Дарья Донцова «Хождение под мухой»
У меня, Евлампии Романовой, не жизнь, а театр абсурда! В нашей квартире поселилась бабка с варанихой. Божий одуванчик гоняет в свои семьдесят на роликах, а ящерица спит в моей постели. Попробуйте в таких условиях вести дело об убийстве, да не об одном… Сначала сгорел в джипе муж моей подруги Нади – Богдан. Потом Надю кто-то довел до самоубийства звонками «с того света» и посылками с горелыми вещами мужа…
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
horoshogromko, 3 января 2025 г.
Из всех детективов Донцовой, что мне пока попадались, этот самый детективный. Трупов столько, что им впору самим собой в штабеля укладываться, главная героиня ведёт полноценное расследование, а сюжетообразующее преступление правдоподобное, оттого ещё более жуткое.
Героиня на этот раз Евлампия Романова, детектив-дилетант. Вступления нет, сюжет начинается сразу, погибает муж Лампиной подруги. Загорелась машина, он не сумел выбраться, хоронили угольки в закрытом гробу. Криминала не подозревают: погорелец врагов не имел и вообще был душа-человек. И только-только списали всё на трагическую случайность, как кто-то начал запугивать вдову. То записки бедной женщине приносят от погибшего мужа, то будто он сам ей звонит.
Казалось бы, интересный сюжетный ход, жутко, интригует… но эта часть Донцовой не удалась. Не совсем понятно, чего писательница хотела добиться. Она делает столько намёков и подсказок, что читатель с самого начала не сомневается: смерть была инсценирована, муж жив и это он терроризирует жену. При этом из персонажей никто этих подсказок не видит, и весь дальнейший сюжет построен на всеобщей уверенности, что муж в самом деле погиб.
Что, с другой стороны, в романе удачно, так это основная детективная часть, где объясняется, зачем нужна была и первая смерть — даже если муж жив, кто-то же в машине сгорел? — и последовавшие за ней другие (само)убийства. А их тут много. Сначала, не выдержав приветов из зазеркалья, сбрасывается с балкона вдова. Через несколько дней с другого балкона падает партнёр по бизнесу. После чего Донцова отпускает вообще всякие тормоза, и трупы начинают сыпаться, как из рога изобилия. #ItsRainingMen Закончится книга хорошо, хотя слово “хорошо” тут не совсем, наверное, уместно, уж больно много народу писательница угробит, чтобы к хорошему концу прийти.
В центре всего окажется масштабная схема по торговле человеческими органами. И эта схема описана правдоподобно, наводит настоящей детективной, а не *иронической*, жути. Начинаешь даже сомневаться, того ли автора читаешь.
Чтобы разбавить ужас-ужас-ужас и соответствовать жанру всё-таки *иронического* детектива, есть и вторая сюжетная линия. Старинный приятель просит Евлампию присмотреть за пожилой родственницей, пока сам будет в командировке, и в квартиру к нашей героине вселяется эксцентричная дама, старая годами, но молодая душой. А с ней на поводке домашняя любимица, здоровенный варан по кличке Люся. Так что если какие сомнения насчёт авторства были, тут они полностью развенчиваются. В абсурдных приключениях жизнелюбивой бабуси с варанихой читатель найдёт все классические Донцовские приёмы, и местами действительно смешно.
Общее впечатление: детектив удался. Криминальная часть на удивление качественная. Донцова, оказывается, талантливый детективный автор. Мне больше всего понравились истории пациентов и жертв трансплантационной мафии. Этих второстепенных персонажей тут много, и к каждому прилагается история его жизни со всеми поворотами судьбы, которые в конце концов привели его в герои Донцовского романа. Настоящие истории или выдуманные, читать интересно. Каждая начинается сильно издалека, чтобы заценить контраст, как в начальной точке вообще ничто не предвещало уже известного читателю финала, а потом несколько случайных событий-совпадений, и вуаля.
Итого. В качестве развлекательного чтива книга почти на грани, детективная часть дюже мрачная. Но грань не переходит, поэтому ок. Присущие писательнице лёгкость и оптимизм представлены с неожиданной стороны. Чувствуется, что произведение из ранней Донцовой, ироническая часть действительно смешная и не доведена до абсурда, даже с учётом наличия в сюжете огромной ящерицы.