Яцек Пекара «Сады памяти»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Каждый из нас, в силу возможностей своих и усердия, возделывает и лелеет сад своей памяти. И растут в нём разные цветы, иные — давние и дарящие тяжёлый дурман обиды.
Так уж случилось, что однажды пришла к Мордимеру Маддердину вдова и рассказала о достойном сожаления случае, произошедшем в дальнем городке. У её племянника появились стигматы. А что же местное отделение Инквизиториума, как отреагировало?.. И — вот так cовпадение! — в том отделении трудится один давний знакомый Мордимера; знакомый, который уронил в сад памяти Маддердина одно из острых, горьких зёрен...
Входит в:
— цикл «Цикл о Мордимере Маддердине» > цикл «Ja, inkwizytor» > сборник «Молот ведьм», 2003 г.
- /языки:
- русский (2), польский (7)
- /тип:
- книги (8), самиздат (1)
- /перевод:
- С. Легеза (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 15 июля 2024 г.
Открывает сборник повесть «Сады памяти». К Мордимеру приходит вдова и просит о помощи. В далеком провинциальном городке случилось чудо – у ее племянника появились стигматы. У инквизиции с чудесами отношения непростые – неизвестно кто их послал, Бог или Дьявол. Да ещё и местный священник решает устраивать церковные представления с этим ребенком, а местное отделение Инквизиции почему-то бездействует. Мордимер буквально напрашивается на это задание у Епископа. Есть у главного героя и личный мотив – управляет тем самым местным Инквизициториумом его давний обидчик, сотворивший много зла ещё в студенческие годы. Что перевесит в инквизиторе: долг или жажда мести?
Эта небольшая повесть играет немалую роль для общего сюжета. Оказывается, что существует некая еретическая секта, трактующая сошествие Христа с распятия несколько иначе. Это порождает ещё больше вопросов, ответов на которые мы во втором сборнике не получим.
vfvfhm, 28 марта 2023 г.
Мотив преступления в детективном жанре так же важен, как и личность преступника. Данная детективная новелла как раз основана на раскрытии мотива преступления. А их даже два оказывается — религиозный и «человеческий, слишком человеческий». Так что новелла получилась очень насыщенной с точки зрения жанра.
Плюс поднят вопрос о давнем религиозном парадоксе — почему Царь Небесный не возжелал стать царем земным ,поднять антиримское восстание и т.п. Викинги и другие авторитетные в таких вопросах товарищи долго не могли этого парадокса разрешить... а потом просто привыкли))
Импонирует ,что Мордимер выступает настоящим рыцарем справедливости. Не остается канцелярской крысой, а вершит праведный суд даже за пределами своих полномочий.
С точки зрения стиля Пекара творит скорее в традиции Рекса Стаута и других авторов «ироничного детектива», чем следуя Агате Кристи или Реймонду Чандлеру.
GomerX, 14 июня 2018 г.
К сожалению, никто из отписавшихся не упомянул того замечательного факта, что в этой части цикла Пекара дает многозначительные аллюзии на недостоверность истории как науки в системе знаний современного общества. Абсолютно очевидно, что цикл об инквизиторе Маддердине — это очень качественная сатира на нашу христианскую цивилизацию со всеми отсюда вытекающими. Но именно здесь автор впервые обращается к столь серьезной теме как манипуляции историческими фактами в угоду власть имущим.
"— И был я убит, а копьё пробило мне бок. И должен был я принести вам искупление моей мукой и смертью. Но сошёл Зверь тогда, проник в мёртвое тело, и рана на теле зажила. И сломал Зверь Крест, сходя с железом и огнём в руках. И вместо царства любви и мира настала власть Зверя, — процитировал он, снова глядя мне прямо в глаза.
Я вернул ему взгляд, а потом медленно покачал головой.
— Витус, мой Витус. Ты и правда поверил, что наш Господь мог бы умереть на Кресте? Позволяя восторжествовать язычникам и приговаривая своих последователей на бесконечные преследования? Иисус до последнего оставлял мучителям шанс, до последнего умолял, чтобы присоединились к нему, дабы вкусили плодов истинной веры. А раз они остались слепы, Он сошёл с Креста, дабы в славе покарать их муками. Это есть одна, единственная и настоящая правда. Как ты мог поверить демонам, говорящим устами несчастного ребёнка? Ты, инквизитор!»
Таким образом, Пекара говорит, что, вполне возможно, официальная религия в мире инквизитора имеет в своей основе искусственно искаженные исторические факты, и с креста сошел не Спаситель, а Зверь, одержавший тело Иисуса в момент умирания, карающих всех в своем нечестивом гневе без всякой надежды на искупление. Как я это понимаю, Спаситель в мире, созданным Пекарой, по каким то причинам не смог исполнить замысла бога Отца и воскрешения как такового не состоялось, как и искупления грехов верующих, но церковь, чтобы скрыть этот факт, прибегает к искусственной истории с сошедшим с креста карающим Иисусом, представляя это как истинный замысел Божий.
В общем, повесть на много серьезнее, чем просто история о человеческом злопамятстве и мести. Тема выяснения личных отношений между героями абсолютно вторична на воне главного конфликта, связанного с истоками вероучения.
sergej210477, 21 февраля 2019 г.
Очередной рассказ про инквизитора Мордимера Маддердина.
Сколько я не читал историй про этого героя, все они построены по одной схеме:
- герой получает задание. ( у своего начальства, или, к нему обращаются за помощью обычные люди)
- Выезжает на место.
- расследовать дело не представляет сложности. Злодей ( еретик, ведьма, колдун) всегда на виду. Обычно, при виде инквизитора, сам кается в грехах, диктует добровольное признание.
- Победа! Герой рассуждает, что все понесли законную кару, а он сам — всего лишь, орудие в руках Бога.
- Нет интриги! Такого рода истории подразумевают детективный сюжет, а у Я. Пекары, его нет совершенно. Все на виду, развязка полностью предсказуема.
- Все сводится к рассуждениям героя о морали и своей непогрешимости.
- Если, читая один-два рассказа про Мордимера Маддердина это , поначалу, и интересно, то в последующем — скучно и однообразно.
vam-1970, 18 февраля 2018 г.
Повесть из «Цикла о Мордимере Маддердине». Автор впервые расшифровал отличие альтернативной истории своих произведений от нашей истории. У нас Христос был распят на кресте и умер, затем воскрес. В цикле — Христос не умер на кресте , а с креста улетел, огнём и мечом уничтожая своих врагов — палачей, судей, Пилата.
Вот главное отличие историй планеты.
Но в альтернативном мире Мордимера — вера людей в нашу версию — это ересь, которую с великим усердием и жестокостью уничтожает Святая Служба — инквизиция.Хотя очень интересно, как наша версия Христа появилась в умах людей другого мира?
В этой повести Мордимер показан жестоким инквизитором и человеком — осудил своего бывшего преподавателя — инквизитора за милосердие и веру в Христа -спасителя. Очень злопамятный человек. Какую же цель преследует автор, рисуя жестокий мир церкви? Посмотрим далее.
Silent Knight, 11 ноября 2013 г.
Этот рассказ примечателен двумя важными сюжетными моментами. Первый
Второй момент — сама история
kathakano, 16 ноября 2013 г.
Именно в этом рассказе мы видим в чем главное различие между нашей историреий и альтернативной историей мира Мордимера. Но! Суть одна. Люди как были так и остаются людьми со всеми их достоинствами и недостатками. Поначалу мир Мордимера кажется излишне жестоким, но он в принципе не сильно отличается от нашего. Этот рассказ посвящен людскому, а именно мелкие обиды превыше морали и милосердия. Это дано лишь единицам.