Александр Беляев «Светопреставление»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа | Не определено )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
О том, как в мире произошла необычная катастрофа, так называемое «светопреставление». Все люди вдруг стали видеть мир таким, каким он был пять минут назад.
Главный герой рассказа, Марамбалль, пытается разобраться с этой проблемой..
Впервые опубликовано в журнале «Вокруг света» (г. Ленинград) №№1—4, 7; 1929 г.
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1929'02 (Л)», 1929 г.
— журнал «Вокруг света 1929'04 (Л)», 1929 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 58
Активный словарный запас: низкий (2517 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Козлов, 4 марта 2023 г.
Научно-фантастическое произведение невозможно без фантастического допущения. Особенно это заметно в жанре твердой научной фантастики. Идеи устаревают, вместе с ними устаревают и книги. Логично предположить, что книга не потеряет актуальности, если заключающаяся в ней идея верна. Но я провел мысленный эксперимент и пришел к выводу, что некоторые комментаторы называют Александра Романовича Беляева фигурой, равной Альберту Эйнштейну, а то и выше. В те годы ученые спорили друг с другом, не имея возможности что-либо доказать. А писатель должен был слетать на другой континент и пояснить, в крайнем случае догадаться. Что за манера: взять старое произведение, найти в нем несостоявшуюся гипотезу, забыть о том, что это — гипотеза, привести современные доказательства и заявить, что приведенное автором фантастическое допущение в реальности невозможно. Как и 100% фантастики на время написания. Хотя главной задачей автора было показать то, что свет — это поток частиц, обладающий скоростью. И Александр Романович Беляев изобразил данное явление настолько живо и замечательно, что никто не сомневается в реальности самого факта.
Это совсем не бред, а настоящая закономерность. В советских журналах довольно часто встречаются рассказы-загадки, в которых планеты лишают или добавляют им разные свойства. И у самого Беляева такие имеются. Он лишь сделал из простой загадки полновесное художественное произведение. В нем множество тем. И интересно, буквально, всё. «Светопреставление» — конец света. Но в русском языке слова «свет» и «мир» имеют разное значение. Вот вам и игра слов. Читателя увлекают невероятной интригой: есть секретный договор между СССР и Германией. И лишь внимательный читатель теперь заметит, что договор СССР подписывал с Веймарской Республикой. Действительно, кому нужна Веймарская Республика, если такие новости не интересны даже самим журналистам. А они продолжают делать новости. И за их приключениями наблюдать так же интересно. Ведь приключения героя ведут к неожиданному финалу. Пускай это и всего лишь оперетка, которых можно выдумать тысячи. Но из такого количества вариантов что-нибудь может произойти и в действительности. Разве не интересно, что автор хотел сказать? То, как он это сказал? И важно ли сказанное до сих пор? Ведь времена меняются, но, именно, благодаря этому история идет своим путем. Ну и заявить, что научная составляющая рассказа устарела тоже можно и нужно. Ведь рассказ рисует перед нами детальную картину, восприятие которой меняется со временем. Благодаря чему, Мы легко можем сравнить то, что видели «тогда» и то, что видим «сейчас». В этом отношении рассказ «Светопреставление» является не только отличным произведением, но и был, и остается тождественным описанному в нем явлению.
Тимолеонт, 18 мая 2019 г.
В огромный восторг привела эта история, которая то ли про детектив и шпионские интриги, то ли про любовную драму и ревность, то ли вообще катастрофа! Понравилось буквально всё — и приспособление людей к миру, где свет плетётся со скоростью улитки, и охота за важными документами, и использование людьми и хитрыми дельцами светового катаклизма в своих интересах. Беляев здесь продемонстрировал самое интересное в фантастике — не какое-то крутое изменение или катастрофу, а то, как люди с этим взаимодействуют.
Однозначно — лучших рассказ-повесть Беляева.
Darth_Veter, 7 апреля 2021 г.
Ученых уже давно занимал вопрос: как изменится наш мир при небольшом изменении мировых констант? Сохранит ли он привычные нам свойства, если немного увеличить гравитационную или электрическую постоянную? Сохранится ли в таком мире Земля и возникнет ли на ней разумная жизнь? Подобные «игры разума» были очень популярны в начале 20-го века, когда Александр Беляев и начинал свою литературную деятельность. Видать, он что-то слышал о них, раз написал рассказ, в котором как раз и применил один из мысленных экспериментов по изменению одного из важных параметров пространства-времени — скорости света. Якобы произошло это потому, что Земля в своем движении по Вселенной попала в одну из спиральных туманностей, которые так обильно разбросаны по небу. В 20-21 годах два корифея наблюдательной астрономии — американцы Харлоу Шепли и Гебер Кёртис — затеяли между собой спор по поводу природы спиральных туманностей, открытых еще Гершелем в 17-м веке. Шепли считал, что это действительно газовые туманности, как это и отражено в их названии, а вот Кёртис был уверен, что спиральные туманности — это другие галактики, подобные нашему Млечному Пути. Каждая из сторон приводила убедительные доводы и наблюдательные данные, подтверждающие ее правоту, но число аргументов «за» всегда равнялось числу аргументов «против». Не удивительно, что Большой Спор (Great Debate) закончился боевой ничьей — ключевые наблюдения не были еще сделаны. Их провел еще один великий американец — Эдвин Хаббл. В 1925 году он опубликовал результаты своих наблюдений Туманности Андромеды и Туманности Треугольника, из которых следовало, что эти объекты слишком далеки от центра Галактики, чтобы быть ее составными частями. Так наш мир увеличился в тысячи раз, а у астрономов появилась «линейка», позволившая им измерить Вселенную. Ее делениями стали цефеиды — переменные звезды со строгой зависимостью светимости от периода пульсаций. Новые галактики оказались весьма похожи на нашу, отличаясь от нее размерами и составом звездного населения. Кстати, Млечный Путь тоже оказался спиральной галактикой, во многом подобной Туманности Андромеды. Так что авторское допущение о особых свойствах этих объектов лишено всякого основания. «Заморозить» свет они никак не смогут. Этот факт еще в 1917 году доказал немецкий физик Эйнштейн, создавший теорию относительности на базе одного из своих «мысленных экспериментов». В итоге получается, что правдивой научной основы рассказ Беляева не имеет (как и все остальные рассказы «невозможного цикла»). Остается лишь его вторая ипостась — в данном случае, детективная: один из журналистов, пользуясь нагрянувшим «светопреставлением», крадет секретные документы прямо со стола первого секретаря министра иностранных дел Германии! Автор мастерски использует свое фантастическое допущение, демонстрируя читателю парадоксальные свойства изменившегося мира. Следить за разворачивающимся действом интересно и забавно. В этом компоненте у рассказа всё в полном порядке. Читать можно, а вот верить в прочитанное — нельзя.
-------------------
РЕЗЮМЕ: авторская версия Конца Света в прямом смысле этого слова, местами смешная, местами серьезная. Сюжет увлекает и тем самым нивелирует тот «научный бред» (science fiction), которым на Западе именуют жанр научной фантастики. Впрочем, научности в беляевском цикле всё же не видно. Да это ему особо и не нужно.
Bugskull, 16 марта 2016 г.
Это все-таки не рассказ, а повесть. И по объему, и по масштабу событий.
У Беляева это, конечно, не самое известное произведение, и оно незнакомо даже многим из тех, кто читал «Доуэля» и «Человека-амфибию». Причина проста — в нем нет никакого гуманистического и идеологического посыла, это просто такой беспринципный закос под разлекательно-бульварное чтиво. И этим он прекрасен!
Да, некоторые пишут, что тут имеется сатира на капитализм, ни одного положительного персонажа и т.д. Но Беляев не дает никаких оценок своим героям: это обычные люди, со своими человеческими слабостями, показанные в привычной для них среде. Совершенно очевидны ирония и юмор автора, но никак не критика и не сатира.
Я слышал разных зануд, которые критикуют «Светопреставление» за его антинаучность и неправдоподобность. Советую всем потенциальным читателям заранее игнорировать подобные разговоры и просто прочитать эту книжку. Может быть, там все и антинаучно. Но какова сама идея! Когда начинается собственно «светопреставление», до чего гипнотично, зловеще и захватывающе оно описано. Постепенно, правда, фантастика уступает место авантюрному триллеру — кто кого из героев объегорит. Но и этот триллер очень интересный и местами даже смешной.
Заценить определенно стоит.
aiva79, 18 мая 2019 г.
Раньше я как-то не задумывалась над значением слова «светопреставление» и вообще в это слово у меня как бы напрашивается «Д», т.е. светопреДставление более привычно для моего слуха, а оказывается в рассказе Беляева происходит именно «светопреставление», т.е. своеобразный конец света. Представьте, что все вокруг стало происходить как в очень замедленном кино, в котором звук опережает действие, вся реальность преобразовалась так, что вы сначала слышите гром на фоне голубого неба, шум ветра, звук падающих капель, а через десять минут видите саму картинку, как гнутся деревья, сверкают молнии и льет дождь в абсолютной тишине какая бывает после ливня. Странно да? Мне это показалось очень интересным, вроде бы ничего уж такого страшного не происходит, ведь нет же современных страшилок как нашествие зомби, всемирного потопа или падения метеорита, но ведь и в таком «замедленном» мире можно, к примеру, попасть под машину, не видя ее, получить мелкую травму сев в кресло, которое минут десять назад как передвинули, быть обкраденным в собственном доме, т.к. вор останется незамеченным, а когда проявится изображение, то его уже не окажется рядом. И если вдуматься, то это тоже страшно.
Что касаемо непосредственно действия, происходящего на фоне этой катастрофы, то автор смешал шпионский роман, детектив и сатиру 20-х годов, что тоже оказалось вполне читабельным. Как такового сопереживания герои не вызывают и иногда даже раздражают, но вот образ немецкой девушки 20-х годов, короткостриженной спортсменки Валькирии с голосом Лорелеи и поступью солдата запомнился.
Voleg24, 23 мая 2017 г.
Мировые катастрофы – неисчерпаемая тема, которой уделено много внимания в литературе, кино. Необычная главная идея данного произведения никого не оставит равнодушным. Как бы мы повели себя окажись в подобной ситуации? Никто из нас точно ответить на данный вопрос не сможет, зато мы можем предположить и пофантазировать на эту тему вместе с гениальным и богатым на причудливые идеи Беляевым.
Любителям окунуться в существующий вразрез привычным законам физики мир посвящается.
ii00429935, 6 ноября 2015 г.
Сюжет для небольшого рассказа автор развернул на 14 глав. На мой взгляд, это перебор. Да, здесь у Беляева сразу несколько задач: напомнить о хрупкости нашей цивилизации, в очередной раз высмеять буржуазное общество, прочесть читателям небольшую лекцию по физике... И всё же под финал «Светопреставление» может слегка утомить.
Итак, что произойдёт, если на Земле резко уменьшится скорость света? Нет, цивилизация не рухнет, долго и подробно доказывает Беляев, но повседневная жизнь заметно усложнится. Параллельно в Берлине 20-х годов три ушлых журналиста — француз, англичанин и грек — пытаются выкрасть некий секретный документ. Местами это действительно забавно (вспоминается поговорка «вор у вора дубинку украл»), но о мошенниках ярче и лаконичнее писал О*Генри. Или сам Александр Беляев. Возьмите новеллу « Сезам, откройся!!!» и, как говорится, почувствуйте разницу.
Daydreamer, 19 декабря 2011 г.
Безусловно, рассказ у Беляева — один из лучших. Юмор и тонкая сатира на современное ему капиталистическое общество, которое, как показывает рассказ, только притворяется таким высокоморальным, а на самом деле... На самом деле, как только появилась малейшая возможность провести ближнего, как каждый и поспешил ей воспользоваться...
В рассказе нет ни одного положительного героя. Марамбалль — прохвост, Вильгельмина — избалованная пустышка, Лайль — стопроцентный делец, который пойдет на все для достижения своей цели. Кажется, сама судьба пошла навстречу им и позволила показать свое истинное лицо. Читатель, следя за перипетиями сюжета, будет улыбаться.. А как же иначе, ведь каждому из нас хочется думать, что уж кто-кто, а мы — точно не такие...!
Paganist, 21 апреля 2012 г.
Чстно говоря, не люблю шпионские штучки и подобного рода интриги. Но у Беляева они описаны в противопоставлении с настоящей катастрофой, из-за чего вся политика, мировые заговоры и сенсации из мира сильных мира всего меркнут. Выходят на первое место настоящие ценности: дружба, любовь, верность. Автор изобразил всех героев обычными, пусть и разными, людьми, подверженными разным страстям, в том числе мести и наживы. От этого произведение только выиграло.
-Lexx-, 22 января 2010 г.
Отличное произведение, коротко и ясно написано, при этом весь в нём описанный мир — как настоящий.
И какая-то неудачная аннотация, она совсем не соответствует рассказу.
god54, 26 ноября 2009 г.
Отличная фантастическая идея. А какая детальная и логичная проработка деталей мира после катастрофы. И на этом фоне развивается плутовская история с похищением секретного соглашения между Германией и Россией. Уже тогда знали, что эти две страны просто так договора не заключают. Но ввести в советское время такие вещи в рассказ можно было либо с ведома, либо специально...
Zvonkov, 11 марта 2009 г.
Забавное дело, я эту историю так и не дочитал. Почему? Из тома пропала последняя брошюрка... и все оборвалось на сцене, как Марамбаль выходит из-за шкафа... Вот найду если в сети, узнаю, чем оно все закончилось... будет одной повестью Беляева прочитано больше.
Думаю, тот факт, что я в мелочах помню историю читанную 36 лет назад, за повесть говорит одно — стоит прочесть!?
нашел и дочитал... оказывается она этим и кончается. Я не дочитал тогда только это: «- Хорошую штуку я сыграл с ними! — весело сказал он. — Теперь их не вытащишь из газоубежища. А мне нужно не больше получаса, чтобы добраться до вокзала. Виза на выезд в кармане, деньги есть. — И Марамбалль вдруг засмеялся еще громче. — Представляю, какую гримасу сделает Метакса, когда придет в банк получать по чеку и узнает, что на моем текущем счету лежит всего несколько сотен марок.»
И все!!!!!!!!!!!!!!!
KERDAN, 28 декабря 2008 г.
Очень оригинальное и занимательное произведение. Меня весьма удивило и порадовало.
Идея и воплощение на одном уровне — твердая 8
etoneyava, 14 июля 2008 г.
Совершенно нетривиальная идея, достойная воплощения на наших геймерских дисплеях. Если б это написал Гаррисон спустя 50 лет, то он бы назвал это, скажем «Сага минус пяти минут». Фармер — «Тормозной мир». Дальше воображайте сами...
Vitalik, 1 июня 2007 г.
А мне очень понравилось :biggrin:
Отличное произведение, ставлю 10 баллов.
Очень интересно описан мир во время светопреставления, мне аж самому захотелось попробовать в нем пожить. И даже как-то грустно было, что все вдруг стало снова нормально
:smile: :glasses: