Алесь Куламеса «Ярдань»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Русской/Славянской )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В ночь перед Вадохрышчем согласно древнему обычаю все сельские жители переворачивают сани, чтобы нечисть не могла добраться до реки. Однако Мартын не стал этого делать, уж очень его достали бытовые неурядицы...
Входит в:
— антологию «Наше Дело Правое-3. От легенды до легенды», 2011 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 6 апреля 2016 г.
А вот этот рассказ совсем неплох и стоит как бы особняком, ибо написан с использованием национальной мифологии, которая очень органично вплетается в психологическую проблему отцов и детей. К тому же текст хорошо прописан и сюжет лихо закручен и пусть немного лубочно, но это совсем неплохо сочетается с бытовыми подробностями быта, да и желанием самого читателя, чтоб концовка была хорошая. Внутренний мир с самим собой всегда приводит к миру с окружающей средой. Одним словом вполне можно рекомендовать к прочтению.
Nadia Yar, 26 октября 2011 г.
Куламеса, этот сегодняшний белорусский Гоголь:), автор триптиха «Под белыми крылами» из сборника «НДП-2: Герои на все времена», вернулся и принёс ещё одну историю из волшебной старой Белоруссии, историю, в основе которой лежит деревенский быт и фольклор. Ярдань – крестообразная полынья, которую делают на реке на праздник Крещения, Вадохрышч. В ночь перед тем, как попы святят воду, вылазят из рек водяники (водяные), грустно бредут по дворам, ищут сани, чтобы забрать своих деток и вывезти из реки. Освятит поп воду – детки подохнут. Поэтому добрые люди, не жалующие нечисть, в такую ночь всегда переворачивают сани – водянику перевёрнутые не взять, деток своих не вывезти. Сдохнуть нечисти от крещения! Но однажды крестьянин Мартын оставляет сани неперевёрнутыми, чтоб водяника приманить. У человека дело к духу реки – давнее и серьёзное дело...
Рассказ отличный, он цельней и лучше предыдущих. Тема здесь – гармонизация отношений человека и природы, человека и _иного_, человека и других людей. Души и мира. В узком смысле это примирение, покаяние и прощение, но эти вещи сами по себе и есть такая гармонизация. Лишь для того они и нужны.