух людей, одной дать нового мужа и ребенка, а удругой не желающей рожать детей мужа забрать. Но то, что необходимо было людям 200 лет назад, сегодня не очень востребовано. Мужик получил хороший секс с молодой девченкой, она сделала аборт, а виноват в этом оказался банник.
Keykeeper, 5 июня 2009 г.
Именно такова современная жизнь: пустая суета-беготня, без духа, смысла и цели. Возьмёшься помочь от души — получится только хуже. Прогнило что-то...
Nog, 15 января 2008 г.
Печальный рассказ. Пессимистичный. Но за душу чем-то берет. Не поспевает деревенская нечисть за современностью, что тут поделаешь.
kkk72, 28 декабря 2007 г.
От рассказа остались довольно неоднозначные впечатления. Со многими идеями автора не согласен, но все же рассказ зацепил. Действительно, современная городская жизнь с точки зрения старых русских традиций совершенно бессмысленна и неправильна. Образ банника получился очень удачным и человечным. Его жалеешь и сочувствуешь ему.
Yazewa, 25 января 2009 г.
Душевно и образно. Тут и баня воспета, да как — со знанием дела, со смаком, можно сказать. И о человеческих отношениях сказано честно и правильно. И образы яркие, настоящие, живые — не только люди, но и нежить... Очень хорошо написано!
И будет теперь во всякой баньке под полком Банек чудиться, не забыть бы ему небитый веничек оставить!
Neonec, 12 сентября 2008 г.
Нечего добавить, кроме того, что зацепило и как женщину — городскую, но чувствующую природу. Даже стыдно стало. Замечательный рассказ целесообразности язычества.
Тимон, 3 апреля 2008 г.
Всё-таки славно, что Святослав Логинов продолжает нас радовать вот такими вот душевными рассказами, где чувствуется истинно русский дух народа и деревни.