Юрий Брайдер, Николай Чадович «Бастионы Дита»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Философское
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Из мира замёрзшего океана Артём попал в город Дит. В этом мире постоянно случаются сокрушения — на поверхности планеты оказываются куски чужого пространства, их выжигают огнём и травилом. Дитсы предсказывают сокрушения с помощью птиц слепышей, которые чуют всё инородное, а один из жителей города, Хавр, умеет направлять сокрушения в определённую местность.
Входит в:
— цикл «Тропа»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 289
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2994 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Мечи, 1997 // Меч в камне | |
номинант |
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Necrov, 12 мая 2021 г.
Выбирая подобное название, авторы разумеется не могли не рассчитывать на то, что оно породит дополнительные связи и смыслы. Для более полного разбора этого романа вкратце обращусь к «Божественной комедии».
Если верить Данте, который вслед за Вергилием спускался в Ад, то город Дит занимает сразу два адских круга. Стены его образуют шестой круг, где обретаются лжеучители и еретики, а сам город размещается в седьмом круге и состоит из трёх поясов, где отбывают наказание всевозможные насильники: первый — тираны и разбойники, второй — самоубийцы и игроки, третий — богохульники, содомиты и взяточники.
Внимание! Дальше — спойлеры!
Город Дит, отгородившись стеной от всего остального мира живёт по своим внутренним, жёстким законам, именуемым Заветами. Основные из них: «Защищай город. Противодействуй Изнанке. Не желай ничего сверх положенного. Не причиняй дитсам ни вреда, ни обиды. Трудись для общего блага там, где тебе укажут. Не способствуй, ни действием, ни бездействием, неправедным поступкам братьев твоих».
Для того, чтобы заветы выполнялись с большей ответственностью и рвением, в городе существует ритуал, чем-то сходный с крещением. Каждому новорождённому в определённый момент дают испить Братскую Чашу, содержащую некую жидкость, которую называют «зелейник». Тайна его изготовления хранится кастратами, которыми заведует Блюститель Братской Чаши. Они же и выдают его гражданам. Действие зелнейника подобно наркотику, в свой Срок у каждого, однажды выпившего его начинается ломка и если он не получит следующую дозу, то умрёт в жутких мучениях.
Им управляет Сходка Блюстителей. Здесь каждый находится на своём месте и при своём деле. Для таких укладов есть серьёзные причины, главная из которых — Сокрушения. Это внезапное и практически моментальное появление в Дите участка иного мира, который горожане (дитсы) называют Изнанкой. Для борьбы с Сокрушениями в городе существуют мобильные отряды, готовые в любой момент сделать всё, что только возможно, чтобы пресечь на корню всякую попытку проникнуть на городские территории чего бы то ни было из чуждого мира. Считается, что Сокрушения являются карой за прегрешения дитсов.
Вместе с тем всё, что происходит за стенами Дита горожан совершенно не интересует. Там, по мнению жителей города, давно нет ничего достойного внимания.
За пределами города мир устроен достаточно сложным образом. Тут никто не следит за тем, чтобы предотвращать последствия перемежовок, и поэтому опасности подстерегают почти буквально на каждом шагу.
Подступы к городу охраняет странный лес, в котором обитают слепые птицы (слепыши), которые чуют порождения изнанки и очень враждебно к ним настроены.
Второй интересной местностью является Переправа через Гробницу Вечности, которую охраняют конопасы. Сами себя они предпочитают называть Златобронники. По сути дела — это антиподы дитсов. В отличае от них, златобронники проповедуют культ вседозволенности. Ублажение плоти и потворство своим прихотям у них возведено в такой же культ как у дитсов самоограничение.
За переправой расположены совершенно странные земли, жители которых почти не контактируют с дитсами. Здесь расположен Приокаёмье, Забытая Дорога и Стеклянные Скалы. Именно из этих мест родом Хавр, Блюститель Заоколья. Тут остались его отец и брат с сестрой.
В целом, третий роман поддерживает связь с циклом в том моменте, когда Артём встречается со Всевидящим Отче (отцом Хавра) и перенимает у него некоторые умения в путешествиях по времени. Тут же указывается на то, что этот Дар может быть передан не только достойнейшему, но может быть передан под пыткой носителем совершенно любому существу. Карнлайх Замухрышка, брат Хавра, под пыткой вынуждает отца передать свой Дар ему.
Что же касается сестры Хавра, Хозяйки Черных Скал (или, как позже её называют, Чёрных Камней), то она явно идёт по пути максаров. Её главная заслуга, и это оправдывает её существование в цикле, то, что она отправляет Артёма к Стеклянным Скалам, где он встречает Кешу. Кеша — существо из чистого разума, которое не имеет тела, но, даже в весьма нежном возрасте обладает недюжинными способностями к перемещению во времени.
Достаточно интересный персонаж Ирлеф. Изначально абсолютно верующая в то, что соблюдение заветов гарантирует от всех бед. Уже на пути «туда», от стен города Дита, она постепенго ночинает меняться, перед ней открывается новый мир, который не соотносится с её привычным старым миром. Наверное, главное событие с ней на этом пити — встреча с златобронниками, когда она выражает всё свое презрение к «новому миру». На обратном пути ключевой встречей является очередное столкновение с теми же златобронниками. При этом с Ирлеф за время странствия за пределами Переправы происходят фатальные, с её точки зрения, перемены. Когда она выходила из города, у неё было соврешенно ровное отношение ко всем дитсам, которые вкусили Братской чаши. На обратном пути, она уже даёт абсолютно страстную отповедь златоброннице, смысл которой любовь к чужаку, т. е. Антону. Жаль, что в тот момент, она осознала, что отступилась от своих правил, от Заветов, и не смогла в итоге принять ту новую жизнь, которую ей могло бы дать это отступничество.
В целом, очень печальное настроение навевает роман. Даже те из винтиков системы, которые в состоянии выкрутиться из пазов и стать ей поперёк, настолько пропитались самой системой, что даже не мыслят жизни вне её. Конечно, полностью отказавшись от прежних заветов, она не может и в итоге добровольно гибнет.
Здесь же находит своё оформление предсказание о том, что Феникс видел Артёа на подступах к Изначальному миру, а Иносущий его могилу. В самом финале Артём встречается-таки с самим собой и передаёт ему свой кусок знаний и Кешу, аболее ранний Артём клянётся похоронить своего двойника.
В целом, заключение романа похоже на войну между старым (каким бы оно ни было плохим и закосневшим в своих предрассудках) и новым (совершенно безумным, бездумным, одержимым только желанием нахапать). Думаю, что это толкование ближе к истине, нежели попытка истолковать разницу между Приокаёмьем и Дитом как разницу между социалистическим и капиталистическим образом жизни. Границей между Дитом и отдалённой окраиной служит «Гробница Вечности», что намекает на временные, а не пространственные координаты.
Мне кажется, что этот роман-катастрофа (да, именно так) в какой-то степени отражает гибель Советского Союза и перемещение людей, его населявших в совершенно другие страны и реалии. В страны, где властвует бандитизм, распущенность, где любого можно подвергнуть пытке, заставить изменить своим идеалам или измениться. В общем, отражает весь тот кровавый бардак, который начался после подписания Беловежского соглашения.
drugndrug, 21 апреля 2020 г.
Этот роман я прочитал спустя лет восемь после первого знакомства с двумя первыми – “Евангелие от Тимофея” и “Клинки максаров”. За эти восемь лет я не раз мысленно представлял, как бы продолжался цикл “Тропа” дальше. Нафантазировал изрядно, но реальность, как всегда, распорядилась по-своему. Чего-чего, но я никак не ожидал того, что третий роман окажется чем-то вроде “Бастионы Дита”. И это было, конечно, замечательно! Ведь скучновато читать книжку, когда заранее знаешь, о чём она собирается тебе поведать.
Так вот, сюжетная композиция “Бастионов…” оказалась для меня совсем неожиданной, я не сразу “въехал” в неё, я ведь долгое время полагал, что события будут развиваться в совершенно ином ключе. Конечно, загадка относительно Фениксов и Незримых должна, в конце-концов, получить хоть какое-то подобие отгадки. Подтвердились так же отчасти пророческие слова болотника Шатуна, ставшего Всевидящем Отче, касательно того, что главный герой на Тропе может встретить самого себя, а Незримый видел его могилу (см. концовка романа “Евангелие от Тимофея”).
Отличный роман! Мне он понравился.
VovaZ, 26 ноября 2014 г.
В этом романе авторы продолжают цикл миротворения «тропы». Роман несколько отличается от цикла, особенно в завязке, некоторой «бредоподобной» реальностью. Потом сотворённый мир несколько стабиллизируется, однако устойчивым он не станет никогда.
Когда сюжет переходит в неизбежный квест, мы встречаем образы удивительных созданий народов, чем-то напоминающих героев романов Джека Венса, однако выведенных в своеобразном стиле авторов.
Понравилась своеобразная сюжетная линия и интрига романа, выведенные в оригинальной манере, диктующие характер романа даже более описания сцен. Образы героев описаны богато и объёмно, без экономии.
Сценизм, в котором авторы всегда были сильны, здесь сильно проигрывает, вводя много избыточных описаний, утежеляет роман. Драйв, на мой вкус, не достаточен.
В принципе, произведение интересное, но не для любителей лёгкого чтения.
Kriptozoy, 17 июля 2009 г.
Когда-то давно, когда я любил фантастику не меньше чем сейчас, но ещё не обладал достаточно обширной библиотекой, такой как сейчас, так вот когда-то давно книги из цикла «Тропа» я перечитывал постоянно, при любом настроении и при информационном голоде любой степени интенсивности. В то время я только начинал открывать для себя всю обширность зарубежной фантастики (уже достаточно хорошо зная существующую отечественную), которая постоянно приятно удивляла и дарила новые впечатления, именно тогда, или чуть раньше я открыл для себя творчество великого Стивена Кинга, но несмотря на всё это четыре романа про путешествующего между мирами человека (тогда ещё четыре) оставались стабильно среди самых верхних мест топа.
А роман «Бастионы Дита» занимает среди них совершенно особое место. И не случайно. Как часто говорили в интервью писатели-соавторы, несмотря на то, что эти книги объединены одним, и даже не условным, циклом, каждый роман они стараются писать совершенно по новому, не повторяясь, всякий раз создавая совершенно новый и оригинальный мир — очередной мир, сильно нуждающийся в спасении. И это заявление писателей абсолютно не голословно. Ведь действительно, от книги к книге меняется стиль, темп и ритм повествования, фэнтезийность сменяется фантастичностью, социальность сменяется апокалиптичностью, а легкий и увлекательный слог порой сменяется драматизмом и более чем не надуманными размышлениями главного героя в его мыслях, диалогах, или же авторской прямой речи. Да что там говорить, романы разнятся даже в том, что порой рассказ ведется от первого лица, а порой описываются приключения Артема в третьем лице. И от книги к книге нарастает какой-то надрыв, какой-то драматизм, словно бы дело вот-вот приблизится к кульминации, до которой на самом деле ещё очень и очень далеко. А главный герой становится всё взрослее, возвышается над собой и проходит буквально сквозь жар огня, чтобы возродиться подобно Фениксу и пойти дальше, вдаль по Тропе, проложенной перпендикулярно между мирами.
«Бастионы Дита». Роман, от которого действительно захватывает дух. Помню, когда я впервые прочитал очень глубокий, многоплановый и многоуровневый роман «Клинки Максаров», я тогда подумал, что авторам нужно будет сильно постараться, чтобы продолжение было хотя бы на уровне. Но когда я открыл «Бастионы Дита» и стал читать, мои сомнения тут же развеялись. Да, авторы сознательно каждую книгу цикла пишут по разному. Но неизменным остается одно — огромная увлекательность и яркий, узнаваемый стиль и язык авторов. Которые так заставляют работать воображение и кипеть эмоции, что перевести дыхание во время чтения очень и очень сложно.
На этот раз зона развития действия романа гораздо более локальная, чем в предыдущих двух. Внутри и снаружи стен маленького городка под названием Дит, живущего по столетья назад придуманным Заветам, учащим праведности и правде. Но для пробуждения в жителях естественной, или искусственной праведности и верности своим канонам используется страх смерти. В буквальном смысле этого слова. Главному герою предстоит в этот раз понять много нового в людских отношениях, ощутить две стороны одной монеты — честность и подлость, и их в чем-то равноправие. Предстоит пройти путь длиной во много миль и во много лет, пройти сквозь пространство, умереть, воскреснуть и увидеть самого себя, тем самым замкнув круг огромной временной петли, которую сам же и построил. Познать всю трагичность любви и во имя добра принести в жертву себя и других людей.
А авторы в который раз задаются вопросами, которые являются ни больше, ни меньше основой человеческого бытия. Они простые — что есть Бог? что есть добро и что есть зло? можно ли во имя великих целей проливать кровь невинных людей? что есть свобода и чем она является для каждого из нас? И так далее. Да, это часто звучащие вопросы, но ответы на них не так-то легко получить и не так-то легко услышать даже в самом себе.
И ещё. Несмотря на обилие крови, черноты, коварства и зла на страницах этого романа, он не оставляет после себя негативного впечатления. Наоборот, читая его словно учишься чему-то. И это несомненно яркая черта всего творчества авторов, одних из лидеров фантастики «четвертой волны» нашей страны.
Mo3k, 23 декабря 2010 г.
Был период, когда книги не покупал, а читал, что было дома:) Брал с полки первую попавшуюся книгу по фантастике и читал. Так просто напоролся на «Бастионы Дита»...
Если бы авторы понятней описали концовку, более отчетливо и не скатились под конец в какой-то ужасный сюрреализм, которые на медленном огне кипятил мозг было бы совсем замечательно. Начала и середина очень интересная, самобытная, с десятком ярких моментов и не банальным сюжетом, что для меня очень важно. Рекомендую.
Buhrun, 15 марта 2010 г.
Воображение авторов — самое сильное воспоминание, которое есть у меня от подросткового прочтения романа.
Самобытный, вымороченный мир.
И какие-то неизбежные, пусть и непринципиальные параллели с «Многоярусным миром» Фармера.
vonZebottendorf, 23 декабря 2008 г.
А мне все равно понравилось. Да с первой книгой цикла по производимому впечатлению эта не сравнится. Но как продолжение приключений Артема с чередой бесконечных безвыходных ситуаций — просто отлично :)
shemia, 25 июня 2009 г.
Моя первая книга из Тропы. Не сразу смог прочесть, наверное недорос и недоосмыслил. Сейчас считаю лучшей из серии. Определение любви данное в книги просто потрясает.
grozaov, 28 мая 2008 г.
Да, как говорять — природа отдыхает на детях и продолжениях сериалов, вот и на этот раз этот роман можно смело назвать продолжением.
Как говориться — без комментариев.
swgold, 24 апреля 2008 г.
Некоторым авторам, как будто, нравится издеваться над читателями. Начинают за здравие, кончают за упокой. Начинают поэму, заканчивают басней. Начинают эпик, кончают оффтопик. Вот и гг Б&Ч изрядно отвели душу и покаламбурили, пока писали 5-ю книгу «Тропы». Похоже, авторы отправились в длительное пешее путешествие, а по дороге, присаживаясь на лавочку или под кустик, толковали о вещах самых разных, ничем друг с другом не связанных — о фентези и фантастике, о политике и психологии, о королях и капусте. Порой на шелковых скатертях под звонкий бокал анжуйского, порой на газете с мерзкой килькой — выпивали и закусывали, ударяясь то в философию, то в похабные анекдоты... В общем, читать все это местами смешно, местами с души воротит. Стиль и логика хромают на обе ноги, а повествование всё длится и длится. И уже наплевать на стиль и логику, хочется узнать — хоть чем кончится-то вся эта лабуда? А кончается изящно, хотя и весьма предсказуемо. Вот ежели бы всю книжку написали на одном дыхании, а не сляпали из кусков как дурной паззл — вот тогда бы была вещь!
pararurap, 25 мая 2007 г.
Читал книгу в том же году, когда она вышла произвела неизгладимое впечатление.
Она же была первой для меня из серии Тропа. Перечитал недавно все равно не разочаровался.
Ank, 19 ноября 2006 г.
В этом романе уже пошел уклон в фентези. Причем где-то две трети читаются нормально, а дальше уже идет какое-то вымучивание сюжета, будто бы авторы просто добивали объём. Динамизм теряется совершенно.