Елена Михалкова «Алмазный эндшпиль»
В Москве совершено громкое ограбление: похищен редкий синий бриллиант «Зевс». Майя Марецкая знает, кто совершил преступление и где прячут бриллиант, но молчит. Почему? Антон Белов тайно перевозит драгоценные камни. Последняя «операция» едва не стоит ему жизни. Убийца считает его лишь пешкой в своей игре... Сможет ли пешка изменить ход партии? Владелец салона «Афродита» ищет редчайший бриллиант, следы которого ведут из Франции восемнадцатого века в Россию двадцатого. Но принесет ли счастье «Голубой Француз» своему новому хозяину?
Читайте об этом в новом детективном романе Елены Михалковой «Алмазный эндшпиль». Мастер детективной интриги, Елена Михалкова показывает неизвестную сторону ювелирного мира.
Кто победит в виртуозно разыгранной шахматной партии, где выигрыш дороже любых бриллиантов?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ouroboros_8, 10 сентября 2021 г.
֍ ЖЕРТВЫ СОБСТВЕННОЙ ХИТРОСТИ, или БОЛЬШОЙ ПЕРЕДЕЛ ЮВЕЛИРНОГО РЫНКА ֍
ЦИТАТА «Синтетику от природного камня с помощью лупы не отличить!»
(Елена Михалкова. «Алмазный эндшпиль»)
«Дура мышь, коли в крупе сдохла».
(Русская народная пословица)
«Не жили богато – не стоит начинать» – так обычно говорят, не имея особых притязаний на роскошную жизнь. С алмазами, сапфирами, изумрудами мало кто вращается и обращается в своей жизни. Но есть и другая реальность, в которой блеск драгоценных камней, ювелиры, ювелирное искусство: одним словом – ювелирный мир, о котором обычному обывателю мало что известно.
Елена Михалкова в своём авантюрно-приключенческом романе «Алмазный эндшпиль» (2011) решила приоткрыть завесу над тайной, покрывающей ювелирный бизнес, в котором крутятся огромные деньги, и показать одну из возможно существующих сторон теневой экономики и криминального бизнеса.
За жизненной сферой людей, где царит роскошь, всегда приглядывает сатана, а у сатаны, как известно, свои законы и правила…
Задумка романа, на мой взгляд, – показать бандитский ювелирный мир с его криминалом, алчностью, граничащей с глупостью, и бесчеловечностью.
Действие разворачивается в Москве, но с таким же успехом это мог быть и любой другой город: атмосфера столицы не очень ощущается на страницах романа (на мой взгляд). Возможно, автор делает это намеренно, чтобы показать «универсальность» происходящих событий.
Ювелирный бизнес в городе держат три авторитета – три конкурента: Григорий Стропарь – самый загадочный из трех, с самой весомой долей капитала; Аман Купцов – хозяин сети недорогих ювелирных магазинов и Николай Павлович Хрящевский (Хрящ) – один из ювелирных королей, прямой конкурент Амана Купцова.
Главным антигероем в романе выступает Хрящ, образ которого Михалкова рисует самыми что ни на есть «бандитскими красками» – кроме отвращения этот тип ничего у читателя не вызывает. Его правая рука – начальник службы безопасности – Дымов Валентин Петрович из разряда отмороженных негодяев и на службе у него такие же бандиты – отморозки.
Судя по помощнику Дымова Игорю Савушкину, это люди с покалеченной психикой и врождёнными садистскими наклонностями. Автор очень убедительно выстраивает сюжетную линию Савушкина, которому отводится важная роль в череде хитросплетений криминальных событий.
Есть ли в романе положительные герои? Несомненно, женский персонаж – 40-летняя Майя Марецкая, ювелир и помощница Мони Вермана – хозяина ювелирного салона «Афродита» в сети ювелирных салонов Купцова – главная положительная героиня. Михалкова с глубокой симпатией рисует образ этой женщины, которой серьёзно по жизни не везёт с мужчинами. Бездетная и незамужняя – именно только такая и могла сыграть ту роль, которую отвела ей автор.
Что касается мужского главного персонажа – Антона Сергеевича Белова – перевозчика ценностей (курьера), то явно он был задуман, как положительный персонаж. Так оно и есть, наверно, если не считать его противоправную работу по нелегальной перевозке драгоценностей, не говоря уж о его работодателе. Тем не менее, именно Антон выступает этаким «судиёй» Мони Вермана, еврейская хитрость которого и желание нажиться стали той кнопкой, которая запустила невероятный клубок умопомрачительных событий.
Ювелирный салон Вермана «Афродита» – штаб противостояния криминальным ювелирным магнатам, поэтому автор, как мне думается, неспроста собрала в одном месте сразу трёх великолепнейших евреев: Моню, его друга – Сёму (Семёна Львовича) Дворкина и Яшу – племянника Вермана. Экая силища! Добрый, искрящийся юмор и лёгкое подтрунивание над двумя старичками – «Шалтаем» и «Болтаем» очень украшают роман и делают ювелиров весьма симпатичными… Так что, как говорит автор, – «Синтетику от природного камня с помощью лупы не отличить!»
Вообще, история у Михалковой запутанная и с неожиданными поворотами сюжета. Чтобы разобраться во всём и поставить свою оценку произведению – самую высокую, мне пришлось составить собственную схему действующих лиц со стрелками (так поступают детективы, расследующие преступления), показывающими взаимосвязь и переплетение персонажей. Получилась очень занятная картинка, составление которой также оказалось небезынтересным.
Действующих лиц в романе много, но нет ни одного лишнего. Зато есть связь с другой книгой Михалковой – «Иллюзия игры», которую я теперь вряд ли обойду своим вниманием.
Из «Алмазного эндшпиля» я узнала много интересного о ювелирном деле и драгоценных минералах, не говоря уже о том, что книга занимательная и сюжет держит в напряжении. А то, что в конце обязательно будет какая-нибудь неожиданность, так автор уже приучила к этому своих постоянных читателей.