Борис Бельтенев «Поляна кошмара»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа (Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейный
Энтомолог Пришвин и остеолог Клин, находившиеся в составе экспедиции в отрогах гор Куень-Люня, решили пополнить коллекцию редкими насекомыми, а заодно разобраться с местным злым духом Кори. Углубившись внутрь непролазного леса исследователи столкнулись с необычной проблемой — всепоглощающее чувство голода, которое возникало по ночам и как оказалось это связано с верованием в Кори...
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1928'16 (Л)», 1928 г.
— антологию «Самые странные существа», 2017 г.
— антологию «Чужая жизнь», 2017 г.
— журнал «DARKER № 10'21 (127)», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Вонамби, 7 августа 2024 г.
Здравствуйте, с вами снова рубрика «А что, если?»!
А что, если в альтернативной реальности уважаемый Владимир Афанасьевич Обручев, мир праху ему, вместо суровой, дышащей лишь недавно минувшим XIX веком романтики затерянных миров обратился к тёмной романтике ужаса? И не начал обращать сердца юных и не очень юных читателей к манящему горизонту познания — этой тяжёлой, для настоящих суровых парней (и не менее суровых девчонок время от времени), но безумно интересной теме изучения неизвестных ещё тайн Земли. А написал что-нибудь жуткое, предупреждающее — не зная броду, не суйся… Да не только в воду, а вообще никуда. Сиди дома! А то не останется от тебя ни суровости, ни духа познания, ни обмоченных перед бесследным исчезновением походных штанишек. Да чёрт его знает, что тогда могло получиться… Но прочитав «Поляну кошмара» совершенно неизвестного мне лично Бориса Бельтенева, я, кажется, теперь примерно представляю себе результат!
Ну ладно, шутки в сторону. Однако в каждой шутке есть доля шутки, как говорится, остальное правда. Это по счастливой случайности найденное произведение на самом деле вызвало у меня подобные ассоциации — что бы получилось, если автор «Плутонии» и «Земли Санникова» написал «Сад ужаса» не менее уважаемого же Роберта Ирвина Говарда. Занятная химера, правда? Помимо очевидных параллелей в названиях. Настолько, вроде бы, разные творцы. Причём химера во всём, что касается позитивных, так и негативных сторон.
Посудите сами.
При всей глубокой любви к творчеству Владимира Афанасьевича, ради объективности нужно отмечать, что как писатель он не был идеален.
• Сюжет прост и элементарен, хотя это особенность и жанра в целом. Его даже заспойлерить нельзя по-настоящему:
o Экспедиция отправилась в поисках чего-нибудь интересненького.
o Экспедиция таки нашла кое-что интересненькое, с листиками и цветочками, на свою голову или другие мишени для получения приключений с проблемами, уж сами выбирайте.
o Всё закончилось плохо. Амба.
• Герои весьма условны и в целом безлики, сказать о них особого нечего. Да, понятное дело, что в малой форме развернуться не так просто, но тем не менее. Их задача как персонажей — быть не столько личностями, сколько подобающими функциями для подачи происходящего.
• Язык… Сам по себе неплох, но вот подача несколько безыскусна. И в плане описаний происходящего, и в плане диалогов — это самое вечное «ну не разговаривают так люди, ненатурально оно!». В целом от таких текстов всегда складывается впечатление, что их писал человек, более привычный к составлению монографий и статей, а не художественных текстов, из-за чего в итоге получается некая театральность, ненатуральность, очевидная искусственность.
Нооооо…
Но когда дело касается других нюансов писательства, он великолепен!
Эта наивность литературного стиля поразительным образом может работать в плюс, ибо превращается в непосредственность и искренность, когда дело касается описаний быта, окружающих условий, да и в целом упорного исследования это самой дикой глуши. И вкупе с указанным она заставляет воспринимать произведение не как безыскусную поделку какого-нибудь современного профана, а именно как нечто архаичное — исключительно в хорошем смысле архаичное! Даже эта самая безликость героев начинает быть частью мозаики. Ибо что там описывать, если ты и сам понимаешь, и сам выстраиваешь классическую картину того, какими должны быть эти увлечённые научными поисками бесстрашные учёные и искатели приключений?
Это же лепота, товарищи.
А что от Говарда?
Описания происходящего весьма, как на мой взгляд, эффектны и забористы для произведения отечественной литературы, написанного в конце двадцатых годов прошлого века. Да и по своей сути это самый настоящий хоррор, ибо тут не просто описано появление опасности. А действительно жутко изображается, что происходит с людьми, от первых звоночков до едва ли не утраты разума перед подавляющей его загадочной силой. Как хотите, а от произведения того времени и условий не слишком ожидаешь подобной брутальности. И сама по себе загадка происходящего вполне уместно смотрелась бы где-нибудь в дебрях Хайборийской эры или в других неимоверно древних сгинувших эпохах, оставивших после себя подобные ужасающие реликты, один из которых нашли несчастные учёные.
Посему как хотите, а это замечательно. Когда читаешь подобные, написанные вот уже как около ста лет назад, или стилизованные под них произведения. Ибо они вызывают у тебя ощущения, что… Думаешь, что читаешь ты нечто, реально написанное — даже не на печатной машинке, а от руки ещё! — на страницах походного дневника рукой человека, действительно привыкшего не к «настоящей литературе», а к этому самому походному дневнику. Написано в свете газового фонаря внутри палатки, за пределами которой всё ещё диковатый и огромный, не опутанный спутниками, вышками связи и рекламой мир. А потому ведь могло оно быть. Могло. Или очень хочется в это верить.
Греет душу ценителя.
Dixi.