Вера Камша «Vive le basilic!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
В произведение входит:
|
|
|
Входит в:
— антологию «Наше Дело Правое-3. От легенды до легенды», 2011 г.
— сборник «Дети Времени всемогущего», 2023 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 144
Активный словарный запас: высокий (3126 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nadia Yar, 21 февраля 2012 г.
Что это, собственно говоря, такое? Три рассказа, объединённые общими героями и миром. Альтернативная Франция (Галлия) девятнадцатого века очень похожего на наш мира; мимоходом высказана интересная идея, откуда взялась эта схожесть и в чём корень различий. Первый рассказ, «Затянувшаяся охота» — увлекательное и кровавое колониальное приключение. Столичный журналист Поль Дюфур приезжает в африканские колонии и присоединяется к отряду легионеров, которые охотятся на банду грабителей. Местные жители свидетельствуют, что бандиты — те самые, что терроризировали округу около века назад. Называют и имя главаря, имя давным-давно отошедшего в мир иной человека. Галлы, люди просвещённые, в это не верят, трясут окрестные деревни, нарезают круги по саванне. Какие-то следы есть, непонятно чьи и откуда, оставленные, может быть, их собственными местными проводниками. Потом деревни подвергаются атаке и массакрам со стороны неизвестных сил. Легионеры готовы к бою, но с воплотившейся информационной химерой предельно трудно сражаться... Второй рассказ и третий — уже Галлия, столица, и то, что в колониях случилось в миниатюре, разворачивается там в масштабе метрополии, как вырастающий из ветерка ураган.
Это чем-то напоминает мне французский, по интересному совпадению, классический сюжет Гастона Леру о гангстере Шери-Биби. Но тема совсем другая, история и политика. Это вопросы о прошлом и отношении к прошлому, о том, что в этом контексте должно и чего быть не должно. «Василиск», конечно, чистый реализм под маской фантастики — реализм не в традиционном понимании, а миметический реализм. «Это хуже, чем правда, это так и есть.» Финал третьего рассказа вообще уже не фантастика, а мэйнстрим, постмодерн — и всё ещё «хуже, чем правда». Когда дочитала, финал казался мне слишком в лоб. Поразмыслила... а вот и нет, финал пойдёт. Но не возьмусь расшифровать метафору, это слишком неполиткорректно и страшно. Можно быть и _слишком_ неполиткорректным, да. Мёртвые, жертвы взгляда василиска, реальны; я не хочу опять указывать на них, не буду провоцировать.
Очень хочется читать дальше. Трилогия рассказов осмысленно завершена, но там же ещё много будет — дальше, раньше, вокруг. Где остальное? Не хочется выходить из мира, прощаться с героями насовсем. Вот, например, Басконец, Император. Очень сильный образ. Хорошее такое среднее арифметическое, если я правильно вычислила все прообразы; ну и, конечно, сам по себе величина. Мне нравится и Поль Дюфур, хотя обычно я недолюбливаю журналистов, а «героических журналистов» в особенности. Вообще с этой профессией у меня сейчас слишком плохие ассоциации. Но Дюфур получился правильный — и журналист (я случайно немного знаю о фельетонистах 19 века), и человек, и мужчина. Камша умеет создавать таких.
Я жду продолженья.
StasKr, 14 августа 2012 г.
Всё как-то забывал высказаться об этом произведении, хотя и прочитал его довольно давно, почти сразу после выхода сборника.
«Vive le basilic!» состоит из трёх связанных между собой историй. Очень понравилась вторая часть повести при том, что первая оставила равнодушной, а третья обернулась разочарованием из-за ожидаемого от Камши финала. А вот рассказ, посвящённый приключениям журналиста, на мой взгляд, просто великолепен. Камша сама журналист, так что показать весёлые и безумные будни «акулы пера» ей удалось на славу. Так что относительно высокая оценка поставлена исключительно из-за «Ящерицы с белой отметиной», о которой ниже и пойдёт речь.
Итак, альтернативная история, вторая половина девятнадцатого века, Франция. В начале века аналог Наполеона стал Императором, правил долго и скончался в преклонном возрасте, так никогда и не увидев ни Эльбы, ни Святой Елены. Впрочем, это не сильно изменило историю его страны. Была и реставрация прежней династии, и её свёржение. Так что в описываемый автором период в стране существует Республика (видимо третья по счёту).
Париж переживает эпоху газетных войн, когда талантливый журналист ценился дороже золота. Хлёсткие заголовки, памфлеты и фельетоны, бурные дискуссии на страницах периодичных изданий (причём разных, так что чтобы понимать в чём суть дела необходимо покупать сразу несколько конкурирующих газет). И щедро оплачивающие весь этот литературный балаган политики, которые под шумок общественных скандалов, вызванных газетными разоблачениями, решают свои вопросы. Ну а поскольку общество расколото на несколько политических лагерей, которые яростно враждуют между собой, то работа для представителей «второй древнейшей профессии» всегда найдётся. Сенсации, тиражи, гонорары и даже дуэли между журналистами – всё это описано просто отлично, натуральный пир духа.
И вот в этот кипучий мирок возвращается из своего африканского путешествия главный герой повести. Поль Дюфур далеко не новичок в своём деле, собственно говоря его и отослали в заморскую колонию что бы переждать последствия его очередной политической статьи. На его счету множество достижений, но теперь он становится невольным творцом самого настоящего пророчества. Безобидная шутка, сочиненная по мотивам африканских суеверий, которая была придумана только что бы посильнее укусить политических противников владельца газеты, в которой печатается Поль, внезапно обретает жизнь и захватывает умы сначала жителей Парижа, а потом и всей Франции.
Итог: если бы была возможность оценить каждую часть повести отдельно, то первый и второй рассказ я бы оценил на семь баллов, а второй – на десять. На мой взгляд, именно из-за него и стоит читать «Vive le basilic!» (кстати, «Ящерица с белой отметиной» является вполне самостоятельным произведением, так что можно ограничится и только ею). Работа профессионального журналиста, съевшего собаку на политических скандалах в условиях нарастающего общественного психоза – и всё это подано в антураже альтернативной истории! Ну где ещё вы найдёте такого героя в столь экзотической ситуации?
Amerlin, 24 октября 2011 г.
Мне очень понравилось. Есть все и политика, и интриги, и предательство, и честь, и мистика, и любовь. Все, что есть в жизни. Это чудесно. :smile: Захотелось узнать о похожей эпохе в истории.
ард, 9 декабря 2011 г.
Повесть из разряда начали за здравие кончили за упокой. В смысле начало бодрое, но чем дальше, тем больше вязнет сюжет. Для Камши это, похоже, становится типично даже в рамках небольших произведений. Но самое главное я давно вышел из возраста, когда любил басни дедушки Крылова (ведь, кажется, именно басней называется текст с аллегориями и моралью?), а эта повесть именно что басня. Правда в отличие от Крылова или, чего уж там, Лафонтена, аллегории выглядят притянутыми, а мораль недоказанной. Читать только поклонникам автора.
STPAHHIK, 25 августа 2012 г.
у камши традиционно блеклая история и вялый стиль. но тем не менее сегодня это попса. а у нас любят попсу. Спасибо за организацию сборника!