Юрий Поляков «Демгородок»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Мишка Курылёв работает шофером-ассенизатором и киномехаником в Демгородке. В том самом, в котором живут государственные преступники – политические деятели, пытавшиеся увести Россию в рай демократии и рыночной экономики, но вовремя остановленные и обезвреженные Избавителем Отечества адмиралом Рыком.
Среди обитателей последнего пристанища демократии есть у Мишки любовь – изолянт №55-Б, девушка Лена.
Первая публикация повести: журнал «Смена» № 8/1993, стр. 8-77.
Фрагмент произведения с подзаголовком «полуфантастическая повесть» опубликован в газете «Московский комсомолец» от 29.04.1992. Также отрывки печатались в изданиях: ежемесячник «Совершенно секретно» №3, март 1993; газета «Гражданин России» №5/1993; «День» 1-7 октября, 1993 г., «Новая газета» от 10.11.1993.
Входит в:
— журнал «Смена 1993'08 (1546)», 1993 г.
— сборник «Демгородок», 1994 г.
— журнал «Роман-газета, 2002, № 15», 2002 г.
— антологию «Запретная зона», 2023 г.
— сборник «Небо падших», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mif, 28 декабря 2020 г.
Наряду с «Ночной охотой» Ю.В. Козлова https://fantlab.ru/work374791 и «Выбраковкой» Олега Дивова https://fantlab.ru/work3003 был одним из прообразов возможных путей развития страны и мира, существенно повлиявших на развитие страны в реальности вскоре после издания (но в отличии от последних предлагавших, по мнению автора, относительно благоприятное развитие событий).
Считалось, что в случае если бы его массовое полное издание (в Смене, в начале 1990-х журналы читались ещё массово, хотя издавались с большой задержкой) произошло не после, а до конфликта Ельцина с Советом Народных Депутатов (закончивашегося расстрелом «Белого дома»), то настроение народа и армии могло быть существенно иным.
Яр Родин, 6 февраля 2019 г.
Вот уж не ожидал найти фантастическое произведение у Полякова. Однако же, за исключением наличия фантастического допущения, повесть эта выполнена всецело в узнаваемом стиле писателя.
Юрия Полякова считают мастером гротескного реализма. И здесь гротеск — основной приём в изображении политической жизни России. Как «демократы», так и свергнувший их красно-коричневый Избавитель Отечества (И.О.) адмирал Рык предстают в крайне нелепом, комичном виде. Описание происходящей политической буффонады и высмеивание через неё политических и общественных деятелей девяностых составляет значительную часть повести. Контрастирует с фарсом трагическая линия обречённой любви «свинопаса» водителя-ассенизатора Мишки и «принцессы» узницы Демгородка Лены. Любовь у Полякова — важная составляющая многих произведений, она почти всегда несчастливая и показанная с весомой долей эротики, но без разнузданности. И эта повесть не исключение.
Повесть «Демгородок» внешне действительно похожа на антиутопию, однако автор в данном случае не ставит своей целью показать абсолютно несправедливое общество. Как я упомянул выше, обе стороны конфликта («демократы» и власть И.О.) показаны как весьма отрицательные, но в то же время автор не вдаётся в подробности общественного устройства новой России. Встречал я и такое определение «Демгородка» как полуфантастической повести. Думаю, это определение следует толковать как то, что через фантастическое допущение читатель вновь обращается к реальным вещам и явлениям, а также, что произошедшее в повести не так уж и фантастично.