Джонатан Л. Говард «Johannes Cabal: The Fear Institute»
Входит в:
— цикл «Иоганн Кабал»
Номинации на премии:
номинант |
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2011 |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
psycrow, 28 января 2013 г.
Третья книжка про целеустремленного и циничного некроманта Иоганна Кабала — и, возможно, самая лучшая пока во всем цикле, хотя нельзя исключать того, что во мне говорит свежесть впечатлений. Парадокс здесь в том, что этого превосходства она добивается несмотря на мое почти абсолютное невежество в области лавкрафтианства, вокруг которого во многом и крутится сюжет. Трио жалких людишек (впрочем, по мнению Кабала, почти все людишки жалкие) прибывает к некроманту за помощью, называя себя Институтом страха («Ваша организация, случайно, названа не в честь какого-нибудь господина по фамилии Страх?» — «Нет». — «Что ж, уже хорошо») и утверждая, что их цель — уничтожение Phobic Animus, некоего мистического существа, ответственного за порождение иррационального страха в сердцах людей. Найти его можно в Стране снов (Dreamland) — тут-то и начинается махровое лавкрафтианство, с обязательным визитом в Аркхэм, упоминаниями The Great Deep Ones через страницу и уморительными выдержками из рукописи Сайрила В. Клома «Ктулху и его друзья для самых маленьких», но недостаток информации по теме никакого негативного влияния на впечатления читателя вовсе не оказывает. Сильные стороны Ховарда здесь, как обычно, совсем другие: интеллектуальный стиль повествования, обилие богатых и сложных метафор саркастического характера, натравливание ядовитого кабаловского цинизма на всех второстепенных персонажей в пределе досягаемости (включая вурдалаков, пророчиц и ужасных всесильных богов). Читать Ховарда — сплошное удовольствие, причем в конце оно непременно будет приумножено парой-тройкой непредсказуемых сюжетных поворотов, после которых смертельно опасные приключения Института по разрушенным городам Страны снов покажутся сущими цветочками, причем британскость автора только подчеркнет наличие timey-wimey stuff в лучших традициях «Doctor Who». Сравнения с Пратчеттом, пожалуй, уже утомляют даже меня, но, по-моему, когда речь заходит об английском, фэнтезийном, умном и уморительно смешном, ориентир получше придумать не так уж и просто.
P.S. Ховард строит книги — и «The Fear Institute» не исключение — настолько удачно, что их можно читать прямо с наскока, без предварительного знакомства с персонажем или циклом (хотя последнее, конечно, не повредит).