Елена Михалкова «Время собирать камни»
Думаешь, твоя жена робкая, покорная и всегда будет во всем тебя слушаться только потому, что ты крутой бизнесмен, а она — простая швея? Ты слишком плохо ее знаешь…
Думаешь, что все знаешь о своем муже? Даже каким он был подростком? Немногим есть что скрывать о своем детстве, но, кажется, Виктор как раз из этих немногих…
Думаешь, все плохое случается с другими и никогда не коснется тебя? Тогда почему кто-то жестоко убивает соседей и подбрасывает трупы к твоему крыльцу?…
Как и герои романа Елены Михалковой, мы часто бываем слишком уверены в том, в чем следовало бы сомневаться. Но как научиться видеть больше, чем тебе хотят показать?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ouroboros_8, 22 сентября 2021 г.
? ДОМИК В ДЕРЕВНЕ, или НАСЛАЖДЕНИЕ УНИЖЕНИЕМ ?
ЦИТАТА «А теперь скажите-ка, мои милые, кому вы так насолили, что к вам трупы притаскивают? Или вы их коллекционируете? А?»
(Елена Михалкова. «Время собирать камни»)
«Деревня моя, деревянная, дальняя …»
Да вот она – деревня – в 50 км от Москвы – Столицы нашей Родины. Не так уж далеко – даже близко. Вот тут-то всё и заварилось! Да так, что и не расхлебаешь …
Автор романа «Время собирать камни» (2007) – Елена Михалкова приглашает своих читателей «пожить» немного в деревне Калиново (примерно 200 человек проживает), что расположилась в Подмосковье, и познакомиться с прелюбопытнейшими человеческими типажами, коими «населила» свой роман.
Особенно интересно будет тем читателям, которые любят коллекционировать человеческие типажи, как главный персонаж произведения, – Виктор Чернявский, испытывающий страсть к такого рода коллекционированию…
Для начала, конечно, необходимо будет запастись немного терпением, чтобы разобраться и запомнить, кто есть кто: любит Елена Ивановна «большие общества» – персонажей в её романах, как правило, всегда бывает много. Обычно я составляю «детективную схему» действующих лиц, чтобы легче было ориентироваться. Тогда чтение получается «с чувством, толком, расстановкой». Так что, если кто не торопится …
Калиново у Михалковой – не деревушка где-нибудь в глубинке Средне Русской полосы, а самое, что ни на есть, Подмосковье. Время действия, судя по всему, соответствует времени первого издания романа – начало XXI века. Посему Калиново – поселение, которое облюбовали состоятельные дельцы под, так называемые, дачи. Обычно местные их так и называют – «дачники». Сейчас это распространённое явление. Короче, – домик в деревне.
«Время собирать камни» – это современный детективный роман-триллер, в котором автор особое внимание уделяет психологии человека: она тоже – коллекционирует человеческие типажи. Лично меня именно это обстоятельство привлекает в романах Михалковой.
На сей раз читателю представляется возможность ближайшего рассмотрения психопата (социопата), повёрнутого на манипулировании людьми, и, получающего удовольствие, «подводя их под монастырь», а также унижая, чувствовать своё превосходство – мания величия. Он, как паук, потирает лапки, когда глупец-человек попадает в его паутину: так ему и надо! Самое страшное, что главный антигерой – Виктор напрочь лишён сострадания и чертовски умён.
Автор исследует истоки появления такого рода отклонения. Как известно, они кроются в детстве и отражаются, как в зеркале, от моделей поведения родителей. Михалкова вполне убедительна в раскрытии значительной роли воспитания на примере сразу нескольких семей: Чернявских, Басмановых, Белозерцевых. Разные отношения в семье – разными вырастают дети.
В целом роман – развлекательное чтение. Сюжет интересен, хоть и не так уж оригинален. Попробуй удиви сегодня искушённого читателя! Кажется, что уже обо всём написали. Но Елена Ивановна удивляет интригой, неожиданными поворотами сюжета и необычной концовкой. К тому же Михалкова – хороший рассказчик. Тексты – лёгкие; детали повествования, как правило, продуманные; портреты персонажей – яркие, легко воображаемые; атмосферность происходящих событий – соответствует описываемому времени.
В романе «Время собирать камни» автор сначала «долго запрягает». Это и понятно – очень много действующих лиц и она всё обстоятельно про них рассказывает. Но это интересно. Тут вам и история с Калиновской ведьмой и исцелением от пьянства почтальона Григория (кроме истории появления ведьмы в Калиново); история с наркоманом; история Глашки и Петьки Рыбкиных и, конечно же, главная история – «босоногое» детство компании подростков 14-17 лет, которая легла в основу всех криминальных происшествий.
Повествование – линейное с экскурсами в прошлое 20-летней давности.
Вообще, история не весёлая. Нахожусь под впечатлением от прочитанного. А это уже, как мне кажется, признак хорошего литературного художественного произведения. Особенно за душу берёт эпизод с тюрьмой. Нового – нет, но насколько же потрясающе ужасно! Здесь вижу оригинальную находку автора в передаче трагизма попадания человека в тюрьму. Даже у Кинга в «Рите Хейуорт и спасение из Шоушенка» аналогичные события не вызывают такого сильного потрясения, как у Михалковой…
А порадовала главная героиня романа – Тоня, жена главного антигероя. И концовка – очень обнадёживающая…
P.S. Несуразности
Немного шероховатостей …
1. Почему почтальон – дядя Гриша (в начале книги) в устах участкового Капицы Степана Ивановича становится Георгием, а потом снова – Григорием?!
«Сам почтальон, дядя Гриша, после смерти своих родителей запил так, что даже видавшие виды мужики ахнули».
«А потом, когда Георгий у них запил, за пятерых работать стали».
«Ты ведь, Женя, даже отчество менять не стал, так и остался Григорьевичем».
2. Почему Андрей (усыновлённый мальчик, тайна усыновления которого охранялась) сначала Данилов, а потом Белозерцев?!
«— Я мама Андрея Данилова, с которым они дружили одно время, Мария Владимировна».
«— Дело в том, что Андрей Белозерцев подозревается в двух убийствах, и у нас есть ордер на его арест».
«— Я вам еще понадоблюсь? — спросил Белозерцев-старший, поднимаясь».
rezviy-homiak, 5 ноября 2018 г.
С Еленой Михалковой хотелось познакомиться уже давно. Долго думала с чего начать и решила начать с начала. Выбрала первую внецикловую книгу. Хочу сказать, что по детективу очень чувствуется, что он из раннего. Не знаю, может у Михалковой всё такое, но конкретно здесь мне многого не хватило. Многие линии были просто оборваны. Хотя, возможно, они были нужны что бы оттягивать внимание на себя. В детективе есть мистика, психи и очень неприятный главный герой, которого хотелось самой прибить. Ведь бывают такие люди, которые искренне полагают, что загребать жар чужими руками правильно. А что, они ведь дурачки, почему бы не воспользоваться? Его отношение к друзьям, жене, знакомым просто свинское. Расстроилась, когда убить его не получилось. Кстати, главного злодея вычислить было проще простого. По всему тексту были разбросаны намеки и подсказки. В общем довольно неплохо. Теперь стоит начать новую книгу.
Слушала в озвучивании Татьяны Ненарокомовой. Сначала было тяжело привыкать к её голосу, но привыкнув, оценила её манеру подачи. Особенно порадовало то, что она не старалась выделять грубым голосом мужские персонажи.
cotvsapogah, 20 января 2018 г.
Образы яркие и запоминающиеся, портреты героев психологически выверены. Прекрасны страницы отрочества, становление характеров. Они читаются на одном дыхании и автору веришь. Это как песня романтичная, грустная, светлая. Особенный персонаж — старый дом. Колоритный, солидный, характерный. Вспоминается такой же деревенский старожил Алексея Чвикалова в рассказе «Яблоневый цвет» с фантлабовского конкурса.
Размеренность во всем. Степенно, солидно (иногда до жути) развиваются события. С мелкими детальками, вкусно переплетается прошлое и настоящее. Конец не отвратим, близок, «сколько веревочке не виться»...Но вот интрига... её, как бы помягче выразиться, нет. Примерно к середине романа понимаешь, что подозрительный товарищ найден и очень хочется, чтобы маньячиной был кто-то др. И товарища жалко и ... ждешь все же непредсказуемого поворота.
Я понимаю так, что эта самая интрига пала жертвой стремления показать бесхитростность, прямолинейность, простодушность, (человек даже имя не меняет, задумав преступление)
Противопоставление бесхитростности холодному расчетливому уму показалось слегка утрированным. Работа добротная, но не виртуозная.
Аудио в исполнении Т. Ненарокомовой неожиданно и очень своеобразно.