Фёдор Достоевский «Дневник писателя»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Религиозное (Христианство (Православие )) | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Сложная литературная конструкция, включающая в себя повести, рассказы, эссеистику, фельетоны и мемуарную прозу. «Дневник писателя» публиковался сперва в журнале «Гражданин», издававшемся на деньги наследника престола, будущего императора Александра Третьего, затем отдельно, специальными выпусками. В «Дневнике» Достоевский отзывался на злободневные темы и проверял реакцию публики на свои литературные проекты. Так, многие заметки и эссе «Дневника писателя» были позже в переработанном виде использованы в романе «Братья Карамазовы». Часть наиболее известных повестей и рассказов Достоевского — «Бобок», «Кроткая», «Сон смешного человека» и др. — была опубликована именно в «Дневнике писателя».
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 24 октября 2023 г.
Грандиозное, не имеющее в литературе аналогов, эссе Достоевского «Дневник писателя», где фельетоны соседствуют с православно-философскими притчами, гениальными новеллами, с антисемитскими и антипольскими памфлетами. Исходником, первой пробой этой конструкции были легендарные «Записки из подполья» и блистательный, невероятно злобный ксенофобский обзор «Зимние заметки о летних впечатлениях». В «Дневнике писателя» эта манера доведенна до совершенства.
Литературный стиль, в основном, очень плохой, косноязычный, как бы спотыкающийся — и это не случайно. Достоевский, мастер черного юмора, радикальный циник, в «Дневнике» последовательно выстраивал образ совершенно жуткого интеллектуала, ханжи и лжеца, болтуна, ультрапатриота и негодяя, ненавидящего всё живое и радостное. Не думаю, что это автопортрет самого Федора Михайловича. Это маска, за которой он скрывался, и, надо признать, миллионы читателей полюбили именно эту маску апологета садизма, начальстволюбия и религиозного маразма.
Позже «Дневник писателя» был как бы продолжен другими талантливыми литераторами. Например, творчество Василия Розанова всё вышло из этих «Дневников», «Путешествие на край ночи» Луи-Фердинада Селина написано под сильнейшим влиянием... Да и более поздние «гонзо-репортажи» имеют корни именно в этом совмещении зубастой публицистки с хорошо темперированной исповедальностью «Дневника писателя»...