Элеонора Раткевич «Волчья сила»
- Жанры/поджанры: Фэнтези
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои | Фантастические существа (Оборотни, метаморфы )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— антологию «Наше Дело Правое-3. От легенды до легенды», 2011 г.
— сборник «Превыше чести», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 30 ноября 2017 г.
Надеюсь, вряд ли найдутся читатели, которые после нескольких страниц не поймут, о ком идёт речь в этом рассказе. И пусть скрывающиеся по лесам летучие отряды выполняют королевский приказ, а уровень развития данного мира никак не соответствует середине XX века, общей картины это не меняет — затянутые в чёрные мундиры сверхчеловеки эгеры, презирающие недочеловеков варнаэ, страну которых они оккупировали, слишком хорошо узнаваемы.
Как и довольно своеобразный стиль Элеоноры Раткевич. Если вы читали хотя бы пару-тройку её произведений — считайте, что читали все. Поэтому в «Волчьей силе» будет и честь, и отвага, и любовь, и готовность пожертвовать собой ради Родины, и чёткое деление на плохих и хороших, и много чего ещё, характерного для творчества автора.
Делается ли ото этого рассказ хуже? Решать, конечно, читателю, но мне всегда нравилось время от времени обращаться к творчеству госпожи Раткевич — не всё же утопать в крови, грязи и цинизме модного нынче dark fantasy?
Но знаете, что самое интересное? Рассказ ведь повествует о том, что нет ничего более священного, чем защита собственной земли. Земли, на которой твои корни. И своего народа, который подарил тебе жизнь. А вот автору предыдущего отзыва этого УЖЕ мало. И положительные герои рассказа ей не нравятся. А вот образ захватчика-эгера, который, упиваясь своим мнимым расовым превосходством, уничтожает мирное население и воспринимает другие народы как скот, ей более интересен: «Всё показать глазами коменданта. И, что касается этого коменданта с его людьми – лучше бы всё-таки не так сильно их ненавидеть. Герои в сознании автора предназначены для иного, их стоит не осуждать, не карать, а использовать для наилучшего выражения замысла. И если для этого надо предоставить слово злодею и даже оставить его, злодея, непокаранным и живым, то так и следует сделать».
Вот и думай потом — может по нынешним временам нужно побольше именно таких рассказов? Может хоть так подрастающее поколение правильно расставит приоритеты и поймёт, кто был настоящими героями в той войне, которая проступает сквозь строки этого фэнтезийного рассказа?
Nadia Yar, 16 декабря 2011 г.
- Да, господин комендант, — негромко ответил переводчик. — Я понимаю.»
Мир, очень схожий с нашим; примерно 1944 год. Экард дей Гретте, нацистский... да, пусть будет нацистский офицер в каком-то унылом – правда унылом – славянском краю в Восточной Европе. Дейген-полукровка, местный перебежчик, его переводчик, приравненный к «высшей расе» вроде как на испытательный срок. В деревнях комендантский час, поборы, террор, «непонятливое» население; в лесах неуловимые партизаны; в глазах всех этих местных «недочеловеков» — ненависть к оккупантам. У партизан есть в деревнях агенты, но кто же?? С востока уже приближается фронт, много месяцев, неумолимо, миля за милей, день за днём. У эгеров и варнаэ – то бишь, немцев и славян в варианте этого мира – тщательно похороненные, позабытые общие корни – мифология и легенды. То, что для эгеров – поставленный на службу расовой доктрине миф, для варнаэ – сказки. Сказки про Вечного Волка. Сказки же – деградировавшие мифы... Варнаэ, в отличие от эгеров, склонны принимать свои сказки всерьёз, и коменданта, походя оскорбляющего собственный символ, ждёт довольно-таки легендарный сюрприз.
Сначала мне очень понравился этот текст – в первой части, поданной с перспективы Экарда. Во, думаю, — явно же правильная и прекрасная вещь! Однако смена перспективы ей на пользу не пошла. Это, конечно, субъективно, но мне не нравятся положительные герои этого рассказа. Они неоригинальны, неинтересны и ничуть меня не привлекают. Хотя по всем параметрам должны бы: и люди вроде как почти наши, и дело их правое без сомнений. Но – не откликается ничего. Парадоксально, но эгеры мне понравились больше – в том смысле, что за ними интересней наблюдать. Такой самоослепленный и жёсткий человек, как Экард, всегда интересное зрелище, особенно когда мир вдруг разворачивается к нему не укладывающейся в усвоенный агитпроп стороной. «Недочеловеки» бьют «высших», и Вечный Волк почему-то предпочитает их, «дикарей» — а кроме того, оный Волк действительно существует. Замечательный звук – треск шаблона.
Это, конечно, вкусовщина – знаю, от рассказа многие в восторге. Но мне кажется, что из идеи «Волчьей силы» можно было сделать больше. Было бы интересно, например, вот так: явление Волка обосновано не варнедской, а только и именно эгерской, «высшей» кровью Дейгена, и этот Волк точно таков, каким его себе представляет Экард, а именно демонический страшный зверь без привязанностей и морали, которому дорога своя шкура, свой интерес, поэтому стоящих на дороге и тем паче угрожающих ему соплеменников он порвёт без сомнений. Ну а на расовый модный бред ему наплевать – какая у зверя-демона раса? Он сам король горы, и вообще ему люди – пища. Оборотень – редко когда положительный персонаж, чаще всего это нечисть. Всё показать глазами коменданта. И, что касается этого коменданта с его людьми – лучше бы всё-таки не так сильно их ненавидеть. Герои в сознании автора предназначены для иного, их стоит не осуждать, не карать, а использовать для наилучшего выражения замысла. И если для этого надо предоставить слово злодею и даже оставить его, злодея, непокаранным и живым, то так и следует сделать.