Стивен Кинг «Ночная смена»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Хозяин маленькой прядильной фабрики направляет бригаду рабочих очистить подвал от крыс в ночную смену. Разгребая хлам столетней давности, им приходится бороться с крысами невероятного размера. Вскоре они находят в полу люк. Никто из бригады не знает, что там, этажом ниже. Наконец, один из них решается спуститься...
Входит в:
— условный цикл «Гейтс Фоллз»
— условный цикл «Касл-Рок» > Упоминания в других произведениях Стивена Кинга
— сборник «Ночная смена», 1978 г.
— антологию «The 21st Pan Book of Horror Stories», 1980 г.
— антологию «Комната в башне», 1993 г.
Экранизации:
— «Ночная смена» / «Graveyard Shift» 1990, США, Япония, реж. Ральф С. Синглтон
- /языки:
- русский (19), английский (4)
- /тип:
- книги (22), аудиокниги (1)
- /перевод:
- О. Гез (1), С. Мануков (2), А. Мясников (3), Н. Рейн (10)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
technocrator, 25 августа 2022 г.
Рассказ-недоделка. Конечно, удачно получилось передать смрадную атмосферу заброшенных захламленных фабричных помещений с их мутировавшими обитателями. Но то что могло быть плюсами, стало минусами: интригующие вопросы, почему крышки-дверцы вниз запирались изнутри, что это за помещение-второй подвал и почему стены фабрики проложили прямо над ним, не получили никаких объяснений, и повествование после хоррорной сценки просто обрывается. К тому же сильно всё портит явная неадекватность центрального персонажа.
Darth_Veter, 23 октября 2023 г.
Руководство прядильной фабрики решает расширить производство, поэтому дает задание своим работникам очистить от древней рухляди полуподвальный этаж, в который никто не заходил вот уж двадцать лет. Кому-то это задание может показаться несущественным и нестоящим внимания — такое происходит сплошь и рядом! Но, спустившись вниз, работники убеждаются в справедливости известной поговорки «В пустом доме черти заводятся»... Очередная «ранняя» страшилка от Стивена Кинга выглядит куда современней «Иерусалимова Удела», хотя отдельные лавкрафтовские мотивы всё еще проявляют себя в деталях (например, в огромной крысе-мутанте — своеобразном Ктулху индустриальной эпохи). Поскольку история написана от третьего лица, некоторые из персонажей вырисованы детальнее остальных, что позволяет взглянуть на подземный ужас их собственными глазами. И это делает ужас более страшным и почти что ощутимым. Правда, характер главгероя проработан весьма поверхностно, что не позволяет серьезно заинтересоваться им, чтобы посочувствовать. Разве вы поверите в то, что обычный «наймит», исколесивший в поисках работы всю страну, обретает такую силу и наглость, что начинает командовать доверенным лицом своего начальства — прорабом? Сама проблема также отдает мелочностью — разжиревшие крысы, обнаглевшие до такой степени, что начинают кидаться на вторгшихся в их «святая святых» людей. Лично меня эти животные не пугают с самого детства: еще будучи дошкольником, я часто бывал на молокозаводе, где работала моя мать, и видел там таких «откормышей», которых боялись даже «штатные» кошки. Но мы с пацанами весело гоняли этих тварей по всем закоулкам заводского здания, не получив при этом ни одного укуса! Для русских этот рассказ сродни обычной сказке про Царевну-лягушку — разве кто-то из наших детей ее боится? Но, судя по всему, для американцев крысы — мелкое подобие дьявола и потому шутки с ними плохи. Прочитайте сие творение, чтобы весело посмеяться над чужими страхами.
------------
РЕЗЮМЕ: не совсем страшный рассказ о том, как бравые американские работнички очищали от крыс нижние этажи своей фабрики. Фильм «Ночная смена» гораздо страшнее, т.к. Зло там принимает совсем иные формы.
avsergeev71, 30 января 2017 г.
Тема крыс — весьма благодатная для жанра хоррор. Так уж повелось, что крысы часто выступают в качестве традиционного антагониста человеку. Достаточно включить в сюжет этих «милых» зверьков, и страх (ну или как минимум отвращение) читателю гарантирован. Поэтому практически никто из мэтров этого почтенного жанра не обошел данную тему стороной. А кто-то даже изрядно «оттоптался» на ней. Вот и Кинг не преминул внести свою скромную лепту.
«Ночная смена» по праву стала классикой жанра хоррор. Отчасти это произошло благодаря неплохой экранизации: многие, не читавшие самого произведения, уж точно смотрели одноименный фильм, весьма популярный в 90-е. Но и литературные достоинства самого рассказа достаточно очевидны.
Не скажу, что рассказ является шедевром, но он мне всегда нравился. Крепкий такой, добротный ужастик «на каждый день». И очень хорошо, что Кинг избежал соблазна «раздуть» его по полноценного романа. Хотя предпосылки явно прослеживались: рассказ производит впечатление главы некоего большого произведения. Но видимо что-то не срослось, и слава Богу.
Не знаю как кому, а мне всегда казалось, что в рассказе наличествует некий второй сюжет, который прорывается на поверхность в отношениях между главным героем и бригадиром. Даже сама личность главного героя и кажущаяся нелогичность его поступков, очевидно, предполагает существование предыстории. Отсюда ощущение некой недосказанности в фактически открытой концовке. По мне, так это только играет на руку основному сюжету: люблю, когда в конце остается загадка.
Конечно, главный конек рассказа — это атмосфера саспенса, которую, на мой взгляд, здесь особенно удалась, и которую я особенно ценю в такого рода произведениях. Пожалуй сам Лавкрафт позавидовал бы. Автор уверенно, грубыми смелыми мазками создает общую мрачную картину: старая фабрика, сырой подвал, забитый всяким мусором, ну и, конечно, крысы — куда ж без них. Вроде бы банально, но получилось очень правдоподобно, а значит — по-настоящему страшно.
В общем, неплохой рассказ, который вполне можно перечитывать много раз.
9 баллов
lex_art, 9 марта 2020 г.
Сюжет рассказа прост: желание работяги досадить начальнику закончилось смертью и работяги, и его начальника. Окружение, в котором развивается сюжет, вполне себе кинговское. Автор очень любит живописать всякую неведомую хрень, которая с удовольствием поедает возомнивших о себе обывателей. Мораль в рассказе тоже есть. Даже несколько. Во-первых, не рой другому яму. Во-вторых, трусы живут дольше. Второе особенно актуально, если ты являешься героем рассказа Стивена Кинга.
Deliann, 30 августа 2017 г.
Я никогда не испытывал страха перед крысами. Думаю, это благодаря тому, что в детстве у меня жила одомашненная разновидность этого грызуна и вид ее серых родичей не вызывал ни омерзения, ни страха. Поэтому рассказ Кинга в качестве ужастика о чудовищных крысах не производил особого впечатления. Судите сами: группа персонажей занимались чисткой подвала старой фабрики от всякой рухляди. Серых грызунов вокруг – тьма тьмущая. В процессе работы обнаружилось, что подвал не так прост, как кажется на первый взгляд. Как и крысы, обитающие в нем. Читалась эта история, конечно, неплохо, но уж слишком просто и традиционно. Как будто повар приготовил вкусный пирог точно по рецепту, правда без особого вдохновения и желания.
Перечитывая этот рассказ на днях, я сместил угол обзора и неожиданно обнаружил, что «Ночную смену» можно воспринимать как ужастик о людях. Судите сами: главный герой, образованный парень, который закончил колледж. Однако, мало того, что зарабатывал себе на жизнь он не головой, а руками, так еще и хорошенько помотался по стране. Он одиночка, ни друзей, ни девушки, ни потребности в компании. Он не чурается насилия и явно от чего-то бежит или что-то ищет. И когда этот товарищ спустился в глубины подвала вместе со своим шефом, кто знает, что он там увидел? У нас есть версия ненадежного рассказчика, но что случилось на самом деле, а что являлось плодом воображения главного героя – интересный вопрос.
И если смотреть под этим углом, пирог повару однозначно удался. Пусть там перебор крысятины, однако, секретный ингредиент все искупает. Надо только его распробовать.
P.S.: мысли представленные выше не претендуют на истинность в последней инстанции и остаются лишь моим мнением.
AiRon88, 26 мая 2021 г.
Один из ранних рассказов Стивена, который для многих ассоциируется с его ранним творчеством, с его малой прозой. Я этот рассказ читал также одним из первых у него. Мне никогда не бывает страшно, когда я читаю «ужастики», бывает или интересно или безумно скучно (или смешно от потуг автора меня напугать). Что касается этого рассказа — читать его было именно интересно.
Его не назовёшь шедевром, но своем задачей — увлечь и развлечь читателя он точно справляется.
Orion-Seregil, 24 декабря 2019 г.
Крысы и пауки — наверное самые популярные из страшилок для большинства живущих, почему-то именно они, как правило, вызывают чувство омерзения и отвращения. Кинг же гипертрофировал этот страх, создав что-то вроде предводителя, крысиного короля, исторгающего из себя столь многочисленное потомство. Мне была не совсем, однако, понятна мотивация главного героя, когда он столкнул управляющего фабрики в объятия монстра. Быть может это временное помешательство, желание наказать того за угрозы увольнения, либо дремавшая в глубинах разума жестокость (что опять же говорит о проблемах психики).
Чем-то напомнило одно из произведений Лавкрафта, все же Кинг его поклонник и даже продолжатель, в некотором роде.
Ведьмак Герасим, 1 января 2022 г.
Хороший рассказ.
Вся атмосфера способствует: ночь, подвал, крысы...
В целом, рассказ понравился. Есть, конечно, некоторые вопросы к героям, а вернее, к их мотивации... Но. Всё это ничтожно перед тем ужасом, который живописует Стивен Кинг.
Jekass88, 26 мая 2023 г.
Я смотрел фильм, а вот рассказ прочитал впервые.
Ну что сказать, мне он понравился.
Хотя к крысам отношусь спокойно. Но читая данный рассказ, прям проникаешься чувствами этих работяг, которые вынуждены пахать в таких условиях, чтобы побольше заработать для себя и своей семьи.
Amorphis, 11 января 2018 г.
Действия персонажей конечно весьма спорны, хотя если Кинг описывал времена американской депрессии то люди и за такие деньги были готовы на самую гнусную работу. Жути нагнать получилась будь здоров. Согласен с комментариями обитателей сайта что есть похожий рассказ у Стокера, да и у Лавкрафта тоже. Но сравнивать рассказы о крысах между собой я бы не стал. Все по своему хороши.
Не совсем понятна ситуация с тем что фабрика была построена в 1857 году, а главный герой в подвале находит ящик за 1841 год. Не строили же фабрику непонятно на чем, все таки есть своего рода комиссии, структуры которые подготавливают план к постройке.
Можно было бы в конце немного раскрыть считаю сюжет насчет прошлого этого места. А так финал немного смазан.
sergej210477, 22 августа 2016 г.
Классический хоррор.
Ночь, подвал, крысы.
Но, не считая, моментов, где, реализм происходящего далёк от достоверности, рассказ получился отличный. Крысы и правда, страшные и мерзкие, да и грязный подвал описан очень реалистично. Атмосферный хоррор.
JDPK1991, 14 ноября 2017 г.
Рассказ, давший название сборнику. Бригада рабочих, разгребающая завалы в подвальном этаже здания, подвергается нападению крыс увеличенного размера. Обнаружив в полу, казалось бы, подвала, люк, прочно запертый изнутри, пара человек спускается внутрь, чтобы разобраться, откуда берутся столь крупные твари.
Бестиарий рассказа впечатляет, хоть состоит, в общем-то, из мутировавших крыс. Само по себе произведение напоминает трэшовую фантастику 80-х, читается легко и непринужденно. Увлекательное чтиво, чтобы скрасить вечерок.
kandrat, 16 февраля 2018 г.
Крысы, крысы, мерзость и страх, липкий пот, смрад, скрежет зубов, от них не деться никуда, они повсюду. В итоге ты сам становишься крысой, загнанной в угол. Атмосферно, красочно, смертельно.
Стронций 88, 23 апреля 2015 г.
Этот рассказ для меня не шедевр, но определённый уровень в нём есть. Он для меня не блещет, однако к финалу, когда полчища крыс превращается в мерзкую мутировавшую жуть, увлекло. Хоть и было это в самом конце – но всё же. Однако поступок главного героя показался мне весьма спорным – он что, хотел себе работы лишней прибавить, или поквитаться с Прорабом рискуя жизнью (если догадывался, что в подвале)? Как-то, по-моему, очень неубедительно. А это ключевой момент рассказа… Но что бы кто ни говорил, у рассказов Кинга есть одна интересная особенность – они запоминаются. Они запоминаются даже если они не «шик-блеск», даже если они не всегда убедительны (как сейчас). Как он это делает – право слово не знаю. Но и этот рассказ запомнился. Запомнился полчищами слепых жутких крыс ползущих стеной, летающих… и этой – в яме… Ведь все мы боимся крыс, вздрагиваем, представляя плесень и вонь подвала кишащего чем-то странным и изменённым… И подвал, запертый изнутри – ведь в этом тоже что-то есть…
анрюша, 6 августа 2015 г.
Какая поднималась идея, вопрос. Кто крысы — кто люди, под сомнением — все работали за деньги, в плохих условиях, но все же. Описан страх перед крысами, знаю на собственном опыте, некоторые их боятся панически, в отличие от меня, возможно поэтому рассказ не впечатлил.