Морис Дрюон «Александр Македонский, или Роман о боге»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Военное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ) | Азия (Ближний Восток | Южная Азия | Центральная Азия ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Исторический роман с ограниченной художественной обработкой о жизни Александра Македонского.
Повествование начинается с детства Александра, далее рассказывается о взаимоотношениях с отцом Филиппом, о начале царствования, о походе на Персию и смерти в расцвете лет. Повествование включает в себя как факты о жизни Александра Македонского, так и теории и гипотезы, связанные с его жизнью и правлением.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
negativecharge, 26 мая 2022 г.
Книга о знаменитом Александре Македонском, да ещё и от автора «Проклятых королей». Казалось бы идеальное сочетание. Но не совсем. Здесь совершенно другой Морис Дрюон, о чём он сам честно предупреждает в начале: «… Аристандр из Тельмесса, официальный прорицатель правителей Македонии. История сохранила нам имена многих оракулов. Я пытался воссоздать образ Аристандра, восстановить ход его мыслей, написать мемуары, которые могли бы принадлежать его перу… И если кто-то удивится, что после стольких уже опубликованных жизнеописаний Александра появилось ещё одно…» Так что произведение имитирует античное жизнеописание.
Писатели вообще любят из своего времени написать что-то в духе древней литературы. Возможно для них это какая-то игра, проверка своих творческих сил. Здесь они скорее пишут для себя, чем для читателя. Ведь специально искать такую имитацию для чтения не станешь. Если хочется прочитать что-то античное или средневековое, то даже в голову не придёт брать чей-то новодел. Другое дело, если поклонник автора хочет оценить его мастерство. Или (мой случай) кто-то интересуется выбранной темой новодела.
Попытка погрузить читателя во времена Александра Великого через художественные вставки с прорицателем Аристандром, увы, не удалась. Слишком уж они эпизодичны и малы по объёму, в то время как бОльшая часть текста скорее напоминает учебник истории с его монотонным, беглым, упирающим на основные дела и на факты, повествованием. Нет, по итогу прочтения Александр Македонский становится понятен, но отстранённо, из современности. Благодаря мастерству художественного слова посидеть с ним у походного костра, едва спасшись при переходе через бурный поток реки, не получится.
Более того, эти вставки с магом-жрецом Аристандром ещё и вредят научно-исторической части произведения. Дело в том, что все эти гадания, предсказания судьбы ещё до рождения и на тридцать лет вперёд, назначение даты штурма по внутренностям жертвенных животных и тому подобная деятельность данного героя, поданная как важная, правдивая и неотъемлемая часть жизнеописания, ставит под сомнение все остальные события. Я понимаю, что таким образом писатель хотел передать атмосферу проникновения воображаемых чудес в жизнь человека того времени. Но когда исторические события в современной книге преподносятся как результат каких-то магических сил, то тут или надо признавать магию, или отвергать историю. Странный выбор.
В качестве примера, как можно текстом погрузить в мышление античного человека, хочу порекомендовать научно-популярный труд «Полис, логос, космос: мир глазами эллина» или художественную фантазию «Пиранези».
В целом же данное произведение в качестве краткого ознакомления с жизнью Александра Македонского вполне подойдёт. Впрочем, прошу учесть, что других книг о нём я не читал.
P.S. Современная медицина возможно спасла бы Александра, чтобы… Чтобы что? Чтобы он пошёл снова в офис или занялся грабежами? Куда сегодня податься Александру Великому?