Георгий Гуревич «Лунные будни»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное
- Место действия: Вне Земли (Луна ) | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Двое друзей решили подышать провинциальным воздухом, отдохнуть душой на природе. И зайдя перекусить в небольшую столовую, встретили там девушку, Марусю Лунную. Неужели такая у неё фамилия? Оказывается нет! И рассказала она друзьям историю о своём путешествии на луну. И лунных буднях.
Входит в:
— сборник «Пленники астероида (1962)», 1962 г.
— сборник «Мы — из Солнечной системы», 2003 г.
— антологию «Под светом двух солнц», 2010 г.
- /языки:
- русский (5), латышский (1)
- /тип:
- книги (3), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- О. Калнциемс (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Козлов, 30 октября 2023 г.
Прекрасный рассказ без всяких «НО». Прекрасный рассказ о прекрасно проведенном отпуске. О том, как приятно выбраться на природу и каких замечательных людей можно неожиданно повстречать в сельской местности. И, вообще, рассказ о том, как «хорошо в стране советской жить» и сколько еще предстоит впереди свершений. Георгий Иосифович Гуревич обладал великолепным чувством литературного стиля: замечательный, трогательный язык повествования, продуманные характеры, живая речь. Если, конечно, Вы умеете читать с выражением. А не, как обычно, видя умные слова, представляете академическую лекцию. Во многом отношение к рассказу зависит от самого читателя. Мне — нравится. А что может не нравиться? Давайте угадаю: колхозники и комсомольцы летят на Луну и одним своим энтузиазмом заставляют цвести сады в космической пустыне, не встречая не решаемых проблем. Неправдоподобно. Недальновидно. Наверняка, прямое влияние эпохи стремительного подъема советской науки и техники. Когда «светлое будущее» воплощалось в реальность.
«А между тем подобные взгляды порождают встречающиеся на страницах газет и журналов утверждения, что «действительность обогнала фантазию». Обобщенное утверждение подобного рода абсолютно неправильно, хотя в отдельных конкретных случаях и возможно. Возможно там, где мечта была ближнего прицела, устаревшая уже в момент печатания книги, или же, если речь идет о вещах, написанных за много лет до наших дней. На деле никакая действительность не может обогнать мечту и фантазию. Если бы случилось, что реальность обогнала бы наши мечты, то это означало бы, что люди попросту перестали мечтать.»
Это слова Ивана Антоновича Ефремова. Написаны они попозже и, я надеюсь, сгоряча, так сказать, под влиянием момента. Ведь люди, оказывается, могут отказаться от мечты при любом удобном случае. Как раз, статья Ефремова была написана в защиту книг, где ни на планету Радуга, ни на Марс ни одну толковую повариху не взяли. А в результате люди там получили кучу проблем. Зато исключительно все — философские. Это к тому, что возможность видеть социальные проблемы и уверенность в том, что оцениваешь их правильно — вещи взаимосвязанные. В рассказе «Лунные будни» Маруся говорит, что её учили кормить людей правильно, ведь в большинстве люди о таких мелочах не задумываются. Через десять лет учить советских граждан чему-то стало не модным. Модным стало придумывать сложные примеры. Работа Маруси — это мелочь. Собственно, в рассказе на неё внимания не обращают. Другим главным героям рассказа: писателю и художнику — интересны точность и правдоподобие. Они хотят запечатлеть удачный случай и уникальную картину. Конечно, писатель может восхититься, воспеть и признать заслуги простого человека. Но эпизод с метеоритом он живописать не может — Маруся о этом не сильно распространяется. Он может только сравнить воплощение мечты в реальность со сказкой. А научная экспедиция на Луну — это только небольшой эпизод. За ним идет грандиозная работа: сначала полетело шестеро, теперь готовят сто двадцать. За каждым своя интересная и важная совсем не сказка. Никакая мечта еще не воплощена. Но уже не интересно. Обычные люди совершают подвиг, не зная о этом. Множество людей вместе меняют настоящее, не замечая пройденного пути. И кто сможет рассказать им о подвиге, кто сможет показать им изменения? Если писателям и художникам нужен отдых, а на отдыхе им нужен столичный ресторан. Писателю хватает такта признать свою очень скромную роль в общем деле. Но он уверен, что читатель сам сможет додумать всю картину целиком. Так же, как художник готов запечатлеть только один эпизод из всей истории. Когда еще подвернется такой счастливый случай?
Все согласны, что люди Будущего будут мыслить категориями совершенно отличными от наших. Всем понятно, что люди Прошлого были вынужденны мыслить так, как велит эпоха. Но, когда Вас спрашивают умеете ли Вы, вообще, думать — это всегда неприятно. Встретить такой литературный талант — это настоящая редкость. Так что, мне — нравится!
montakvir7511, 18 ноября 2017 г.
55-ый год на дворе, чем ещё этот рассказ должен быть наполнен, епть? У нас тогда что в стране, просвещенная монархия правила?
В прославляемой и возведенной в эталон западной фантастике типа Золотого типа Века как раз тех времён, процентов у девяносто писателей бравые космические ковбои на шестиногих инопланетных лошадях во имя полуголых сисястых и безотказных в конце прынцесс крошили галактическую флору и фауну, а также разумных обитателей других планет, почем зря. И никто, думаю, сейчас там особо по этому поводу не рефлексирует, хотя КПД писательской деятельности там был реально такой же, как в СССР. На тонну мусора килограмм чего-то реально стоящего и ценного.
Да, были три-четыре десятка из многих сотен, которые сделали имя жанру. Но это капля в безбрежном море фантастики, где авторы-штамповщики, авторы-поденщики добросовестно выполняли социальную установку своего времени. Вывалив языки и наморщив лоб, они кропотливо и ежедневно наполняли свежей унифицированной жратвой многочисленные журналы и антологии, заодно пополняя семейный бюджет. А «пипл хавал», как и сейчас «хавает», не особо заморачиваясь оригинальностью и проработкой сюжета.
В Америке предпочли развлекать, бездумно и, по большей части, бессмысленно. Так, космическая оперетка на один вечерок, прочитал и выкинул покет на помойку. Это чтоб зажатые между пахотой на работе и семейными проблемами работяги хоть здесь по мечтать могли о чем-то великом и грандиозном, но для них несбыточном.
У нас сделали упор на ближний прицел. Техника на службе человека, необьятные возможности терраформирования, осушение болот и орошение Средней Азии. Лунные будни тоже описывали, кто посмелей. И я не уверен, что наш вариант хуже американского. Стране нужно было подниматься из руин войны, для этого требовалось подвигнуть молодежь на вступление в рабочие отряды, например.
Гуревич писал то, что брали и за что платили. Плохо ли писал, хорошо ли, то теперь вилами по воде писано, никак 60 лет прошло уже. Издавали и даже читали, значит нужно это было кому-то.
Не нам, живущим в эпоху властвования романтических вампиров и миллионов попаданцев, осуждать писателя, делавшего своё дело, и даже на благо обществу, возможно.
Девяносто девять из ста нынешних Гуревичу и в подметки не годятся. Даже в этой повести, реально плохой.
Error, 18 ноября 2017 г.
Рассказ настолько сильно наполнен совковостью, что начинает иногда становиться приторно от того бытового примитивизма, которым Гуревич сдобрил весь текст. Отчасти,конечно же, автора можно оправдать, ведь писалось на самой заре космической эры Первого шага человечества в космос. И тут мы были первые. Сам автор считал себя плоть от плоти советской социальной системы, а потому — и оправданно, и не мудрено — как само сабой разумеющееся, истово и откровенно восторгался своей Родиной и той социальной обусловленностью, которая существовала, побеждавшая врагов не только в великих войнах, но и в техногенных гонках. И как факт, — в будущем именно советские люди осваивают околоземные и Лунные просторы с их пролетарско — бытовым обращением «товарищ», «общественная столовая», к своим любимым обращаются не иначе как «Шурка — радист», и только его любят простой незатейливой любовью колхозницы — поварихи. И при этом имеют некий литературный талант рассказчицы изливая первым встречным всю подноготную «засекреченной» миссии на Лунную станцию. Да, вот именно так и могло всё происходить, и даже более — гипертрофироваться в ещё больший маразм.
Прав был великий учёный и писатель И. Ефремов : «Люди будущего будут не только говорить, но и думать по иному, отличаясь радикально от нас». Как видно из рассказа Гуревича, он совершенно это не учитывает, более воспевая систему в фантастическом антураже, чем проникаясь самой идеей освоения Луны и космоса. И страшновато от того, что это всё на бытовом, социальном уровне. Но что тут поделаешь — издержки времени (1955 год, последствия сталинизма и ура — патриотизма).
Sawwin, 2 января 2015 г.
Как всё это наивно и неправдоподобно! Но ведь год написания 1955, ещё нет ни первого спутника, ничего. А Георгий Гуревич пытается писать об освоении космоса, как о будничной работе. Уже одна эта попытка вызывает уважение.
Рассказ запомнился с 1962 года и сейчас я перечитал его с ностальгической улыбкой и безо всякого отторжения.
god54, 30 ноября 2010 г.
Этакая лубочная картинка освоения Луны, когда кандидатов отбирает комитет комсомола, а доктор не разбирается в витаминах, и на шесть человек нужен повар и уборщица. Но главное, все так хорошо и правильно, дружно и пафосно... Не знаю, но почему-то вот такая сельская идиллия навевает страшную тоску своей нереальностью.