Ричард Пол Руссо «Ship of Fools»
По бескрайнему космосу от одной системы к другой движется корабль–ковчег «Аргонос». Люди рождаются и умирают на звездолёте, поколения сменяют друг друга, а путешествие продолжается. Забыв свои корни и потеряв цель полёта, сообщество корабля медленно деградирует, в низах растёт недовольство, а руководство занято борьбой за власть и влияние. Всё меняется, когда «Аргонос» получает необычный сигнал с одной из близлежащих планет. В надежде обнаружить других людей или иных разумных существ готовится разведывательная миссия. Среди членов группы – Бартоломео, друг и советник капитана, и ему предстоит сыграть важную роль в этой истории о первом контакте с непознанным.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 2002 // Лучшая НФ-книга в США |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 9-е место |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Himura Yumi, 29 января 2022 г.
Космофантастика и хоррор на тему звёздного ковчега и первого контакта.
Название у книги говорящее: «корабль дураков» — это аллегория Платона о неэффективном управлении чем-либо без поддержки экспертных знаний, а также одноимённая сатирическая поэма Бранта 1494 года на эту же тему. Эту аллегорию часто используют в художественной литературе, но ещё чаще в публицистике. У книги Руссо есть и второе название «Unto Leviathan», под ним она вышла повторно в другом издательстве. Не знаю, какая драма с правами тут закопана, но что есть, то есть. На русском пока не издавалась.
Завязка классическая для поджанра: по бескрайнему космосу от одной системы к другой движется корабль-ковчег. Люди рождаются и умирают на звездолёте, сколько лет длится полёт и когда он закончится — неизвестно. Цель полёта давно забыта, пункта назначения нет, связи с человечеством тоже. Иногда корабль находит планеты, пригодные для колонизации или даже уже колонизированные, но каждый раз руководством принимается решение двигаться дальше, сохраняя статус-кво.
Население корабля неоднородно: есть правящий класс, есть команда, есть католическое духовенство, есть работяги из нижних отсеков, которые не имеют свободы передвижения, не могут покинуть корабль и обслуживают высший класс. Сообщество деградирует, капитан звездолёта и епископ церкви делят власть и влияние. В недрах нижних отсеков назревает бунт. И вот в такой обстановке корабль получает необычный сигнал.
Повествование ведётся от лица Бартоломео, относительно привилегированного члена местного сообщества, и подаётся в форме его дневников/воспоминаний. Бартоломео — сирота высокого происхождения, воспитанный коллективно, близкий друг капитана, атеист и технарь. Ещё Бартоломео инвалид, но все его недостатки компенсированы протезами и экзоскелетом. В результате своего происхождения и физических особенностей он в общем-то изгнан из всех основных групп и живёт довольно изолировано.
Бартоломео — классический «ненадежный рассказчик». Мы видим только те события, которые видит он, и только в его интерпретации, порой довольно подозрительной. Например, буквально на первых страницах Бартоломео говорит о себе как о важном советнике капитана, как о человеке власти, он регулярно присутствует на собраниях высшего управляющего органа корабля. Но если смотреть на его общий социальный статус, то такой авторитет выглядит невозможным. Всех ключевых героев истории мы тоже видим глазами Бартоломео и через призму его с ними отношений. Многие потенциально интересные вещи — ну например результаты работы научной команды после высадки на планету с сигналом — Бартоломео неинтересны и поэтому он о них не пишет. Зато пишет о том, как красиво течёт настоящая река :) Иногда он просто не присутствует там, где происходят очень интересные события и поэтому может сказать о них лишь в самых общих чертах. В такие моменты вы будете жалеть, что в книге нет других рассказчиков или что Бартоломео не так вездесущ)
Эту особенность изложения нужно сразу учитывать, тогда атмосфера личного проживания ситуации в недостатке информации будет более яркой, а многие сюжетные повороты будут казаться очень красивыми и логичными. Однако, судя по регулярным низким оценкам у книги, этот приём понравился далеко не всем, потому что одна из двух основных претензий — «в книге ничего не объясняется». Но ведь в этом и суть: с непознанным сталкивается некомпетентный человек и вполне вероятно, что компетентным в этой ситуации не может быть никто. Вторая претензия — «люди совершают глупые поступки» — это явное свидетельство того, что тема книги полностью прошла мимо, хотя она вынесена в классический заголовок: процесс принятия решений осуществляется в отсутствие информации, знаний и понимания обстановки, основан на безрассудстве и недальновидности тех, кто у руля, среди которых и наш главный герой. Это видение вероятного сценария первого контакта и оно имеет право на жизнь.
Рассказывать о дальнейшем даже в самых общих чертах — только портить интригу. Разве что стоит упомянуть, почему это хоррор. Есть всего два варианта видения контакта с инопланетным разумом/цивилизацией/организмом/нёх: оптимистичный и пессимистичный. Если вы видите в описании «первый контакт» и «хоррор» вместе, то всё очевидно, не правда ли? Хоррор здесь очень изящный, его не так много, есть буквально несколько ярких сцен, а большую часть составляет лишь ожидание чего-то ужасного и предчувствие трагедии. Сурвайвал-хоррор здесь тоже специфический, масштабный и опять же очень нежный, ввиду того, что Бартоломео не может охватить всё своими глазами. Ещё «Корабль дураков» выделяется на фоне других произведений на тему первого контакта размышлениями о религии и о вере. Не только веры в Бога, но и веры в то, что люди дураки, но не глупцы ) Это интересно и очень хорошо интегрировано в историю о звездном ковчеге без роду без племени и в историю его выживания. Ну а размышления о социуме и о том, как он движется в будущее, и вовсе составляют ядро повествования, просто в антураже космического путешествия и встречи с непознанным.
Goshak, 13 января 2012 г.
в далеком далеком уголке Галактики от звезды к звезде дрейфует огромный корабль-ковчег. его миссия забыта, пункт назначения неизвестен, а связь с человечеством давно утеряна. коммуна внутри корабля расслоилась: обычные работяги из нижних отсеков фактически стали прислугой для высшего класса. здесь расцвела пышным цветом пост-католическая религия, идет борьба за власть между текущим капитаном и Эпископом церкви и назревает революция. но все это отступает на второй план, когда по кораблю проходит волнующий слух: радиоресиверы засекли странный сигнал с одной из планет ближайшей системы...
завязка интригует, да и сеттинг весьма хорош (затерянные космические корабли, странные сигналы, странные же пришельцы -- обожаю такое). но увы и ах: на уровне истории роман -- ничего особенного. пшик. происходит много, но почти ничего, никакого внимания к деталям, все твисты скучны и предсказуемы. по уровню продуманности это скорее мистика чем научная фантастика: ничего толком не объясняется. герои принают весьма странные решения и поражают своей отчужденностью: люди живут на корабле столетиями, но вопрос о существовании исторических архивов впервые встает только на собрании посвященном кораблю пришельцев. но не смотря на многочисленные глупости, неадекватность и примитивность истории, автору каким-то чудом удалось никогда не скатиться до откровенной тупости: это можно читать. спасибо и на том. и за сеттинг тож спасибо.