Олег Дивов «Молодые и сильные выживут»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В этом новом мире все равны. За пропуск сюда каждый сполна заплатил своей памятью. И тот, кто хочет вспомнить больше, чем другие, должен быть самым беспощадным убийцей и просто обязан стрелять первым. Таков закон выживания в этом мире — Закон фронтира.
Эпиграф автора:
«Эта история приснилась мне. Конечно, не целиком, только самые яркие моменты. Остальное я реконструировал, а имена героев и названия городов изменил. Но в целом это остался сон. Просто некая оформленная в слова и визуальные образы знаковая система, расшифровывать которую можно по-разному. Предупреждаю сон был кошмарный».
Входит в:
— сборник «Молодые и сильные выживут», 2003 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 311
Активный словарный запас: средний (2826 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 41 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 60% — на редкость выше среднего (37%)!
Экранизации:
— «Молодые и сильные выживут» 2020, Россия, реж. Екатерина Краснер
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
gramlin, 3 октября 2024 г.
Из довольно интересного посакап сеттинга — выжило 10% людей и все потеряли память — автор не смог сделать ничего. 80% книги — страдания героев по своим воспоминаниям. Впрочем, героев как таковых и нету, сюжет тоже довольно условный. Первая часть книги где есть хоть какая-то логика и экшн выглядит как замануха. + Он зачем-то сделал из ГГ супермена и sic! капитана Что где Когда. Постоянно пассажи о том какие капитаны ЧГК грутые (тут наверно что-то личное у него).
URRRiy, 19 октября 2020 г.
Душевная история о мире, где у человечества периодически смывается память. Плюс конечно общее состояние организма влияет на процесс возрождения к жизни. Такая вот смесь Матрицы и обрывков сновидений.
Конечно по форме книга — боевик, сюжет игровой, но с загадкой и философией смысла существования человека. Ежели в нормальных условиях человек стремится кем то стать, то здесь — докопаться, кем ты был. Такие вот самокопания, сопровождаемые попутным уничтожением мыслящих не так увлеченно. И ещё есть мнение, что автор реализовал в этой книге личный подсознательный (а может и сознательный) импульс пострелять по Москве из тяжёлой артиллерии, чисто из любви к искусству, которое он изучил во время службы в армии.
Но сделан роман очень даже увлекательно, с вдохновением, это чувствуется. В общем отличный получился почти зомби-апокалипсис с человеческим лицом.
amlobin, 7 октября 2020 г.
К вопросу о роли памяти в функционировании общества. Психоделический постапокалипсис, мир, где человечество утратило память и мучительно пытается ее вернуть. Герои страдают от амнезии и провалов, совершают дикие бессмысленные поступки, ищут свое прошлое по кусочкам, много стреляют и перемещаются в пространстве. Те, кто вспомнил больше, управляют теми, кто еле-еле способен себя обслуживать. Мир, естественно в развалинах, кому обслуживать производство и инфраструктуру? Цивилизация возрождается отдельными очагами.
Причина катастрофы неясна, финал открытый. Сюжет как таковой построен на логике абсурда. Кто-то что-то вспомнил и куда-то поехал. Со всеми поссорился, многих убил. Пришлось бежать, искать других людей — и так до бесконечности. ГГ, что характерно, киношная знаменитость, бывший капитан команды Знатоков из «Что Где Когда», поэтому эрудиция у него неимоверная, постоянно всплывают каке-то факты, цитаты, забавные истории, откровения из жизни субкультуры чгка. Ведущий мотив — история команды/банды Регуляторов во главе с юным бандитом Билли Киддом, легендой Дикого запада. Автор настойчиво проводит параллели между командой ГГ и этими самыми Регуляторами из округа Линкольн.
Как боевик этот роман смотрится слабо, несмотря на то что здесь много трупов, развалин, разборок, стрельбы из легкого стрелкового оружия и даже самоходного миномета «Тюльпан», все как-то выходит нестрашно. Жанровые каноны постапа автор принципиально игнорирует, зато много размышлений и разговоров.
Книга сильная, но очень на любителя. Возможно, прочитай я ее двадцать лет назад, считал бы классикой и эталоном, Дивов этого заслуживает. Но сейчас пошло средне, дочитал, но с некоторым трудом.
VovaZ, 24 марта 2019 г.
Как и в большинстве своих произведений, Дивов сублимируется здесь в традиционных мечтах
- Любовь к собакам, большим и зубастым
- Мечта, чтобы все офицеры — сержанты в армии родной дружно склеили лапти
- Мечта приехать в Москву с чем-нибудь здоровым, сильно стреляющим, желательно атомным так, что бы все москвичи прямо об... нет ну очень испугались.
А кроме того, не гениально, но читабельно. Сюжетная интрига «постапокалипсис — технотьма» стандартная. Сюжет нарезан на несколько частей, склеянных между собой нескладно, с рядом логических и сюжетных ошибок.
Сценизм у Дивова традицонно вытягивает «высокостью драйва» и «глубостью мысли». Персонажи живые, но не стабильные. Мотивация решений и поступоков сбита. Впрочем последнее, возможно, результат химической атаки. :)
Линия «знатоков» кажется совершенно лишней, и сильно портит роман.
Symbolic, 31 марта 2019 г.
Эту книгу я прослушал в исполнении декламатора Дмитрия Хазановича. Великолепная озвучка настоящего мастера спасла эту книгу. Если бы я одел очки и начал знакомиться с *Законом фронтира* путём зрительного восприятия, то, пожалуй, бросил бы читать книгу на первой половине. А вот на аудиокнигу моего терпения хватило и я не жалею о потраченном времени. Иногда приходится настраивать себя на прочтение гораздо менее значимых текстов. С какой только халтурой я не познакомился за последние годы, какой только туфты не прочёл. И всё из-за окаянного любопытства, а вдруг повезёт, а вдруг выстрелит, а вдруг... Но чуда не случалось и в топку улетал очередной <шедевр>, съевший часы и дни моего личного времени. С бумажным *Законом фронтира* произошло бы тоже самое, но вот с аудиокнигой так не поступишь и я по старой привычке, набравшись терпения, одолел таки роман ушами.
Произведение явно адресовано романтикам в годы взросления или людям, привыкшим не заморачиваться на сложных сюжетах. Всё просто, как три копейки!
dxbckt, 14 сентября 2018 г.
Очередная отдельная книга автора еще раз подтверждает это мое субъективное предположение (о том что он является сторонником неядерной концепции «последнего удара»). Сначала впечатление конечно совсем непонятное... какой-то странный апокалипсис, проснувшиеся «тупые», отсутствие цивилизации и памяти у всех выживших... разборки в стиле 90-х с применением танков и артиллерийских систем типа «Тюльпан» и «Гиацинт»... Однако в рамки уже озвученной концепции применения психотронного оружия ударившего на этот раз по всему человечеству сразу, все укладывается просто идеально... Выжившее население в городах можно взять одним полком, оружие валяется на всех углах, мобсклады ломятся от техники, города медленно но верно зарастают сорняком... В общем полный «Аллес Капут!», разве что только (слава богу) следов радиоактивного заражения нет... Концовка книги неоднозначная и счастливым концом (несмотря на оптимизм последних страниц) там походу и не пахнет. Хотя... может оно и правильно! Концовки типа «и жили поживали счастливо и ели яблоки на Марсе» уже несколько поднадоели.
P.S Кстати поделюсь мыслью — данную книгу я купил (заказал) в интернете на сайтах продажи книг б/у... Блин! Оказывается они там стоят копейки (50-80 руб) и если брать сразу десятком, то и цена божеская... Кстати книги что пришли мне «почти нулевые», видимо остался нераспроданный тираж в свое время... Есть конечно доп.траты на пересылку или оплату наложенным платежом, но в целом это даже дешевле чем покупать «в местных» магазинах, где цены втрое и в четверо дороже... Сайт где я заказал книги приводить не буду (не рекламирую тот или иной ресурс) при желании найдете сами... единственно имеет смысл заказывать там «где поближе» к вашему городу, т.к доставка порой занимает дней 10-ть. Общем: данная книга куплена мной «на бумаге» в коллекцию. о чем не жалею.
ddiver, 4 сентября 2018 г.
Несмотря на избыток самокопания героя, мотивированности прошлым вместо будущего, «страданий влюблённого пингвина» на полкниги, и прочей подобной достоевщины (гм.. пожалуй, местами и Достоевский мог бы завистливо повертеться в гробу), в целом — одно из лучших постапокалиптических произведений из читанных мной. Уж точно — лучшее из Дивова.
aiva79, 25 ноября 2017 г.
Это постапокалиптическая история, но с эдакой нестандартной проблемой в центре сюжета. В результате каких-то нераскрытых полностью автором причин (то ли это происки врагов, то ли эксперементы местных ученых и военных), погибло все население моложе 20 лет и старше 40, но и среди этой возрастной группы выжили только абсолютно здоровые. Странное бедствие, да? Ведь получается, что скосило наиболее слабых и менее способных сопротивляться врагу, а те, кто могут дать отпор остались жить. Казалось бы, насовсем логично, для потенциального завоевателя. Но не все так просто. Все те, кто выжил превратились в «тупых», неспособных себя идентифицировать как личность людей, мир Фомов не помнящих родства. Вроде бы и живые, способные есть, пить, ходить, размножаться, делать механическую работу люди, но совершенно не имеющие каких-либо привязанностей, интересов и не способные самостоятельно принимать решение. Т.е. выжившие превратились в стадо баранов, ораву. Один из героев книги делает предположение, что неким врагом так и было задумано, чтоб выжили молодые и сильные для того чтоб потом они могли стать частью невольничьего рынка, безынициативной тупой рабочей силой. И меня этот вывод, признаюсь, несколько ошарашил. Все оказалось просто.
Но с течением времени, хотя это время тоже четко автором не обозначено, некоторые стали «просыпаться», осознавать себя как личность и постепенно вспоминать себя и свою жизнь. Пока читала у меня все время в голове крутилась фраза: «мужчины не плачут!». Но в этом романе мужчины не просто плачут, они рыдают на взрыд и этому веришь. То как каждый герой книги приходил в себя наверно сравнимо частично с тем, как происходит выход из длительного запоя, какое-то одновременно озарение, боль от содеянного в период пьянства и плюс ужас от того, что ты понимаешь, что ты человек, что у тебя возможно есть близкие, но ты не знаешь кто ты. Главный герой, например, был как ходячая энциклопедия, но совсем не помнил своего основного занятия в жизни, помнил себя до подрасткового возраста, а потом полный провал в памяти, но при этом знал, что должно быть у него обручальное кольцо на пальце, но не мог вспомнить ничего о жене и причины почему кольца все-таки на пальце нет. И это лишь пример. А своя история ведь была у каждого выжившего.
О романе много всего можно сказать, и про «удельные княжества», которые создали, сорганизовав «тупых», уже проснувшиеся челы, и про бесконечные войнушки между всеми и против всех и про параноиков, которых тоже оказалось предостаточно среди выживших.
Читать было интересно. Кроме того, с каким-то умилением мне самой вспомнилось время брейн-рингов и героев того времени.
В общем рекомендую роман тем, кто хорошо помнит 90-е. Удовольствие от книги получите наверняка.
Сказочник, 2 апреля 2017 г.
Наряду с «Выбраковкой», считаю этот роман венцом творения Олега нашего Дивова. Да, каждой новой своей книгой он показывает, насколько крут, но, полагаю, что такой красоты, как в «Выбраковке» и «Законе фронтира», не достичь уже и самому Дивову. Роман, задающий тон на поколения российских фантастов вперед в поджанре постапокалиптики. Вот так надо писать о том, что может произойти ПОСЛЕ конца света.
Александрович, 3 апреля 2015 г.
Добро пожаловать на планету Земля после зомби-апокалипсиса от Олега Дивова. Картина этого бедствия далека от стереотипов созданных Джорджем Ромеро. Мертвецы, попадающиеся на каждом углу лишь кучки тлена, но выжившие забыли все личные воспоминания и события, произошедшие с ними после 1986 года. А поскольку, выжили в основном молодые и сильные, то их эмоциональное развитие откатилось на стадию подростов. Не знающие кто они, брошенные и одинокие, в мире с кучей опасных игрушек, начиная от автомата Калашникова и заканчивая атомной бомбой... Хорошая задумка и страшная картина.
Герои здесь соответствующие. Они потеряны, злы и страшно напуганы. Им нужна помощь, опора на кого-то, кто может заменить исчезнувших родителей. Здесь нет развесёлой атмосферы ,что царит на страницах «Лучшего экипажа солнечной» несмотря ни на какие проблемы. Однако есть та же тема крушения старого мира и возникновения на его месте нового порядка, знакомая всем, кто пережил 90-е годы прошлого века.
В заключении хочу отметить ,что при всех попытках стилизовать происходящие под дикий запад, вестерны и произведения Джека Лондона не единственный источник вдохновения. «Безумный Макс» ощущается кончиками пальцев.
Lunetta, 20 сентября 2014 г.
Пару дней назад закончила читать.
Эм...как-то не поняла. Не прониклась.
Как-то все началось ни с чего и закончилось ни чем.
Странный роман, ничего не скажешь. Ммм...поиски себя? Больше похоже на попытки вспомнить, и страх, что тот человек, которого ты вспомнишь уже не ты нынешний, а кто-то страшный. Вот что я вынесла из этой книги.
Стоит ли читать? Наверно стоит, хотя бы для того, что бы задуматься, что есть человек. Что делает его Человеком.
amak2508, 19 сентября 2013 г.
Еще один вариант постапокалипсиса, только несколько своеобразный. В нем нет шумных катастроф (большая часть населения планеты в одночасье тихо почила в бозе), а выжившие (именно те молодые и сильные) почти полностью потеряли свою память. В связи с таким посылом автор в своей книге уделяет внимание не только (и не столько) приключениям своих героев, но и их психологическому состоянию.
Вообще книга получилась на любителя: если спросить себя о чем она, то лучшим ответом будет «просто о жизни в смоделированной ситуации». Каких-то целей и идей в ней не видно, хотя намеков и аллюзий, естественно, хватает. И финала тоже, как такового, не наблюдается — просто на каком-то месте текст тихо кончается и герои идут себе дальше своей дорогой уже вне книги. Выживут, погибнут ли — автора это уже не интересует. То есть, были люди, которые очнулись (?) в этом новом мире и стали пытаться жить в нем... Написано хорошо, таланта у Дивова не отнять, но это и все...
Еще несколько смутила неоднократно описываемая автором реакция практически всех героев произведения на пробуждение каких-то воспоминаний — почему именно «слезы в три ручья»? Не будучи психологом трудно оценить правдивость такой реакции, но для дилетанта она выглядит не очень правдоподобной..
Хойти, 28 марта 2013 г.
Человечество поражено непонятным вирусом. Люди не ослепли, не покрылись язвами, не стали каннибалами, не взвинчены сексуально — они утратили память. Причём не целиком, а фрагментарно (как именно — об этом в книге). С трудом, через бесконечную войнушку, через потерю и обретение человеческого в себе выживает тот, кто сумел найти смелость вспоминать. Слезами умываются суровые мужики, когда прошлое возвращается к ним.
Скаля зубы в невесёлой усмешке, появляется среди них «герой из ниоткуда» — Гош, Георгий Дымов, обладающий странным запасом знаний (куда большим, чем у товарищей по несчастью), безжалостный, готовый к разрушению что на физическом, что на психологическом плане, манипулятор… Извините, цепляет меня эта тема уже не в первый раз: может быть, потому, что сама ведома, уговариваема и непростительно простодушна — не знаю…
Эх, Дымов…
«Эх, Дымов, сколько тебя жизнь ни ломает, а ты всё нормальный и нормальный… Порядочные люди давно шизофреники, а с тебя как с гуся вода».
Нерационально любимый мною Олег Дивов в этой книге вдарился в некую крузообразность. Не знаю, как читателям-мужчинам, а мне многовато оказалось касательных и направляющих, танков и патронов, а также другого бряцания оружием.
Огорчила претенциозная и в то же время не новая «обратная» композиция: конец — середина — начало. Причём середина получилась настолько перевешивающей, что после неё пришлось возвращаться к началу (то бишь к концу, кхм), чтобы понять: а что же, собственно, там происходило. Ну, а на-самом-деле-финал оказался и скомканным вдобавок, будто автору надоело это всё: «Да ну вас, ребята, выкарабкивайтесь сами, как знаете…»
Эх, Дивов…
tapok, 18 апреля 2013 г.
Книга страшная. Удивительно жутко представить себя на месте главного героя. Оказаться в современном мире, не помня о себе ничего. И даже более того. Память отшибло до какого-то периода, далее шло «zombie time», когда персонаж действует так, словно он загипнотизирован. Кем он был раньше? Что делал, будучи зомби? Что ему делать сейчас без этих знаний? В этом мире нет ни молодых, ни старых. Здесь очень чётко обыгрывается удачное название романа Дивова — «Молодые и сильные выживут».
Итак, это немного староватый стиль автора. Что-то ближе к боевику, в котором очень много разговоров и самобичевания (помним «След зомби»). Дивов вновь пихает на место главного героя свой образ. Снова Олег против системы. Снова это жесткая сатира на современность (политику, государство, нравы). Есть даже очень привычная нам животинка — собака по имени Белла. Она, конечно же, самка. Ничего удивительного здесь нет.
Композиционно книга выглядит так: пролог, основная часть, эпилог. По сути все три части живут отдельной жизнью (кстати, глав как таковых нет, что для меня печально). Когда я проникся прологом и перелистнул страницу на основную часть, то даже расстроился. Я предполагал, что автор продолжит начатое. Но Дивов решил иначе. В итоге вся книга на деле — это реконструкция сна (не совсем того, о котором говорится в аннотации), то есть прошлого в «zombi mode». Не скажу, что это плохо. Просто не соответствовало ожиданиям (за них ответственен уже я).
В целом роман получился ровным, но мне больше понравилась московская, а не тульская часть. Наверное, в большей мере из-за своей непредсказуемости. Не сказать, что в Туле всё было ясно, но в общих чертах течение было достаточно понятным и ясным. А вот в столице не всё так просто.
Итог: сильная дивовщина. Роман интересен даже сейчас. Особенно если не забыть, что он в старом стиле.
wax, 11 апреля 2013 г.
Очень порадовало то, что «жизнь после» показана как-то по другому, не так, как у других авторов. Ведь тема «жизни после конца света» давно не нова, и о ней писали многие. Но у Дивова получилось описать это как-то так..очень по-особенному. Оторваться от этой книги лично мне было невозможно и в то же время я очень часто просто боялась читать дальше.
Но в то же время очень тяжело было видеть отчаяние людей, потерявших всё. По-моему, нет ничего хуже, чем помнить, как например, казнили девственниц в древнем Риме, и не помнить, как звали любимую женщину. Как она выглядела.
У людей отняли то, что делало их..ну не то что людьми, но то, что делало их живыми. То, что было важно. Наверное, поэтому «проснувшиеся» были такие агрессивные-ведь у них были какие-то осколки, зачатки. А у тупых не было. Они жили и жили. Сперва я питала к ним отвращение, но потом подумала..может, автор был прав, когда говорил, что проснувшимся нужно было просто «поменьше задирать нос» ? Ведь тупые по сути не такие уж и плохие. И они действительно не настолько счастливы были под руководством всяких Борисов и шизофреников. Им было лучше жить так, как жили, как понимали. А такие проснувшиеся правители пытались выстроить мир, похожий на тот, что у них был. Может, для того, чтобы было легче вспомнить что-то важное. Ведь для них воспоминания-это самое важное.
мне показалось, что после «второй волны» люди стали чуть лучше. Хотя Гош снова был агрессивный.Но с ним-то особый случай. Его вообще очень жалко-ему, как игроку, по-моему пришлось хуже всех. Ведь у него был колоссальный запас «ненужных» знаний. И у него была Оля. Такие отношения, какие описаны между ним и ней по-моему вообще самое прекрасное, что есть на свете. Прозвучит глупо, но мне кажется, что именно это и есть настоящая любовь. Почему нет?Главное-доверие. А они доверяли друг другу. Очень.
Стали лучше потому, что стало больше вспомнивших. Вспоминать стали больше, но опять же-ненужное..
Больше всего меня поразило то, что они забыли свою предыдущую жизнь. Борис уже не помнил, что это он поставил заставы, что Гош-и есть тот, из-за которого бомбили Москву. Всё это они забыли, но видели следы разрушений и сделали свои выводы.
Мне очень страшно думать о том, что будет, если наступит «третья волна». Возможно, проснувшиеся станут «еще лучше»-еще больше вспомнят, но..такой ценой? Забыв опять всё что было, снова испытав ужас от того, что непонятно, кто ты и где ты?
Это ужас.но И задаюсь вопросом-а кому это было надо?Решили сделать «новый мир»?Людей, у которых бы остались «технические» навыки и знания, но не осталось бы ничего личного?
Но ведь не получилось же. Люди всё равно начали вспоминать. И стали еще несчастнее, чем прежде.
И жалко их всех до слез.