Михаил Елизаров «Бураттини. Фашизм прошел»
Михаил Елизаров — прозаик, музыкант, автор романов «Земля» (премия «Национальный бестселлер»), «Библиотекарь» (премия «Русский Букер»), «Pasternak» и «Мультики», сборников «Ногти» (шорт-лист премии Андрея Белого), «Мы вышли покурить на 17 лет» (приз читательского голосования премии «НОС»), «Кубики».
«Было бы ошибкой воспринимать «Бураттини» как эссеистику в чистом виде. Перед вами, скорее, монологи персонажей из ненаписанного романа. Герои язвят и философствуют, потом совершают какие-нибудь абсурдные, провокационные поступки — в обычном романе это называется сюжетом. Поступки, собственно, остались «за кадром», поэтому читателю предлагается совершать их самостоятельно, по мере прочтения». (Михаил Елизаров)
«Буратино — неунывающий деревянный организм, лидер и оратор, человек действия, циник, презирающий образование и декадентство. Для него не существует женщины, и при этом он — воплощение потентности. Вечно эрегированный нос Буратино — символ его мужской состоятельности. Буратино смел, весел, беспринципен и при этом — неистребимо обаятелен».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 15 сентября 2020 г.
Что за прелесть эти сказки
Мир сказки Андерсена оказывался «женским», сюжет там вершили женщины – Герда, Снежная Королева, бабушка, старушка-колдунья, Принцесса, Маленькая Разбойница, две мудрые северные союзницы Герды – финка и лапландка. Отсутствие мужчин было просто вопиющим.
За роскошный разбор «Снежной королевы» прощаю автору масона Наф-Нафа и латентного гомосексуалиста Волка из «Ну погоди». Михаил Елизаров сегодня в тренде, пробил киркой и заступом «Земли» (Нацбест 2020) люк в высшую лигу и читать его теперь модно. Книжная мода существует так же, как сериальная (теперь все это смотрят), фэшн (носят) и любая другая. Еще год назад чтение Елизарова носило оттенок некой хардкорности и анархической маргинальности, наряду с горячими поклонниками, были те, кто прямо-таки остерегал от его книг.
Это не для красного словца, был такой опыт, даже не один. Когда в публичном обсуждении говорила, что хочу почитать что-нибудь, да вот хоть «Библиотекаря», непременно находился кто-то, кто говорил: «О нет, только не это, если вы себе не враг». Так, наверно, неофитов остерегали от чтения «Некрономикона» и прочего чернокнижия. Постепенно в воображении сложился образ Мефистофеля от литературы. Прочла этой весной «Землю» и удивилась, с чего переполох, нормально мужик пишет. Не гений, но ведь и не злодейство в чистом виде. Вполне читабельная, не лишенная приятности, проза.
Потому «Бураттини» брала без опаски. Крохотного, всего сто тридцать страниц, объема книжка, сборник эссе, написанных в разное время. Тематически большая часть привязана к любимым мультикам и сказкам советского детства: «Ну погоди», «Козленок, который умел считать до десяти», «Старик Хоттабыч», «Три поросенка», «Возвращение блудного попугая», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне» (суперхит времен и народов), «Снежная Королева», «Приключения Буратино».
Меньшая привязана к куда менее популярным в нашем нашем культурном пространстве фильмам «Кинг-Конг» в не лишенном занятности сопоставлении фигуры Большой Обезьяны с вождем мирового пролетариата, и «Мухой». Завершают сборник ностальгические воспоминания о детских увлечениях марками (плавали, знаем), игрушечных пистолетах (не увлекалась по причине девичества), четыре остроумных и злых зарисовки, очеловечивших города: антропоморфный Берлин предстает незадачливым натуралом, который объявил о нетрадиционной ориентации, чтобы похвастаться либеральностью, да так и остался теперь с клеймом «хоть раз — все равно...»; Москва — равнодушной и ленивой красавицей, которая отцветает, да никак не отцветет, и с тем же безразличием встречает нового фаворита, с каким мгновенно забывает его ради кого-то с лучшими постельными статями.
Написано хорошо, цикл о «Снежной Королеве» очаровал, а сопоставление Буратино с Муссолини показалось несколько притянутым за уши. Если бы по каждой из тем было раза в три больше (вы ж понимаете, при желании розенкрейцерский подтекст можно найти даже в «Белых розах» Ласкового мая?), да и городов на свете больше четырех — сборник только выиграл бы и не пришлось бы добивать объем зарисовкой о покупке слойки с творогом на вокзале в стиле «разгневанный потребитель», подходящей для сетевого поста, но в качестве серьезной прозы сомнительной.
deti, 5 июля 2023 г.
Виртуозный опыт литературной интерпретации известных сюжетов.
Прекрасный образчик пропагандистского искусства «осмысления» любого мало-мальски популярного текста. Автор цинично, но чертовски остроумно натягивает тривиальную сову на глобус собственного мировоззрения.
Толково, смешно иногда страшно смешно, а иной раз просто страшно.
Узнаваемая елизаровская обсценная поэзия в эссеистской прозе.
MarchingCat, 5 ноября 2018 г.
Сборник разнообразной эссеистики от Елизарова, в котором есть всё — от поиска смысла жизни в табуретке (а как ещё назвать описание сексуальной подоплёки в мультфильмах «ну погоди») до почти классических, но по-Елизаровски оригинальных сравнительными оборотами и метафорами эссе про разные явления, города мира и даже предметы.
Сборник состоит из нескольких разделов.
Разделы Мультфильмы, Сказки и Фильмы открывают нам новый взгляд на старые мультики, сказки и фильмы.
Например, «Козлёнок, который умел считать до десяти» — это мультфильм с религиозной подоплёкой, где Козлёнок — антихрист. животные — человеческое стадо,ну и так далее.
А трилогия «Возвращение блудного попугая» показывает нам две формы эмиграции советского диссиденства (внутренняя и внешняя) и образец хождения в народ.
Одни открытия просто поражают авторской эрудицией и фантазией — например, про Снежную Королеву автор написал аж несколько эссе: «Снежная Королева. Развенчание гностического мифа», «Снежная Королева и культ нордического матриархата», «Снежная Королева и космогония льда», «Снежная Королева как любительский алхимический опыт».
Другие открытия автора заставляют ну просто зажмуриваться от, скажем так, глубины и широты полёта его аналитического ума. Так, например, мы увидим анализ того, как выход на экраны фильма «Кинг Конг» (1933г) стал причиной того, что Дворец Съездов в СССР так и не был построен. Или что сказка «Буратино» — это отражение победного шествия Фашизма по Европе.
Вторая группа эссе — «Фантомы, Предметы, Города, Мой Арбат» — не менее интересные, но более классические варианты эссеистики. Зарисовки из жизни автора. Описания городов с отличными метафорами и сравнительными оборотами. Особенно мне понравилось про Берлин — как стал таким как сегодня, как до жизни такой толерантной докатился. Прелесть!
В общем, кто свеж и гибок умом, не зашорен догматикой, не будет плеваться от шуток, от эпатажных моментов — рекомендую.
Ибо даже в самых диких из эссе Елизарова часто проскакивают интереснейшие мысли и фактаж.
URRRiy, 4 декабря 2020 г.
Грамотная вещь, хотя и со слишком глубоко закопанной иронией в части оценки культурных продуктов. В основном вполне понятно изложено для культурных людей. Да и возражений, несмотря на авторскую долю стеба, оценки Елизарова отнюдь не вызывают. А автобиографические оценки — зарисовки мест работы — пребывания тоже изложены вполне гармонично. Хотя у меня сложилось впечатление, что оценка украинства и Москвы, при всей своей ортодоксальности, все же играет на основную читательскую аудиторию, но и тут ситуация вполне понятна.
В общем, приятный сборник, хотя и не столько развлекательный, сколько философский.
Manowar76, 30 января 2019 г.
Почему: наткнулся на ноуте на файл с книгой. Зачем и когда скачал, не помню.
В итоге: от скуки прочитал пару страниц и залип! Изящные, остроумные рассуждения обо всём на свете: сказки, мультфильмы, фильмы, вещи, города. В сборнике два режима — или иезуитская изощрённость, выворачивающая на изнанку привычные сюжеты, или сдержанная ностальгическая сентиментальность. Оба режима очень увлекательны.
cadawr, 25 июня 2014 г.
Изящная игра разума — первая половина книги.
Игра разума, изящная местами: «Ну, погоди» — цинична по отношению к святыням моего детства настолько, что я лично похохатывал; «Колобок» — жутка настолько, что у меня попортилось настроение перед лицом давлеющей беспощадной неизбежности и безвыходности, рассуждения хоть и высосаны из пальца, но непоколебимы в своей архитепической логике (другое дело, что на той же основе можно было накропать совершенно противоположные, но столь же логичные смыслы); «Снежная королева. Развенчание гностического мифа» — у меня, краешком знакомого с вопросом, вызвала восхищение и аплодисменты стоя.
Игра разума, местами беспомощная: тот же «Бурратини», убейте, но не могу понять, за что название вынесено в общее название — фашизм Буратино доказывается одной датой и местом пребывания. Фашизм как движение много шире, чем противостояние условному еврею-Барабасу. Вобщем, эпатажный бред. Туда же спишем натужные попытки с Незнайкой и массонами-поросятами (пусть они и есть свиньи).
Зато мультики про попугая я теперь не смогу смотреть в ином понимании. Читал тексты про них, лихорадочно внимая, без тени улыбки, ибо — правда. Про любимое «Собачье сердце» — не мог не согласиться, такая точка зрения вполне может иместь место.
Вторая часть книги — привычные эссе. Всё на месте — лиризм, рассуждение, попытка смены точки взгляда от обывательской, нежная ностальгия по детству... Вот только мыслей особо нет. Запомнилась только: «Мы верим словам, произнесенным «в сердцах», потому что вежливость — буфер между правдой и личностью». Сравнение городов с человеком прикольно, но, к примеру, про Харьков я совсем не понял деталей. Как-то , после прилепинских эссе, нечего мне больше написать про классичесские эти.
Оценка — не среднеарифметическое. Те, несколько реально бронебойных, серьезно перекосили весы моего восприятия книги.
senneka, 13 сентября 2012 г.
Сборник небольших по размеру зарисовок в которых автор делает попытку препарировать окружающую его действительность. Внутри тексты объединены в мини сборники по предмету рассмотрения.
Мультфильмы. Сказки. Фильмы. Попытка анализа с целью обнаружить в текстах, персонажах, сюжетах известных нам литературных и кинематографических произведений некие психологические («Ну, погоди!», «Колобок»), социальные («Возвращение блудного попугая», «Незнайка»), политические («Хоттабыч», «Бураттини. Фашизм прошёл»), исторические («Три поросенка», «Снежная королева»), культурные («Собачье сердце», «Кинг-конг») и религиозно-гностические («Козленок, который умел считать») подтексты и контексты. Иногда таких скрытых смыслов автор видит один, иногда несколько («Снежная королева»). Нечто подобное практикуется в психоанализе, который любит использовать прием поиска архетипов в сказках и мифах или социологии и истории изучающих их же с целью выявления канувшей в прошлое, но оставившей следы действительности. Да и большинство из нас, пожалуй, играло в похожую игру в школьные годы придумывая для героев литературных произведений и фильмов свои, неклассические, потаенные смыслы. У Елизарова получилось чуть забавно, иногда познавательно, но не более того.
Предметы. Этот небольшой сборник на мой вкус лучшее что в этой книге есть. Окунулся в мир детства в котором были те же пистолеты и марки. Литературное воскрешение детского отношения к действительности удалось, наверное и в силу сходного моего отношения к тому, о чем пишется.
Фантомы. Мой Арбат. Воспоминания автора о случившемся с автором в Германии и родном его городе Ивано-Франковске. Автобиографично, судя по всему, и довольно интересно.
Города. Попытка изобразить дух Ивано-Франковска, Харькова, Берлина, Москвы обрисовав их в виде живых людей с их характером, слабостями и недостатками. Автор разлил по Булгаковски нелюбовь ко всему украинскому описав Ивано-Франковск, прошелся по барыжно-торговому, покорному властям и плывущему по течению Харькову, отимел Берлин, трахнул Москву и был таков. В чем-то зарисовки его верны, в чем-то просто желчны.
Разное. Тексты аля Гришковец, но без присущей для него «душевной» подачи. Эдакие заметки прохожего.
nostradamvs, 25 февраля 2012 г.
Гм. Ну и что это такое? «Дети, что хотел сказать автор?» — спрашивает Марья Петровна. «Автор хотел сказать, что...» — запинается Вовочка. «Правильно, я тоже не знаю», — отвечает Марья Петровна. Вторая половина сборника, построенная на личном опыте Елизарова (о Германии, о порнооператоре, об оружии) вполне нормальна. Такие публицистические заметки из жизни, модный ныне боллитровый жанр. Но вот совершенно неостроумный, неестественный, пластмассовый стёб над мультфильмами и фильмами (причём наполовину состоящий из пересказа их сюжетов, спасибо, кэп) вызывает не более чем скуку. Ну и, конечно, издательству незачёт — крошечная книжечка, такой объём отдельными изданиями выпускать просто нельзя.