Пётр Вайль «Гений места»
Связь человека с местом его обитания — загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной стороной. На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии. В попытке эту реальность уловить и появляется странный жанр — своевольный гибрид путевых заметок, литературно-художественного эссе, мемуара: результат путешествий по миру в сопровождении великих гидов.
Мемуары.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 19 апреля 2014 г.
Совершенно славная книга, в некотором смысле эталон культуртрегерской эссеистики. Вайль удачно открыл для формы плутарховский прием сравнительных описаний плюс зарифмовал город с культурным деятелем ( преимущественно писателем). Порой соотношение город-персонаж несколько натянуто — ну не является О Генри адекватным автором, отразившим масштаб и своеобразие Нью-Йорка, иногда автор увлекается слишком городом( а автору чуть), а порой и наоборот. Эти частности в полной степени искупаются эрудицией, свободой изложения, мягким чувством юмора и изобретательностью, которые вкупе не дают приему наскучить. У всех свои предпочтения: какие-то главы лучше — мне вот этнографические наблюдения о Японии и японцах по качеству показались несопоставимы с посвященными строками Мисиме и Абэ ( писателями, на мой взгляд, не первого ряда и не самыми топографическими в творчестве). Суждения относительно Чаплина, Лондона, Байрона, Риверы показались превосходными, о Висконти и Феллини в приницпе ничего нового. Объем информации, манера изложения, масса деталек и отвлечений в принципе не могли быть адекватно переложены в формат телепередач, так что читавшие книгу могут их не смотреть, а вот тем, кому понравились телевыпуски книга понравится много больше. Ставшая , безусловно, бестселлером, эта книга является отправной точкой современных зарисовок и на нее в той или иной мере ориентировались и Рубина со своими бледными изводами путевых городских заметок про зарубежье и Трофименков с Ипполитовым. У последнего произошла как бы детализация, увеличение оптики, бо в книге очень много об очень маленьких городах — ну и «ячества», самого Ипполитова в отличие от Вайля оочень много ( а все же при формальном оммаже в сторону Муратова куда как ближе к Вайлю). Славная книга, как-то нашел автор золотую середину между занимательностью и невседоступностью, доступностью, но для читавших и смотревших. Без высокомерия, но с юмором.
Задумчивая кошка, 30 апреля 2015 г.
Сложная, но очень интересная книга. Даже ее жанр сложно определить — и мемуары, и биопик, и путеводитель. Дело в том, что Петр Львович рассказывает про свои путешествия про разным городам мира и обязательно про знаменитость, связанную с этим городом. Читать книгу нелегко, а если читатель не эрудирован разносторонне, то и не возможно. В «Гении места» 18 глав, в каждой главе описано два города и две знаменитости, итого 36 городов и персон. Для себя я выявила пробелы в знании архитектуры. ))) А в остальном мне было просто, как будто старых знакомых повстречала — Байрон, Макиавелли, Феллини, Ривера и др. Кое-что узнала новое, что-то обновила в памяти. Очень хорошая книга.