Антон Макаренко «Флаги на башнях»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Оставшиеся после революция и кровопролитной гражданской войны сироты и беспризорники часто становились «несовершеннолетними правонарушителями», и для их «перевоспитания» создавались колонии. Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко (1888—1939) писал: «В „Флагах на башнях“ я… хотел изобразить тот замечательный коллектив, в котором мне посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение». Именно коллектив тогда давал «малолетнему преступнику» возможность снова ощутить себя хорошим, достойным человеком, получить образование, освоить профессию. Ключевой здесь оказывалась фигура воспитателя, его способность создать в группе растерянных и «испорченных» детей нужный настрой. Литературное творчество замечательного педагога позволяет составить впечатление о масштабах и методах этой работы.
Впервые повесть опубликована в журнале «Красная новь» № 6, 7, 8 за 1938 г.
Входит в:
— условный цикл «Коммуна имени Ф. Дзержинского»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 25 декабря 2020 г.
Одна из любимейших книг детства. Но при этом об ней ни в коем случае нельзя сказать, что она детская, скорее — всевозростная. И взрослый читатель, читая её, обязательно переживет немало прекрасных минут, следя за судьбами её героев. Не знаю, можно ли так сказать про книгу, но получилась она у Макаренко какой-то очень светлой, жизнеутверждающей, несущей для своих читателей огромный заряд позитива.
Коллектив, изображенный в романе, просто поражает своей внутренней силой и спокойной уверенностью. Уж он-то, будьте спокойны, ни в коем случае не даст в обиду своих ребят, но и спросит с них всегда со всей строгостью. И ребята, живущие в колонии под стать этому коллективу — честные, энергичные, уверенные в себе и в завтрашнем дне, прекрасные работники и товарищи. И, в то же время, совершенно живые и непосредственные в своей прекраснейшей молодости пацаны и девчата. Недаром один из пожилых персонажей произведения даже посетовал: «Жаль, что мне не пятнадцать лет. Хотел бы я пожить в такой колонии».
Конечно, с возрастом, прочитав «Педагогическую поэму» и только после этого начав по-настоящему понимать, какая это тяжелейшая работа — воспитание малолетних правонарушителей, развращенных «лёгкой жизнью», начинаешь по-другому смотреть на эту книгу. «Флаги на башнях» — это скорее светлая мечта автора об идеальной колонии, коллектив которой уже настолько устойчив, что его просто невозможно разрушить никакими новыми «вливаниями» беспризорных ребят. Напротив, вбирая их в себя, он достаточно быстро переделывает этот новый контингент под себя.
В общем, скорее мечта, чем реальность, но, согласитесь, мечта светлая, добрая и красивая.
ArtTrapeza, 26 февраля 2022 г.
Действие повести (или даже романа) происходит в первой половине тридцатых годов. Это уже не период восстановления после Гражданской войны, а эпоха индустриализации, но беспризорников ещё много. Вместе с несколькими такими мы попадаем в «исправительное учреждение». Произведение продолжает историю, начатую в «Марше тридцатого года», только коммуна имени Дзержинского здесь именуется колонией имени Первого Мая, а её руководитель зовётся Алексеем Степановичем Захаровым, и не совпадает с фигурой рассказчика. И да, ещё город не называется. Автор утверждал, что описанное в книге — реальность, а не мечта, о чём писал в открытом письме литературному критику Ф. Левину. Это был уже второй опыт Макаренко, а создание колонии с нуля и без опыта описано в «Педагогической поэме».
P. S. И ещё это книга об импортозамещении.