Александр Островский «Гроза»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
XIX век, город Калинов на берегу Волги. Выйдя замуж, молодая и кроткая Катерина попадает под тиранию своей свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой. Вдобавок ко всему, она влюбляется в Бориса, племянника местного купца. Во время отъезда своего мужа Катерина, понимая, что дорого заплатит за это, всё же находит возможность встретиться с Борисом...
Входит в:
— антологию «Горе от ума. Пьесы», 1974 г.
— антологию «Русская драматургия», 1974 г.
— антологию «Гамлет, принц Датский. Король Лир. Гроза. Бесприданница. Три сестры. Вишнёвый сад», 1983 г.
— антологию «Русская драматургия XIX века», 1988 г.
— антологию «Драматургия русских классиков», 2002 г.
— антологию «Русская драматургия XVIII-XIX веков», 2002 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Драматургия русских писателей», 2005 г.
Экранизации:
— «Гроза» 1934, СССР, реж. Владимир Петров
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 8 апреля 2023 г.
Известная всем по школьному курсу русской литературы и, к счастью, утратившая актуальность драма жестокости домостроевского уклада, о жестокой купчихе, которая держит в ежовых рукавицах детей и заедает век снохи. Нежная чувствительная Катерина задыхается в затхлой атмосфере кабановского дома, а постоянные придирки свекрови отравляют ее жизнь. Девушка влюбляется в племянника богатого купца Дикого, который живет у дяди в практически таком же подчиненном положении, как она в свекровкином доме — Борису с сестрой по завещанию должна достаться треть состояния бабки, но прежде он должен два года прожить с дядей, выказывая ему возможную почтительность. Во время, когда муж в отъезде по купеческим делам, Катерина под влиянием золовки Варвары сближается с Борисом, а после, не в силах жить по лжи. признается во всем мужу. Борис уезжает после разразившегося скандала, а она кончает с жизнью.
Sawwin, 21 марта 2016 г.
Несчастные наши школьники под видом этой пьесы изучают на уроках литературоведения длиннейшее и скучнейшее сочинение господина Добролюбова, и «луч света в тёмном царстве» навяз у отечественного читателя в зубах. А на самом деле пьеса стократ умней и неоднозначней её унылого толкования. Достаточно перечитать (не пересмотреть, а именно перечитать, чтобы чужое толкование не было грубо навязано) пьесу, перечитать внимательно, вникая в каждое слово, и вдруг оказывается, что и Тихон не так прост, ведь в отсутствии мамаши он не только пьёт, но и, прежде, чем пойти в запой, устраивает дела по купеческой части. И Катерина вовсе не мятущаяся личность, а истеричка, изначально склонная к суициду; ведь это не первая её попытка утопиться. И даже будь Кабаниха чуть не матерью родной, а Тихон любящим мужем, Катерина всё равно нашла бы с чего утопиться, просто по причине сенсорного голода. Неразвитость чувств поражает у всех персонажей пьесы, единственное действующее лицо, одарённое живой душой, Кулигин, изобретатель перпетуум мобиле. Недаром автор навязал ему это увлечение, показав тем самым, что Кулигин тоже безнадёжно искалечен окружающим бытием. Нет в этом царстве луча света, только аспиды ползают, да блазнят взор пятна трупной плесени. А Добролюбов ищет в этом болоте какие-то идеалы. Впрочем, он и в староверчестве искал революционность.
А пьеса диво как хороша.
sam0789, 20 марта 2018 г.
Что тут сказать… Браки по любви в то время были редки… Обычно – у меня товар, а у тебя купец. Давай свадьбу сыграем? А давай! И не спрашивая молодых женили. А дальше – стерпится – слюбится. А уж при такой маме, как Кабанова… Бой-баба! И сын у неё абсолютно безхарактерный. Сказала мама – бить Екатерину, что поделаешь, не хочу, но раз мама сказала…. И в итоге житья молодым никакого!
Правда Катя слишком эмоциональная…. Не любит мужа, другого любит – бывает. Измены были всегда! Что говорить про время, когда молодых замуж выдавали/женили, да и незнакомых друг другу! Не одна Катя виновата, муж тоже хорошо! За двор – и пустился во все тяжкие! Только пар выпустил и свежий домой вернулся, а Катя…. А Катя не выдержала давление свекрови!..
voroncovamaria, 18 октября 2012 г.
Захотелось написать о не требующей напряжения умственной деятельности работе наших чиновников от образования. Всегда удивлялась, почему подростки должны читать пьесу «Гроза», обязательную в школьной программе. Эта пьеса Островского рассчитана на читателя с жизненным опытом и сложившейся собственной позицией. И что происходит у нас? Ребёнку заявляют, что «лучом света в тёмном царстве» является изменявшая мужу женщина — и заставляют повторять это как попугая. Ребенок не знает всех особенностей супружеской жизни, я убеждена, что есть образцы, более подходящие для изучения в отроческом возрасте, а хорошую пьесу «Гроза» я перенесла бы в программу 11го класса. Еще лучше дело обстоит с поэмой Некрасова «Мороз Красный Нос», ее читают и того раньше. Помню, как мальчишки смеялись над фразами типа «Под сердцем уж билось дитя»... Зачем детям изучать произведение о тяжелой бабской доле, хотя, например, более подростковая «Молодая гвардия» включена в программу для детей постарше? Больше всего умиляет, конечно, заумный разбор «Героя нашего времени», и в поведении закомплексованного мужчины, выстраивающего стратегию, чтобы заморочить голову неумной молоденькой девочке, нас заставляют усматривать глубокий социальный протест. Хотя Печорин принадлежит, конечно, к типу «умная ненужность». Интересно, что ни одного «нужного» мужчину нам в процессе обучения не продемонстрировали. Все персонажи ничего не делают, порой ноют и знают, что своего места в жизни они не найдут. (Онегин, Печорин, Обломов, возлюбленный Катюши в «Грозе»). Создается впечатление, что у русских мужчин целенаправленно вырабатывают комплекс неполноценности.
igor_pantyuhov, 27 мая 2015 г.
Пожалуй, лучше чем на сайте ридру, о данном авторе и не напишешь. Действительно в его произведениях содержится громадная сила притяжения. Причем даже, и не понимаешь в чем оно заключается. Вроде пьесы, как пьесы. Не сказать чтобы я какой-то глубинный смысл почерпнул из данного произведения. Если он там и есть, то он от меня ускользает. Просто интересно читать.