Владимир Гиляровский «Мои скитания»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Авантюрно-плутовское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Шербетун, 13 января 2020 г.
Увлекательное жизнеописание «дяди Гиляя».
Повесть «Мои скитания» — интереснейшая автобиография журналиста, бытописателя Владимира Алексеевича Гиляровского, в быту просто «дяди Гиляя», в профессии — «короля репортажа». Произведение написано простым сочным языком (однако, некоторые архаизмы побуждали меня обращаться за помощью к словарям).
Автор рассказывает о своем тернистом жизненном пути с неизменным оптимизмом и улыбкой, ведь ему удавалось выбраться из, казалось бы, безвыходных ситуаций, сменить огромное количество профессий и не унывать, как бы тяжело не было. Книга весьма интересна тем, что описывает жизнь представителей разных сословий и профессий в конце 19 века. Но если присмотреться, понимаешь, что это еще и путевой дневник по городам и весям Российской империи.
Цирк, бурлацкая артель, белильный завод, каморка истопника, пожарная часть, солдатские казармы, казацкая вольница, театр, редакция журнала, тюрьма, ... – такие локации предстают перед читателем. Яркие живые образы обитателей/работников этих мест выходят из под пера Гиляровского. Эти мемуары настолько захватывающи и интересны, что могут посоревноваться с любым приключенческим романом, к тому же от этой «энциклопедии народной жизни» идет мощнейший заряд энергии автора.
P.S. Советую вместе с повестью «Мои скитания» читать авторский сборник рассказов и очерков «Трущобные люди», он прекрасно дополняет повесть живыми образами простых людей, которых Гиляровский встречал как раз в период «скитаний».
Stalk-74, 21 мая 2018 г.
Весьма необычные приключения по жизни известного московского журналиста. Особенно, если им верить на все сто. Впрочем. так как они написаны Гиляровским в возрасте за семьдесят лет, скорее всего, они гиперболизированны. Тем более, достоверность этих былин и баек подтверждать/опровергать было некому — атаманы и бурлаки особо не выступали критиками в печати.
Есть в «Скитаниях» не одна странность. Например, со слов Гиляровского, ему практически все удавалось на ура — и бурлацкую лямку тянуть, и служить на войне, и играть роли в театре, и по степи гарцевать, и стихи писать, и побивать всех и каждого и много чего. Везде его любили. Но практически отовсюду он вдруг резко убегал в прямом смысле из-за большущих проблем. Странная закономерность.
Обтекаемо писал Гиляровский об отце. Везде была мысль — не подвести отца, не опозорить фамилию. А отец был... полицейским приставом. Который, вероятно, то и дело выручал шалопутного отпрыска из неприятностей. Но это не литературно, да и читатель совсем по другому глянет. Куда круче бежать из тюремной камеры, выломав решетку, расправляться с шулерами и запивать стаканами пива стаканы водки.
Впрочем, надо отдать должное Гиляровскому. В своих похождениях он особо власть не ругал, большевиком не прикидывался. А вот разносолы описывал с любовью. Вот в эту любовь верю безоговорочно. А босятство приукрашено. Не особо вырвешься из маргиналов в интеллигенты, а вот поиграть интеллигенту в маргинала — это запросто. И Лев Толстой, и Максим Горький, и многие другие «ходили в народ», но не забывая соскакивать на более тепличные условия — кто на теплый итальянский остров Капри, кто на в графскую усадьбу. Вот и Гиляровский, завсегдатай самых шикарных столичных ресторанов, любил порассуждать о тюре и 12-пудовых (!) тюках, что носили по сходням портовые грузчики.