Катрин Роб-Грийе «Женские церемонии»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Avex, 4 декабря 2013 г.
(bdsm/ опережая возможные вопросы: не был, не практикую, не имею)
Среди непритязательной, однообразной и скучной литературы «для взрослых» попадаются иногда полезные книжки.
Они способствуют снятию стресса, наподобие резиновых чучел начальства в некоторых японских фирмах.
Улучшают демографическое состояние страны, побуждая юношей и девушек активней заниматься развратом.
Способствуют развитию фантазии, будоражат мысль, усиливают кровообращение и повышают общий жизненный тонус.
Формируют трезвый взгляд на мир и окружающих — без синяков, переломанных конечностей и прочих нежелательных последствий физического и медицинского характера — ведь сталкиваться с тёмной стороной жизни лучше в книжной (не)реальности, нежели наяву. Это горькое, но полезное лекарство от иллюзий и чрезмерной доверчивости.
На худой конец, этой книжкой можно размазать зазевавшегося на стене таракана.
Кроме того, с каждой подобной книжкой общество теряет потенциального преступника, приобретая взамен респектабельного гражданина — писателя, быть может, даже лауреата какой-нибудь премии.
Под обложкой, честно предупреждающей, что главной темой будет томление духа и страдания тела — обнаруживается дилогия для романтично настроенных девиц (склоняюсь к тому, что «Церемонии» рассчитаны всё же на женщин). Возможно, найдётся немало людей, которые кинутся упрекать автора в аморальности, преступных намерениях и ещё бог знает в каких вещах. На это можно возразить, что презумпцию невиновности и вседозволенность фантазии пока не отменили, хотя к тому и идёт — описанное всего лишь фантазии, а никак не реальность.
Если, подобно мне, вас интересует скорее философский аспект БДСМ, приходится признать, что таковой здесь отсутствует — типичная развлекаловка. По всей видимости, философствование маркиза является таким же отклонением в БДСМ, как и творчество де Сада относительно мировой литературы в целом.
«Образ» (L'Image) — первая и наиболее слабая часть дилогии — мягкая эротика, которую уместно сравнить с фотографическим натюрмортом, где главный объект вожделения — женское тело, представленное на фоне разнообразных аксессуаров (как живое, оно не воспринимается совершенно, поэтому натюрморт). Причем, эротика здесь не сюжетная, а скорее описательная — подробно расписываются следы от плети или верёвок на теле, царапины и ожоги — а не то, как и при каких обстоятельствах они были получены. Будто щадя чувства читательниц, рассказывается больше о следах мучений, нежели о самом процессе. Зарисовки не преступают за грань дозволенного, хотя порой балансируют на краю. Картина преподносится с точки зрения профессионального фотографа — мизансцены, свет, ракурс, построение кадра.
Подлинный пол сочинителя узнаётся с первых страниц — слишком большое внимание уделяется деталям и описаниям — одежды, внешности, обстановки; слишком пассивен и подчёркнуто бесстрастен главный персонаж.
(образ: ванильное мороженое и чашечка кофе миланской обжарки, с тонкой пенкой кремА... смена кадра)
(образ: икебана из нижней и верёвки... смена кадра)
(образ: роза на венерином холме, с непременными капельками крови-пота-росы...)
Первая часть — наброски из жизни небольшой маргинальной группы: просто, поверхностно, сентиментально. Развлечения домины не отличаются особенным полётом фантазии — это скорее предупреждающий знак перед главным блюдом, отпугивающий противников и привлекающий возможных неофитов.
Вторая часть — собственно «Женские церемонии» (Cérémonies de femmes), в которой рассказчик поменял пол, сбросил наконец маску (под псевдонимом скрывалась Катрин Роб-Грийе, супруга известного литератора).
Если в первом произведении рассказчик — это инертно-созерцательный наблюдатель со стороны, описывающий игры верхней и её игрушки-воспитанницы, то во втором повествование идёт от настоящего первого лица — скучающей тетушки феминистского настроя, проявляющей некоторое любопытство к играм садо-мазо-. Как и «Образ», это не монолитная история, а низка бусинок-эпизодов. По градации цвета уже не светло-серое, но и не сказать, чтобы тёмное, хотя эротика становится более раскованной и изобретательной — те, кто боится Темы, отсеялись на полдороге или в начале пути, едва увидев обложку. Больше секса, жёсткости, боли!
Если продолжать аналогии, если первая повесть — фотосессия, то вторая — театральное костюмированное представление или художественный перфоманс.
(врезка: нож с зазубринами)
(врезка: туфли на шпильках)
(врезка: распятый на набережной Сены голый мужчина, освещённый прожектором проплывающего катера)
Затаённые желания автора проговариваются в заключительной главке — сне «Всё разъясняется» — игры стали жёстче, извращённей, опасней. И вот оно — простое, как суть самого предмета! — желание запустить в кого-нибудь яйцом! Помнится, в аналогичном соблазне признавался кто-то из известных физиков (А. Эйнштейн? академик Ландау?). И теперь тот, кто без греха, может бросить в автора камень.
Рекомендую по горячим следам прочитать автоинтервью в конце книги — о bdsm-салонах Европы и Америки.