Андрей Курков «Добрый ангел смерти»
В руки главного героя Николая Сотникова попали некие таинственные документы. Скрываясь от людей, которые во что бы то ни стало хотят завладеть этими документами, он отправляется в путешествие к Каспийскому морю. Поездка оказывается очень рискованной и кардинально меняет жизнь героя.
Так же: А. Курков. Добрый ангел смерти. Роман. – Харьков: Фолио, 1998.
- /языки:
- русский (7), украинский (2)
- /тип:
- книги (9)
- /перевод:
- В. Бойко (2), В. Левицкая (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 21 марта 2025 г.
Впервые читая Андрея Куркова, регулярно попадаешь в тупик с определением жанра. То есть, чтение, конечно, легкое, интересное, язык чист и забавен, но надо ведь и определиться: что это за текст такой?
Герой переезжает в новую квартиру, находит среди оставленных хозяевами книг «Кобзаря» с заметками на полях, ищет их автора, встречает его знакомых. Автор записок давно убит неизвестно кем при странных обстоятельствах. Есть некие документы, укрытые в гробу, под головой покойника. Герой их извлекает, понятно, с риском для жизни, получив от бомжей по затылку лопатой на ночном кладбище. А в добытой папочке – донос на рядового Тараса Шевченко, о том, как тайно закопал он что-то в мангышлакских песках. Тем временем выясняется, что герой сторожил по ночам не детское питание, а склад замаскированных наркотиков, и успел насолить неизвестным бандитам, и они теперь десять тысяч с него требуют, и на улице его кто-то пасет, и стоит сбежать на время, а почему бы тогда не отправиться в прикаспийскую пустыню, не поискать заодно клад, вдруг кто денег даст за найденную национальную реликвию?
Короче, ясно: это триллер. Завязка – не сказать, что оригинальная, но довольно бодрая. С легким налетом пародийности, что даже и хорошо. Но вот бывший спортсмен, бывший сторож и экзистенциальный одиночка пускается в странствие, в котором для триллера и пародии не остается места. Блуждания по Астрахани, празднующей День города бесплатной раздачей икры, путешествие на плавучем консервном заводе, платоническое покровительство самостоятельных женщин и участие каспийских контрабандистов, атмосфера раннего Аксенова или Маканина в контексте журнала «Юность». Цель пути призрачна, она только повод, героя явно ведет судьба, а читатель понимает, что перед ним некая притча, тем более что после высадки на безлюдном берегу начинается сюрреалистический поход через пустыню в духе азиатского кино Луцика или Худойназарова. Героя откапывает из песка старый казах с двумя дочерьми, одной из которых он достается в качестве мужа. Некоторое время можно наблюдать нормальную романтическую мелодраму, но когда в дело включается семейная пара украинских национал-радикалов и полковник СБУ, а в центр сюжета помещается операция по доставке на Родину нескольких тонн песка с квинтэссенцией национального духа, кристаллизовавшейся из спермы малоросских солдат – читатель снова не знает, что и думать. Искать здесь политический подтекст может только параноик, а философии тут не больше, чем в любом фильме Данелии.