Дэвид Геммел «Эхо великой песни»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Путешествие к особой цели | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Когда-то аватары были великой расой. Они принесли миру письменность, архитектуру, искусство, науку... С помощью открытых источников энергии они продлевали свою жизнь и были подобны богам. Но страшная катастрофа уничтожила большую часть их народа и отрезала выживших от тех источников. Сейчас немногочисленные аватары благодаря остаткам своей мощи еще сохраняют власть над прочими народами, но они слабеют, и покоренные племена только и ждут возможности скинуть ярмо рабства...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Вонамби, 9 января 2023 г.
Бывают произведения хорошие, вызывающие лишь восхищение. И только лишь беспристрастность критика заставляет искать и выявлять недостатки, которые есть в любом, даже гениальном произведении. Во имя справедливости по отношению к другим произведениям.
Бывают произведения плохие, вызывающие лишь отторжение. И только та самая беспристрастность критика заставляет искать хоть какие-то достоинства, которые всё же есть. Во имя той же самой справедливости.
А бывают книги, вроде бы заслуживающие суровой критики, но при этом рука не поднимается их разносить. Потому что ни один из недостатков не является настолько критичным, чтобы вынести приговор, и приходится идти на поводу у внутреннего голоса, который шепчет, что это «просто хорошее произведение». И всё, этого достаточно.
Вот «Эхо великой песни» ныне покойного писателя Дэвида Геммела и относится как раз в третьему типу литературы.
Что есть у нас на руках: взяв классическую концепцию, где, казалось бы, уже и придумать что-то новое нереально, автор создаёт весьма симпатичную картину жалких остатков когда-то великой древней цивилизации.
То ли магия, то ли технология, то ли техномагия хранящих энергию кристаллов, пригодных для самых разных целей, от исцеления и продления жизни до создания оружия огромной разрушительной силы. Управление этими кристаллами при помощи психотехник, удивительные (и ужасные подчас) последствия взаимодействия кристаллов с человеческим телом, ментальные путешествия, телепатия… Создаётся та самая интригующая грань, когда разница между физикой и магией столь размыта и тонка, что не возникает и особо желания как-то их разделять. Хочется верить, что какой-нибудь такой и могла быть настоящая сгинувшая без следа древняя цивилизация, которую описал Геммел. Даже с такими признаками древней цивилизации, вроде того же рабовладения или антуража кораблей, до крайней централизации (вроде того факта, что «та самая» пирамида была всего одна, на всю империю аватаров). Не обошлось и без признаков упадка, который затронул аватаров ещё до великой катастрофы —
В общем и целом, картина сочная, интригующая. Как же автор её раскрыл? Одновременно и хорошо, и плохо.
С одной стороны, повествование очень атмосферное. Описание меняющегося мира, за которой уцепились обломки прошлого, обречённое понимание бывших властителей народов, что они цепляются за всё более и более извращаемые остатки технологий, пока кольцо жаждущих мести бывших рабов и «дикарей» всё более и более смыкается, постоянные упоминания того, что было утрачено и потеряно… Сама эта чудесная метафора остатков аватаров как эха, эха песни, что была великой, но теперь затухает и должна исчезнуть… Красота!
Но, с другой стороны, складывается занятное ощущение, что ты выхватил вторую или третью книгу какого-нибудь цикла, и есть предыдущие и следующие произведения. Потому что всё время преследует ощущение чего-то нерассказанного. Какого-это эпизода из истории аватаров до катастрофы, или разъяснения того, что именно эти кристаллы, или большей картины мира, или, или… Это ощущение не мешает чтению, но не оставляет впечатление, что тебе не дали всю картину, из которой должна сложиться эта величественная история. Автор не устраивает обширный экскурс в сеттинг. И есть только такое вот минималистичный набор фактов, на которых строится сюжет. Но и не оставляет в тексте зацепки или намёки, на основании которых потом можно уже самостоятельно додумать цельную картину, пусть и для каждого свою.
И от этого ощущения, что где-то этот мир уже был описан, и нужно сначала ознакомиться с этим описанием для полноценного погружения в «Эхо великой песни», избавиться никак не получается. Или же от ощущения, будто автор решил, что описанного им уже достаточно, и более вникать в мир не стоит. Очень жаль…
И основной конфликт сюжета, связанный со вторжением, только лишь подчёркивает это ощущение недосказанности. Сама история не балует какими-то резкими поворотами или шокирующими изменениями — по сути, сами обстоятельства вторжения уже и есть самый главный «вотэтоповорот» в повествовании. Сюжет развивается плавно и достаточно предсказуемо… Но не уверен, что в описанных декорациях окончательной гибели древней империи это по-настоящему плохо. Всё равно более или менее представляешь себе, чем такое может закончиться, и более интересно даже не то, что именно случится, а как себя в таких условиях поведут действующие лица.
Да, о действующих лицах. Персонажи весьма хороши. Среди них нет невероятно ярких, оттягивающих на себя всё внимание, но они по-своему этим и хороши — веришь, что это действительно самые обычные люди, попавшие в маховик истории. Безумцы, гении, военачальники, получившие страшную силу (и не готовые к ней) простые случайные люди, охваченные тоской по утраченному властители или пылающие ненавистью к угнетателям повстанцы… В них хочется верить. Хоть описаны они и такими же немногочисленными, но красивыми штрихами.
По итогу, ради чего же стоит читать неоднозначное в литературном плане «Эхо великой песни»? Я бы сказал, ради атмосферы. Ради этой специфической атмосферы утраченной древности, столь отличной от современности. Если слова «Хайборийская эра» или «Гиперборея» для вас не пустой звук, точно поймёте, о чём я.
Для тех, кого впечатляют образы сгинувших без следа эпох с их великими достижениями и пороками. Тех, кто любит слушать великие песни. И пусть от них осталось только эхо, но они были по-настоящему великими.
dimon1979, 16 марта 2017 г.
Я неплохо знаком с творческим наследием Дэвида Геммела. По моему мнению, это далеко не лучший роман, написанный Мастером. К сожалению, я не смог полностью погрузиться в авторский мир, наверное, он не выглядит по-настоящему интересным и чем-то необычным.
Конечно, нужно отдать автору должное, он смог не растягивая на много томов полностью завершить свою историю. Не знаю, может быть это и повлияло на мое восприятие текста, но слишком быстрая завязка и последовавшая за этим развязка, выглядят чересчур поспешными и в чем-то недоработанными.
Как и многие другие книги писателя, это произведение о великих людях, которые не только силой могут изменять существующий порядок. Тема самопожертвования, свойственная творчеству Геммела, прекрасно раскрывается в этом небольшом романе. В придуманном Дэвидом Геммеле мире есть много близкого к нашему, хотя и с некоторыми оговорками. Если принять во внимание, что раса аватаров когда-либо могла существовать, то вполне возможно их влияние на неокрепшие умы дикарей, которые представляли их богами с небес. Второй стороной конфликта вполне могли бы быть прародители инков или ацтеков, проповедующих жестокость в самых кошмарных проявлениях, в том числе и каннибализм. Автор моделирует вариант их встречи, который обязательно закончится войной, причем, на полное уничтожение.
Вкратце, можно сказать, что эта книга о войне, но не всё так однозначно. Геммел пытается показать насколько уродливая система взаимоотношений построена в этом обществе, которая в любом случае будет вызывать противодействие и подпольное сопротивление. Никакими благами цивилизации нельзя оправдать жертвоприношения, по крайней мере, для тех, кому приходится идти на алтарь. Тема социального неравенства совсем несвойственна Геммелу, хотя и была не раз описана до этого в других книгах. Конечно, его взгляды на отношения между людьми полностью совпадают с общепринятыми, но не обязательно их будут придерживаться абсолютно все.
На мой взгляд, это произведение необходимо читать уже после прочтения нескольких книг Геммела, так как у автора есть истории гораздо более интересные и продуманные.
primorec, 14 апреля 2015 г.
Все бы было хорошо, если бы я прочитала этот роман до знакомства с циклом «Сипстрасси». Причем, между между этими двумя событиями не прошло и двух недель.
А ведь все было очень неплохо. Мир, переживший ужасную природную катастрофу: смещение оси планеты, землетрясения, цунами, ледниковый период, породившие жутких монстров на четырех и на двух ногах. Орды варваров — жадные до богатств, но деятельные и любопытные, готовые смести с лица земли цивилизацию образованных, но надменных и пресыщенных аватар. Новая угроза, способная объединить старых и непримиримых врагов под одним знаменем. Технологии, более напоминающие магию, и магия, сильно смахивающая на технологию. Великая песня жизни, умеющий услышать которую становится всемогущим.
Все это было бы замечательно, если бы уже не было подробно описано в другом цикле. Включая общество бессмертных правителей, черпающих силу и молодость из умирающих живых существ, Камни Силы, дающих исцеление и могущество, катаклизм и прочие мелкие и крупные подробности мира.
Но и это было бы не так уж плохо, поскольку это право автора использовать, как ему угодно, свои задумки и сюжетные ходы. В конце концов, те же Отцы Основатели не раз использовали один и тот же сюжет, просто рассматривая события под разными углами. И ничего — никто до сих пор не возражает.
И даже герои — традиционные и любимые Геммелом плохиши-герои, проходящие долгий и тернистый путь из Тьмы к Свету- не вызвали никакого возражения. Таких героев, неоднозначных, далеких от идеала, суровых парней, способных на невероятную жестокость и такое же невероятное благородство, от романов Геммела ждешь. И даже было бы обидно, если бы их не было.
Т.е. я хочу сказать, что читая роман, я была вполне согласна с типичным для Геммела сюжетом и героями. И была абсолютно не готова, что он — певец гордых одиночек — полезет в дебри социальных отношений.
Пока Геммел описывает переживание отдельных личностей — все прекрасно. Веришь, что герои — живые, веришь в их достоинства и пороки, в их мотивации, переживания, мечты и страхи. Но как только он берется за описание социальных отношений — структуры аватарского или варварского обществ, связей не личностных, а общественных, все становится вялым, неживым, вымученным и неубедительным. Не его это стезя — рассказывать о социальных пороках, структуре общества, описывать утопии и антиутопии. Портит это впечатление от всего романа необычайно: уж больно сильно бросается в глаза контраст между динамичными страницами героического эпоса и скучными рассуждениями о социальной несправедливости.
Так что придется мне за это снизить оценку роману, который далеко не лучший в творчестве автора. История последних дней аватар не зацепила, не вызвала ни интереса, ни сочувствия. Не смог автор донести до меня Великой песни жизни и творения. Или она пролетела мимо моих ушей, так что и отголосков не оставила.
Seidhe, 1 августа 2013 г.
История прочтения мною этого романа практически идентична предыдущему отзыву )))
Уже больше двух лет практически не читал fantasy, предпочитая киберпанк и НФ. Дело не в том, что я не люблю этот жанр, скорее наоборот, но большинство «классических» циклов осилил ещё во времена студенчества, а в современном, особенно российском, fantasy разобраться очень и очень сложно, да и попытки вернуться к жанру получались какими-то не совсем успешными. Может, конечно, я повзрослел, но почему-то тот же Желязны или Вэнс до сих пор вызывают настоящий восторг. Так что дело, видимо, всё же в качестве нынешней продукции. Но это я отвлёкся...
Твёрдо решив прочитать что-нибудь незамысловатое и героическое, внезапно увидел на развале книгу «Эхо великой песни». Только не за 60, а за 50 рублей )))
Геммела читал очень давно, да и то только основную сагу про Друсса, в те времена, когда на ура шёл Глен Кук. Ну и не удержался — приобрёл. Дальше были сутки, убитые на чтение, потому что я буквально не мог оторваться. Понимаю, конечно, что изложение немного сумбурное, а положительные герои слишком уж положительные, но в целом — великолепная вещь!!! Больше всего порадовал совершенно не стандартный мир, построенный на основе американских цивилизаций с о-о-очень большой примесью фантазии. Ну а дальше всё как надо — сражения, любовь, доблестные герои и трусливые придворные, захватчики, которые грозят гибелью всему живому и так далее и тому подобное... Что порадовало больше всего — в книге нет ни плохих, ни хороших. У всех своя правда. Ну и, конечно, фантазия у автора богатейшая. Да и объём порадовал, потому что современные «мастера» сделали бы из этого пять томов с попаданцами.
В общем, если хотите прочитать по-настоящему интересное fantasy с не шаблонным миром — Вам сюда.
Vandal1986, 30 ноября 2009 г.
Великолепный роман великолепного автора. Такие слова всплывают в моей голове после прочтения данного произведения. Первого за авторством Д. Геммела, прочитанного мною.
Автор смог создать в рамках одного романа настоящий эпик. Насытив его таким количеством событий, которые многие авторы размазывают минимум на трилогию. В одном романе Д. Геммел умастил и гибель Империи, и противостояние остатков Империи с подавленными народами, и интриги, и войну с пришельцами-поработителями всего мира. И в этом одно из достоинств данного произведения. Сюжет закручен в такую тугую спираль, автор не дает продохнуть ни минуты. Каждая страница пропитана действием, смысловой нагрузкой для сюжета, пространных отступлений в тексте минимум. Такой подход имеет оборотную сторону — те места и земли, на которых не происходит действия, или которые только упоминаются, практически не описаны. Там где нет героев и действия для нас сплошные белые пятна на карте, а описание мест, где происходит действо, отодвинуто на второй план. Но это не касается народов и их культур. Д. Геммел смешал нашу историю со своей фантазией и получил удивительный сплав. Раса аватаров — обожествленных людей, благородных, умных, просветивших других, но жестоких правителей, продлевающих себе жизнь за счет вытягивания соков из народов, гнущих спину для их благополучия, которая использует технологии, основанные на энергии солнца и живых существ. Раса алмеков — основой для которой послужили ацтеки или инки, получившие во владение технологии нашего XVI-XVII столетия. И многие другие, знакомые нам или не очень.
Скомканности сюжета нет и в помине. Сюжет засасывает сразу же в свой круговорот и не отпускает до самого конца романа. Читая, я просто не обращал внимания на белые пятна, мне было просто не до них, меня интересовало, что будет здесь, сейчас или на следующей странице.
Герои автору определенно удались. Они все уникальны в своей сути, все одинаково интересны. Даже второстепенных персонажей автор смог выписать потрясающе живо. Д. Геммелу хватает пары росчерков пера, чтобы оживить любого героя и выделить его из толпы. Действия всех героев поддаются логике, кроме тех, которым это и не нужно по замыслу автора. Героям не присуща крайность быть чистой воды плохим или хорошим. Даже Королева Кристаллов утоляя свою жажду жизни, преследует и благородные цели для своего народа. Тут каждый живет своими интересами, каждый выживает.
Совокупность героев и захватывающего сюжета заставляла меня сопереживать происходящему на страницах романа. Приближаясь к концу произведения, я заглядывал вперед, смотрел, сколько страниц до конца осталось. Я не хотел, чтобы роман заканчивался, ведь так много можно было еще рассказать, так о многом узнать. И чем ближе конец, тем сильнее было это чувство. Закончилась история благородных, но жестоких аватаров и кровожадных алмеков, и, перевернув последнюю страницу романа, мне стало грустно о того, что я расстался с этим миром навсегда...
Итог: Самостоятельное и законченное произведение. Эпик, умещенный на страницы одного романа, которым Д. Геммел смог задеть струны моей души и заставил проникнуться симпатией к своему творчеству. Подходящее начало для знакомства с творчеством автора, который заслуживает того, чтобы Вы с ним ознакомились. Желаю Вам приятного чтения.
Читал издание 2003 года. После прочтения книга не потеряла своих качеств, обложка твердая и целофанированная, переплет шитый, бумага серая и тонкая, печать четка, шрифт стилизованный.
Dyslik, 1 февраля 2011 г.
Давно не читал Геммела, дренайский цикл был прочитан лет 8 назад, и все думал на этом хватит с меня героической фентези... Но как говорится дело было вечером делать было нечего, чтива дома не осталось, и тут о боже, попадается эта книжка, да еще и не за грабительские 200-300 рублей, а всего за 60. и я не удержался. И что приятно удивило так это то что я успел забыть о Геммеле, что читая его книжки втягиваешься в сюжет уже странице на 20й а не только после того как пол книги прочел. Сюжет как мне кажется разительно отличается от Дренайских сказаний, но определенная параллель прослеживается с другими внецикловыми произведениями.
Так об этом романе, сюжет интересен прежде всего своим местом действия, про индейцев до этого приходилось читать только Дункана «Седьмой меч» ну и то здесь мир прописан более жестко, такое ощущение после книжки как и после просмотра «Апоколипто» Мела Гибсона. Геммел великий мастер сражений и боев и в этой книжке это чувствуется кожей, как в начале 90х все смотрели боевик, и хэкали в такт с ГГ.
Именно после Этой книжки я вновь вернулся с творчеству Геммела и прочел оставшиеся внецикловые романы и Ригантов.
Браво автор!!!
caca, 26 июня 2009 г.
Первая книга Геммела ,которая попала мне в руки!
Вообщем она мне понравилвсь.Прочел ее в запой за сутки(да простит меня мой работодатель). Иньересный,захватывающий, а главное оригинальный фэнтезийный мир ,в которм отстутствуют привычные «штампы» аля Толкиен...
Итого: Знакомство с автором меня очень порадовало...будем читать дальше:glasses:
sleeve, 15 июня 2008 г.
Мне очень понравился этот роман. Особенно его отдельные эпизоды. Нет смысла говорить что-то о героях, Геммел, как всегда, великолепен.
snark, 5 января 2008 г.
Особого интереса роман не вызвал. И скорее всего из-за скомканности сюжета. Слишком быстро происходят события в книге, нехватает естественности.
Все-таки Геммел — мастер многотомных эпиков.
Nog, 24 октября 2005 г.
Не выдающаяся, но вполне добротная книга. Надо ценить авторов, способных уместить неплохой эпик в одном томе — их уже немного осталось :glasses:
farakus, 25 сентября 2006 г.
понравилось как автор вплел элементы НФ героическую фентези, ... И падение некогда могучей цивилизации. Что нас ждет, может быть тоже самое?
Diddl, 24 марта 2006 г.
Милая героика. Идеи и кровавая страсть Геммела все также дают о себе знать. Когда-нибудь он напишет роман где все страницы будут пропитаны кровью его героев...будем ждать.