Джон Апдайк «Бразилия»
Сентиментальный рассказ о любви — или острый, необычный взгляд на традиции бразильской культуры во всем ее «черно-белом» многогранном своеобразии? Почти античная трагедия, где людьми правит рок, — или блистательно написанная мелодрама?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 23 октября 2021 г.
«Как было тепло,
что нас с тобой вместе свело?
Девочка-пай
рядом жиган и хулиган.»
Мальчик встречает девочку; негр и белая; нищета и богатство.
А вокруг — опасное Рио и неприятие пары обществом.
А у них — секс и любовь навек.
Одинаково мерзкие интерьеры особняков Рио и внутренности лачуги в Фавеле. Одинаковая пустота жизни богатеев и деклассированных люмпенов.
Понятно, что перед нами ещё один извод легенды о Тристане и Изольде (в романе девушку зовут Изабель). Только это оправдывает ремарковско-выспренную и тем нелепую манеру разговаривать большинства персонажей романа. Как будто любительский театральный кружок со сцены декламирует:
»- По-моему, тщеславие и чванство брата принесет нам массу хлопот, а мы желаем лишь одного: жить смирно, стараясь не попадаться на глаза власть имущим, и промышлять воровством и блудом в пределах, необходимых, чтобы обеспечить себе пропитание.»
«Бразилия» Апдайка хочет быть одновременно всем: путеводителем по всем значимым местам страны, романом о большой любви, натуралистичным секс-чтивом, правдоматочным бичом социальных проблем, латамовским магреализмом. В итоге не знаешь, по какой мерке мерить и по какой шкале оценивать роман.
Роман как трёхмерный пазл с лишними деталями — никак не складывается во что-то цельное и завершённое.
Романтика отношений и противостояние миру взрослых внезапно превратилось в проживание беспросветной взрослой жизни, со всеми её неприятностями. Отцпляющая монотонность конвейера в Сан-Паулу, пустые революционные разговоры студентов в Бразилиа, отчаяние золотого рудника, где проституция жены воспринимается как благо.
Бегство по диким пустошам заканчиваются провалом во времени. Что? Да. То ли герои умерли от голода и всё дальнейшее это предсмертные видения одного из них, то ли Апдайк так преподносит нам загадочность страны.
Книжка априприационная, расистско-колористкая (автор поначалу крайне смакует оттенки кож, приводя любопытные аналогии).
Объём небольшой, но читается тяжело, через силу.
Наверное, одна из самых слабых вещей про Южную Америку в целом и про Бразилию в частности.
Хотите Бразилии? Читайте «Бразилью» Макдональда. Вот это вещь.
Первое знакомство с творчеством Апдайка прошло неудовлетворительно. Я, конечно, подозревал, что начинать читать автора с одной из его поздних и не самых популярных вещей не самый лучший вариант, и, к сожалению, не ошибся. Когда-нибудь надо будет почитать про Кролика.
5(СРЕДНЕ)
Liz, 28 сентября 2011 г.
Одна из лучших, имхо, книг у Апдайка. Очень тонко соблюдены традиции латиноамериканского магического реализма, при этом занимательный и динамичный сюжет. Перечитывая это произведение в разные периоды жизни, открываешь для себя все новые его грани.