Владимир Гиляровский «Трущобные люди»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zombie 1st class, 2 марта 2024 г.
«Страшное время — полночь в дебрях леса. Несравненно ужаснее и отвратительнее полночь в трущобах большого города, в трущобах блестящей, многолюдной столицы. И чем богаче, обширнее столица, тем ужаснее трущобы... И здесь, как в дебрях леса, есть свои хищники, свои совы, свои волки, свои филины и летучие мыши... И здесь они, как их лесные собратья, подстерегают добычу и подло, потихоньку, наверняка пользуются ночным мраком и беззащитностью жертв.»
Это первая книга Гиляровского, составленная им в 1887 году из написанных ранее очерков и статей, печатавшихся в различных периодических изданиях. Но полноценно опубликована была существенно позднее – уже при советской власти. Озаглавлено «очерки с натуры», что полностью соответствует действительности – это скорее не художественные произведения в строгом смысле, а беллетризованные реальные истории, свидетелем или участником которых автор был, или же с участниками которых лично общался, будучи журналистом. Если «Москва и москвичи» представляет собой широкую картину жизни большого города во всем его многообразии, то «Трущобные люди», как нетрудно понять, касаются мрачных тем жизни городского дна. А этот слой тоже весьма разнообразен по встречающимся типажам, а также путям, которыми люди опускаются на это дно.
16 рассказов, каждый раскрывает какую-то специфическую сторону трущобной жизни в Москве конца XIX века. Но не только – автор также подвязал в сборник пару “производственных” очерков о строительстве нового подземного русла реки Неглинки, один военный рассказ с кавказского фронта русско-турецкой войны, и еще одну историю из жизни театральных актеров. Ввиду тематики, большинство историй весьма и весьма мрачные, в основном с целью обратить внимание читателя на те или иные социальные проблемы и недуги. Однако, нет какого-то сгущения красок и смакования мерзостей – ну, разве что сам факт концентрации такого количества личных трагедий в одной книге. Наиболее сильным мне показался рассказ «Обреченные» – зарисовки из жизни рабочих вредного лакокрасочного производства, тоже на основе личного жизненного опыта автора. Но и все остальные тоже достаточно интересны, слабых вещей в сборнике практически нет, разве что в некоторых заметен более ярко-выраженный публицистический уклон газетной статьи.
Некоторые рассказы даже близки к психологическому хоррору, как ни странно. Например, «Без возврата» — про солдата, которому в карауле ночью мерещится всякая жуть и дичь. Или «Вглухую», где уже описаны куда более материальные ужасы безжалостных преступников, орудующих в ночных заведениях. Это так, в копилку к предтечам отечественного жанра ужасов – наверняка и среди творчества других, в т.ч. менее известных журналистов той эпохи были подобные леденящие кровь истории большей или меньшей достоверности.