Анджей Сапковский «Случай в Мисчиф-Крик»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Христианство (Протестантизм ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Северная Америка. В погоню за сбежавшей колдуньей отправляется небольшая группа ловцов во главе с констеблем Генри Корвином. В пути они оказываются в странном поселке Мисчиф-Крик.
Первая публикация: журнал «Nowa Fantastyka» №7 (214), 2000 г.
Входит в:
— сборник «Coś się kończy, coś się zaczyna», 2000 г.
— антологию «Польская фэнтези», 2002 г.
— сборник «Maladie i inne opowiadania», 2012 г.
— антологию «Век волков», 2015 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Польский рассказ года. 2-е место | |
номинант |
Серебряный Глобус / Srebrny Glob, 2001 // Рассказ |
- /языки:
- русский (3), польский (1)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- Е. Вайсброт (2), С. Легеза (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 7 сентября 2024 г.
Фэнтези-вестерн с элементами хоррора и мужененавистничества от грандмастера своего дела Сапковского. Что не отнять у автора — умение нагнать атмосферы и с головой погрузить в мир, из которого так же трудно выбраться, как героям из фемско-ведьминской деревеньки, куда они так «удачно» попали. Масса персонажей и с одной, и с другой гендерной стороны выписаны замечательно и даже при скромном буквенном «хронометраже» начинаешь быстро разбираться в людях, почти не путаясь, когда не тебя наваливаются аж под пятнадцать героев — при этом они все более-менее равнозначно главные, всем уделяется примерно одинаковое количество текста. Мужики — суровые, обозленные из-за «чудовищно» сковывающей их веры на весь свет и недотраханные, женщины — обиженные жизнью, признающие в мужчинах исключительно функцию размножения и физическую силу для строительства и работ по хозяйству (и все это мужчины должны исполнять в качестве рабов, разумеется).
Главный посыл повести очевиден: автор так и насыпает различных, противоречащих друг другу высказываний из религиозных писаний, показывая их несостоятельность, костность и бредовость в самоей своей основе. Короче говоря, вера — инструмент в руках сильных, которые с ее помощью помыкают слабыми и глупыми. И, конечно, все эти «силачи» — мужчины, все они, как один, подонки (за исключением одного юнца, который еще просто не успел стать подонком) и скрытые циники. И их суровый конец предопределен безаппеляционным и бескомпромиссным автором.
Но есть в этой повести какое-то слишком бросающееся в глаза противоречие. Вся мужская жесть показана с помощью вытворяемых над женщинами нехороших дел под лозунгом «найдем и утопим-повесим-сожжем ведьму». И все мужики знают, что никаких ведьм нет, что им просто хочется законно раздеть бабу, ощупать бабу, попытать бабу, ну, и при самом благоприятном исходе поиметь бабу. Вот только в «Случае...» Сапковского ведьмы действительно есть! Не метафорично, а в самом прямом смысле слова. И ведьмы эти, оставшись, так сказать, в полном своем праве, где-то в глухом лесу, не творят добро, а выделывают все, что только их душеньке захочется: из мужчин лепят безмозглых рабов, убивают, кого хотят, лишают разума, используют в качестве доноров спермы и прочая веселуха. Вольно-невольно закрадывается разумный вопрос: а, может, в ТАКОМ мире этих милых дам не зря выискивали и предавали законному — на тот момент — суду?
Если в этом был законспирированно-законсервированный посыл господина Сапковского — снимаю шляпу. Но сдается, что он-то как раз более прямолинеен в смыслах данной повести и в очередной раз, как и многие до него, хотел показать «грязную животную» мужскую натуру, получившую заслуженное наказание.
vanishrap, 17 августа 2024 г.
События происходят задолго до времён ковбоев, когда колонизаторы только начинали или продолжали осваивать Америку. Рассказ повествует о группе людей под руководством верующего мужчины, которые ищут женщину, совершившую преступление. Несмотря на некоторые нотки вестерна, это история о колонизации и о том, как группа мужчин выполняет своеобразный квест по поиску опасного преступника.
Преступление, в котором обвиняют женщину, заключается в том, что она якобы является колдуньей, ведьмой. Это добавляет в сюжет щепотку религиозности и средневековой охоты на ведьм, что делает рассказ довольно необычным. Герои находят деревню, где главенствуют женщины, а мужчины играют роль рабов и рабочей силы. Этот матриархат вызывает у героев культурный шок, ведь они привыкли к абсолютному патриархату, и ситуация кажется им дикостью.
Часть рассказа посвящена культурному шоку, связанному с тем, что патриархат — не единственная возможная форма устройства общества. В то же время, идея магии и ведьм в рассказе не кажется далёкой. На протяжении всей истории ты до последнего не понимаешь, обладают ли эти женщины магическими способностями или же это просто игра на стереотипах верующих мужчин. Возможно, они просто умело манипулируют ими, создавая в их глазах образ колдуний.
До самого конца рассказа теряешься между этими двумя крайностями, пытаясь понять, что же на самом деле происходит в Мисчиф-Крик.
Zlata.24, 28 марта 2019 г.
Помню, попав в новый коллектив, поначалу удивлялась любимому словечку одного из коллег (по отношению к женскому полу): «У-уу, ведьма!». Мысли оскорбиться даже не возникало, потому как эта фраза произносилась благоговейно, с придыханием и натуральным восхищением. На всякий случай, как новичку, мне пояснил он придаваемое значение: «ведьма – от слова «ведать», в определенных областях женщины знают больше, а мужикам трудно признать это, легче обвинить в колдовстве…»
К чему это я? Да все к тому же – к ведьмам и отношению к ним. Ведь именно об этом нам так красочно рассказал Сапковский. Отряд добровольцев преследует сбежавшую из тюрьмы ведьму. О методах подтверждения, что беглянка – ведьма, я умолчу, как и о мотивах сфабрикованного дела с клеветническими показаниями, хотя автор рисует убедительную картину массового поражения колдовской одержимостью («сие женщин касается») и набирающей популярность охоты на ведьм. О ложных обвинениях и несправедливом наказании я так же рассуждать не буду, а сделаю акцент на ином моменте, приведшем меня к поразившему выводу.
Отряд добровольцев – 7 мужчин: констебль, преподобный, таппер, плотник, дядюшка со славой убийцы, его юнец-племянник и проводник-индеец. Разношерстная команда, сплоченная единым решением догнать и покарать, при этом каждый в глубине души лелеет потаенные мысли и невысказанные опасения. Встреча в Мисчиф-Крике со странными жителями (мужчины – безразличные болванчики с пустыми глазами, и женщины – внешне раскованные, но почитающие короля и закон, цитирующие библейские писания) переворачивает все с ног на голову, и охотники начинают чувствовать себя добычей.
Надо признаться, я не менее активно рисовала воображаемый портрет каждого охотника, перечитывала их реплики, наделяя оживший образ характерными чертами поведения. На чистой интуиции придавала этим добровольцам главную роль, хотя автор не меньше внимания уделяет каждой из местных женщин. Сей факт вкупе с
visionshock, 26 февраля 2014 г.
Сапковский мастер взрывать публику неоднозначными и провокационными текстами, и этого ему не занимать. Не обошел и случай этот рассказ, который я бы вообще не назвал типичным для творчества автора, скорее нечто подобное мог бы написать Стивен Кинг или Боб Маккаммон, но к моему удивлению такую гремучую смесь выдает пан Анджей, чего от него и не ждешь. Впрочем, удивительное рядом, очень даже и то что автор решил коснуться довольно таки емкой темы колониальной Америки намешанную, с более менее стандартным вестерном и щепоткой мрачноватого, атмосферного триллера с элементами мистики.
Я думаю вы уже поняли где происходит действие, и вас ждет небольшое приключение главных героев в местечко из название, естественно в Мисчиф-Крик. Компания охотников за «грязной» ведьмой навязывается колоритная принципиальный констебль, пастор, обычные работники и даже исконный житель материка краснокожий индеец. В атмосферу рассказа нас погружают сразу, с головой, заставляя ожидать нечто такое, что рано или поздно читатель вздрогнет когда нечто повалит из кустов или выскочит из-за угла, отчего рассказ кажется невероятно увлекательным, интересным и держащим своей истинной манерностью и гнетом всей ситуации. Со строчек на нас явно смотрит вдохновляющий автора момент из истории случай суда над ведьмами в городе Салем, именно его вспоминают герои, и именно к этой теме автор подводит всю схему произведения. Но от Сапковского меньшего не ждешь, здесь явно есть то что будет цеплять, начиная от фирменного языка автора и заканчивая смыслами и подсмыслами истории.
Для меня этот рассказ стал новым витком в творчестве автора со всеми фирменными его приемами. Занимательная история, которая может и предсказывается в некой степени, но атмосфера держит очень плотно вживаясь в ситуацию, на все это смотришь со стороны. Многочисленные отсылки к Библии, кому-то может и покажутся натянутыми и не к месту, но мне вполне пришлись по вкусу придавая более четкую составляющую дорисовавшую всю историю, до полного катарсиса в религиозном смысле. Не обошлось конечно у автора и без сцен эротики и насилия, пусть сцен таких и не много, но читаются они на дыхание, словно смотришь яркие картинки. Сапковский явно неравнодушен к аморальной зрелищности своих произведений, но по сравнению с другими она хорошо её удобряет и другими составляющими хорошего и качественного произведения.
В творчестве легендарного поляка, я вновь не разочарован, все держит на высоте, все на месте. Если вы любите добротную мистику, Дикий Запад, атмосферность то не проходите мимо, этот рассказ для вас.
Итог: качественное произведение на тему ведьм.
URRRiy, 2 мая 2017 г.
Рассказ из сборника Век волков, профессионально и с высоким качеством выполненный фэнтази-продукт — неотшлифованных вещей автор не публикует. В предисловии пан Сапковский охарактеризовал идею произведения — дать возможность отыграться тем, кого в реальности жгли, топили, унижали и уничтожали, пользуясь преимуществом грубой физической силы. С этой точки зрения финал рассказа предопределен, но автором так излагаются события, что сочувствие вызывают именно охотники за ведьмами, несмотря на всю жестокость и с формальной точки зрения произвол с принятием ими репрессивных решений. После прочтения впечатление победы обаятельного зла над косным добром. Вывод парадоксальный- может быть вовсе и не зря с ведьмами так беспощадно боролись:)?
Mishel5014, 25 января 2016 г.
Просто бесподобная вещь, одна из моих самых любимых у Сапковского.
Тот редкий случай, когда почти все персонажи — мерзавцы (и мерзавки), но каждого из них можно понять, а в чем-то им даже и посочувствовать. Конкретная отсылка к истории Салемских ведьм. Плюс глубокая проработка исторического материала, Библии, индейской истории, истории Нового света задолго до начала войны за Независимость... Очень классный рассказ, законченный и лаконичный. Кто-то другой растянул бы его в длинный скучный роман. Но пан Сапковский на высоте.
Al_cluw, 21 октября 2016 г.
Очередная небольшая повесть Сапковского, и опять необыкновенно хороша. Этакая «черная сказка». Оторваться невозможно, читается в состоянии «затаив дыхание». Атмосферность зашкаливает.
Вкратце завязка истории — преследуется ведьма отрядом «инквизиции священной» в составе пастора, констебля, плотника, траппера, индейца и прочих. Проплутав по североамериканским девственным лесам, отряд попадает в «заколдованное место». Философские диспуты присутствуют в необходимых количествах и по делу, красочно описывается, как наводится морок и в заключение феерический финал. Отлично!
olpo70, 10 июня 2017 г.
Не даром Сапковский пишет что работал над рассказом очень много лет. Рассказ получился просто замечательным. Напряженная обстановка происходящего держит просто за душу. Ты начинаешь постепенно понимать что происходит, начинаешь постигать суть событий и тебе становится просто не по себе. Поразительный эффект.
Но вот что-то не дает покоя. Ну не совсем такой концовки хочется. К сожелению я не великий Анджей и не могу ясно выразится, но на мой взгляд маловато будет. Я в том смысле что месть и наказание пришли и от этого становится , мягко говоря , не по себе, но хочется чего-то ещё. А вот чего? А может это и не минус? Может на такой эффект и расчитывал автор, тогда на рассказ и смотришь по другому...
Yarowind, 29 декабря 2016 г.
Рассказ вполне можно прочесть, но большой оригинальностью он не блещет — этакий вариант салемских ведьм, только в ситуации, когда им удалось взять под контроль весь поселок.
Сказочник, 11 мая 2016 г.
Первый рассказ, прочитанный мной у Сапковского, не относящийся к циклу о Цири и Геральте. Вопросы культов и феминизма поданы достаточно остро, чтобы зацепить читателя, а атмосферу и персонажей пан Анджей всегда умел выписывать как никто другой. До конца рассказа, читаешь, завороженный, так и видя, как по страницам скачут языки пламени...
Dixiecrat, 19 сентября 2011 г.
Любопытный рассказ, противоречивый как и все творчество пана Анджея. С одной стороны главный и безусловный плюс это время и место действия. Для меня, как любителя истории колониальной Америки «сеттинг» стал основной причиной подвигнувшей на прочтение рассказа. К чести Сапковского, выбирая ту или иную историческую эпоху в качестве места действия он к проработке деталей с точки зрения исторической достоверности подходит тщательно. Приятны и отсылки к войне короля Филиппа, о которой в России известно пожалуй только специалистам. Для любителей эпохи Сапковский приготовил несколько «пасхалок» — например образ Измаила Сассамона, по всей видимости сына Джона Сассамона, убийство которого стало первым звеном в цепочке трагических событий, приведших к грандиозному по колониальным меркам военному столкновению.
Не подводит автора и художественный стиль. Сапковскому удалось за несколько десятков страниц показать череду ярких, противоречивых, а главное настоящих, живых характеров. Да и атмосфера не подводит, благо пейзажи Новой Англии располагают к мистике.
Что касается минусов — это все тот же непонятно откуда выкопанный Сапковским феминистский культ «Великой богини» (Гимбутас он перечитал, что ли?). Странно, что автор столь добросовестно относящийся к исторической достоверности эксплуатирует идею выдуманную сторонниками культа Викки во второй половине XX века. Ну да ладно — это же фантастика.
Расстраивает и концовка.
Тем не менее — рассказ цельный, атмосферный и с оттенком фирменного, авторского стиля.
alex1970, 14 ноября 2012 г.
Хороший рассказ, интересный выбором места действия и авторским стилем (в нем нет Ведьмака и лихих польских кавалеристов).
Отличная атмосфера. Время салемских трибуналов. Глушь. Отряд охотников идет по следу сбежавшей ведьмы и натыкается на деревеньку, которой здесь быть не должно
Дальше начинается опасная игра «Охотник и жертва, кто прав, кто не прав».
Характеры героев выписаны хорошо, следить за развитием событий очень интересно.
Временами напоминало странную смесь романа Маккамона и фильма «Огненые глаза»
DeadPool, 24 августа 2011 г.
Читаю сейчас рассказы Анджея Сапковского и лишний раз убеждаюсь насколько это разноплановый автор.В его творческой коллекции есть и фэнтези и альтернативная история и рассказы по мотивам известных сказок,а вот теперь я добрался и до мистического триллера.Объединяют все эти произведения две вещи:
1)Они мастерски написаны.
2)В каждом из них автор размышляет на волнующие общечеловеческие темы и делает это очень остро,хлёстко,не боясь критики и гнева публики.
«Случай в Мисчиф-Крик» исключением не стал.
Рассказ как-бы делится на две части:
1)Замечательный мистический триллер.С мрачной тревожной атмосферой и запоминающимися персонажами.Сапковский не делит их на добрых и злых,на правых и виноватых.Драматургия и психология действующих лиц прописана замечательно.Ну и конечно потрясающий и жуткий финал.
2)А под этой блестящей обёрткой ещё и начинка имеется.Размышления о вере,Боге,расизме,природе человека.И всё без полировки,дерзко и резко.И тут у каждой стороны своя точка зрения,нет ни правых,ни ошибающихся.За что пан Сапковский и любим.Эта начинка делает рассказ большим чем замечательным мистическим и психологическим триллером.
Итог:Браво,пан Сапковский!Браво!
zinik79, 25 октября 2012 г.
Очередная мистическая история из жизни обитателей Новой Англии с их противостоянием религиозным культам, ведьмам, феминизму и всему непонятному. На сей рассказанная талантливым языком Сапковского. Большинство персонажей автора детально выписаны — вызывают переживание или ненависть. Не повезло только пожалуй котенку)
pavlinn, 23 марта 2010 г.
очень интересная полемика о религии, которая вытягивает рассказ на уровень философского. причем полемика резкая, ироничная, и весьма аргументированная. приятно порадовали персонажи, вот уж кто умеет создавать по-настоящему живых людей, а не их бумажные варианты, так это именно пан сапковский. :super: