Георгий Гуревич «Бхага. Замысел 251»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное (Атеистическое, антирелигиозное ) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Загробный мир
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Сверхразум
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
После смерти герой попал к богу Бхаге. Он оказался посланцем некоего вселенского разума и должен был зародить и развить жизнь на Земле. Герою предстояло выслушать длинную историю о сотворении, а затем...
Повесть печаталась в журнале «Уральский следопыт» в 1990 году, номер 11/ноябрь.
Входит в:
— журнал «Уральский следопыт 1990'11», 1990 г.
— сборник «Древо тем: Книга замыслов», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 21 июля 2020 г.
Почему решил прочитать: повесть Гуревича отрекомендована фантлабовцам как любопытная вещь о том, что может быть после смерти и что есть бог
В итоге: несложная, местами наивно-сексистская повесть. Попытка деконструкции божественности, религиозности, возникновения разума. Прорывная для 1991 года вещь. Но не для современного читателя.
Концовка скомкана и невнятна. Решение, как же сделать так, «чтоб всем было хорошо», так и не найдено.
7(ХОРОШО)
Seidhe, 26 сентября 2016 г.
Повесть Георгия Гуревича «Бхага» не зря входит в сборник с говорящим названием «Древо тем: Книга замыслов». Воспринимать её можно по-разному, но одного достоинства у повести не отнять — автор смог поговорить с читателем на множество различных тем, ограничившись лишь набросками той или иной гипотезы, уместив всё это менее чем в сотню страниц. По нынешним временам бессмысленных эпопей и многотомных циклов это дорогого стоит. Понятное дело, что для современного читателя ничего особо нового Гуревич не сказал, но не стоит забывать, что повесть написана четверть века назад, а по тем временам многие темы не были ещё настолько заезженными. Это касается и возможного существования разумных динозавров струтиомимов, и инопланетян, выступающих в роли создателей человечества, и гипотезы о том, что все колесницы Древнего мира по сути — заимствования у кочевников степей Восточной Европы (тема станет весьма популярной лишь в 2000-е — сам по ней диплом защищал), и рассуждений о природе любви как движущей силы прогресса, и много чего ещё. По всему тексту разбросано множество интересных точек зрения, которые, казалось бы, очевидны, но очень уж хорошо сформулированы: «У иудеев же вообще сначала не было загробной жизни, там наградой считали многочисленное потомство, «как песка морского», а наказание — беды этому же потомству — «проклятие до седьмого колена». Не генетические ли болезни подразумевались?» И так — практически на каждой странице.
Одним словом, от повести не нужно ждать чего-то сногсшибательного, но ознакомиться с ней однозначно стоит. У автора получилась симпатичная история о развитии человечества и о том, какие силы движут этим развитием. Серьёзно к повести относится я бы не советовал, а вот как повод о многом задуматься после прочтения — самое оно.
Fiametta, 12 сентября 2016 г.
А вот это уже не замысел, это уже полноценная повесть.
Бхага повести, конечно, не имеет отношения к Богу авраамических религий. Или это могущественный пришелец, или кто-то в невысоком чине из сложнейших небесных иерархий гностиков. Скорее второе, раз к нему попадают после смерти.
Начало повести очень актуально для миллионов людей, все откладывающих дело жизни на потом, а ведь «потом» может и не наступить.
Интересна идея о том, что ящеры струтиомимы могли бы стать разумными (ловкие руки у них уже были), не успели, вымерли, истребив свою кормовую базу. Забавна идея горьких плодов познания (например, клетчатое яблоко с таблицей умножения).
Рассуждения о природе любви очень похожи на рассуждения из «Лезвия бритвы» Ефремова и, похоже, соответствовали тогдашним научным представлениям.
Читательниц-феминисток может изрядно разозлить умиленный сексизм автора.
Kairan, 25 ноября 2006 г.
А я вообще не понимаю, зачем это было написано. :frown: И Бхага выглядит скорее как комический персонаж. И непонятно зачем скрещение библейской картины мира с эволюционной. И главное, невразумительная концовка.
Элси, 24 ноября 2006 г.
А мне кажется, что это скорее хороший ответ на вопрос: что есть бог. Очень интересный взгляд на сотворение мира.
vjick, 22 ноября 2006 г.
Замечательная вещь! Одна из любимых у Гуревича. Хороший ответ на вопрос что ждет человека после смерти