Ричард Хьюз «Деревянная пастушка»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 9 декабря 2015 г.
Ричард Хьюз теперь, кажется, хорошо забыт. И идеи не совсем созвучны господствующим ныне, и ритм повествования неподходящий. Но перечитывал его книгу с удовольствием. «Деревянная пастушка» — второй роман из незаконченного цикла, посвящённого межвоенному времени. В первой книге события разворачиваются на протяжении нескольких недель и заканчиваются «пивным путчем» 1923, во второй растягиваются на 10 лет и завершаются «ночью длинных ножей» 1934. Автор старался создать максимально полную картину мира, объективную в его понимании и при этом донести до читателя свои идеи, выдержанные в леволиберальном духе. В результате сюжет получился рваным, объективности не хватило, а идея сформулирована не вполне убедительно. Но сами эпизоды, из которых складывается повествование, получились очень яркими и создают, пусть неполную, картину межвоенного двадцатилетия. Времени, когда стремительно менялись все привычные нормы в области человеческих и социальных отношений, быта, культуры, когда люди всех классов жили хуже, чем их родители, и хуже, чем будут жить их дети, когда все говорили о мире, а мир неудержимо катился к новой страшной войне.
Героев, как и сюжетных линий, слишком много, и они часто теряются или отходят на второй план. Главный герой — Огастин, новый тип джентльмена-бездельника. Не все джентльмены бездельники, но это как раз тот случай. Предок Огастина в шестом поколении разгонял скуку озорством, переходящим в уголовщину, и точно знал, что ничего ему за это не будет. Прадед вёл жизнь добропорядочного человека, лечил скуку путешествиями и охотой, слегка оригинальничал, слегка интересовался наукой, политикой, искусством. Огастин полон новых идей, желает скорой смерти всем традициям и привилегиям, читает фабианцев, Фрейда, Маркса, теоретиков нового искусства и при этом сам ничего не делает и делать не хочет. Из всех вариантов это, кажется, наихудший. Самое обидное, что человек хороший, очень добрый, порядочный, но никому не нужный и даже самому себе.