Льюис Мэмфорд «Миф машины. Техника и развитие человечества»
Входит в:
— журнал «Цифровой жук» > 1998 > журнал «Цифровой жук, 1998'05», 1998 г. > цикл «Миф машины»
— антологию «Утопия и утопическое мышление», 1991 г.
- /языки:
- русский (2)
- /тип:
- книги (2)
- /перевод:
- Т. Азаркович (1), Б. Верпаховский (1), Б. Скуратов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stas-no, 31 мая 2024 г.
Автор затронул в этом трактате разные вопросы: становление человека как homo sapiens, развитие человеческой технической (в широком смысле) культуры с палеолита до современности, власть в истории. Но это вовсе не бесстрастный науч-поп, а изложение продуманной позиции не без полемики с разными предшественниками.
В центре трактата стоит авторское понятие машины или мегамашины — бездушного целого, для которого люди только средства или составляющие (винтики). Мегамашина в разные эпохи может иметь разный вид: то в виде государственной системы (ранние человеческие цивилизации, напр. Египетская), то в виде экономической системы (современный капитализм). Для Мамфорда эти (мега)машины — зло, поскольку обычный человек для них — расходная часть, а не личность (т.е. собственно человек и есть личность). Одним словом, все, что дегуманизирует человека и делает его средством (винтиком машины), а не целью — это все и составляет машину.
Но вокруг и в параллель с этой центральной мыслью автор говорит много о чем. Примерно половина трактата посвящена развитию и становлению древнего человека и человеческой цивилизации, роли отдельных её слагаемых в формировании общества и культуры. Это ритуал, язык, овладение ремеслом, охотой, земледелием, появление иерархического общества с царем во главе с важным атрибутом такого общества — войной. Наиболее интересной для меня оказалась часть книги, посвященная становлению и развитию человека на ранних стадиях, в период палеолита и неолита. Один из важных тезисов: человек развился не столько в результате изготовления орудий, сколько используя свои мозги, и развивая свой разум и культуру. Автор расширяет понятие «изобретение», трактуя его как любую творчески-созидательную деятельность человека, включая сюда язык, ритуал, искусство, изучение окружающей среды и т. д. Он называет это немеханическим изобретением.
Во второй половине книге автор все чаще переходит к более публицистическому стилю, нередко бичуя власть и особенно порицая военное применение мегамашины.
Рисуя картину крупными мазками автор естественно упрощает картину. Так, выделение именно бенедиктинцев как культуртрегеров довольно случайно (многое им сказанное актуально и для многих других монашеских общин), автор довольно поверхностно знает историю как христианства, так и монашества в целом. При этом он полемизирует с М. Вебером и считает, что дух капитализма появился раньше протестантов, а вполне присутствовал уже в бенедиктинском монастырском хозяйстве.
Русский перевод в целом хорош, но под конец книги стало много ляпов, возможно, вследствие невычитанности текста (переводчик торопился и редактор тоже не уследил).