Йон Армстронг «Grey»
Роман-дистопия о мире, в котором мода, поклонение «звездам» и желтая пресса выросли до гротескных размеров и стали главными ценностями человечества.
Жизнь Майкла — знаменитого наследника богатой корпоративной семьи, жениха красавицы Норы, его скорому браку с которой суждено объединить два могущественных клана — переворачивается с ног на голову, когда наемный убийца стреляет в него во время пресс-конференции. Пытаясь расследовать покушение, Майкл воочию сталкивается с изнанкой своего мира и постепенно разочаровывается во всєм, что когда-то было для него самым важным — кроме своей любви к Норе.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 2008 // Лучшая НФ-книга в США |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artm, 16 июня 2012 г.
«Grey» Джона Армстронга я слушал в авторском прочтении в 2007 году. Жуткий лицемерный мир, неприятные персонажи в сочетании со спокойным, гипнотическим голосом писателя заворожили меня с первых строк.
Вместо привычных читателю научной фантастики экстраполяций технического прогресса или знакомых из традиционных дистопий мысленным экспериментам в reductio ad absurdum политических систем, Армстронг строит свой мир, взяв за основу культ нарочитой роскоши и показного нарциссизма, будто обращая реальностью фантазии редакторов глянцевых журналов. Главный герой — Майкл — казалось бы, обречен быть непонятым: разделяющие его мировоззрение вряд ли удосужатся читать научную фантастику, а у тех кто возьмется за его историю, он не может вызвать симпатии. Но, может быть, этот конфликт между читателем и героем и является центральным конфликтом книги, и задача писателя — разрешить его к финалу? Как бы то ни было, в моём случае это Армстронгу удалось.
Мир романа чрезвычайно самобытeн, критики придумали для него новый поджанр — fashion-punk («глянцевый панк» может?). Но идея имеет что-то общее с фильмом «Идиократия» (2006) — оба мира построены на диспропорциональной инфляции какого-то аспекта популярной культуры: в Grey это поверхностный культ роскоши, в «идиократии» — интеллектуальная бедность массовой культуры.
При всем этом в книге нет непосредственного морализаторства и изобличения описываемового общества, которые могли бы превратить её в растянутую басню. Неправдоподобный мир Майкла — это данность, его ироничное обстоятельство, при котором ему предстоит совершить свою метаморфозу на глазах у читателя.