Василь Быков «Журавлиный крик»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Великая Отечественная война. Красная армия отступает. Наступило тяжёлое время для советского народа. Но в это время рождаются Герои, имена которых неизвестны, но которые принесли в жертву свои жизни ради Победы. Их было шестеро. Им дан приказ:удержать железнодорожный переезд, задержать как можно дольше наступление немцев, дать нашим отступить. Смогут ли эти шестеро солдат выполнить приказ и до конца исполнить свой долг перед Родиной?
Первая публикация — Маладосць. 1960. № 2.
Первая публикация на русском (в сокращении) под названием «Испытание»— Во славу Родины. 1961. С 12 февраля по 26 марта.
Входит в:
— сборник «Жураўлiны крык», 1960 г.
Экранизации:
— «Долгие вёрсты войны. Фильм первый. Журавлиный крик» 1975, СССР, реж. Александр Карпов
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 10 сентября 2023 г.
Военная проза.
Короткая и простая, и, вместе с этим, яркая, сильная и трагическая повесть.
Осень 1941года. Пять бойцов и старшина оставлены «в заслоне», прикрывать отступающие советские войска. Приказ — продержаться сутки на заброшенном железнодорожном переезде, задерживая немцев.
Шесть человек. Кадровый старшина, нелепый кандидат наук, салага-новобранец, приблатненый удалой парень, молодой «барчук» и непростой кулацкий сын. Разные люди, характеры, разные судьбы. Но, теперь, задача для всех одна — выдержать бой. И, все понимают, что скорее всего, он будет последний...
Небольшое по объему произведение, но, герои получились живые, настоящие.
Предсказуемый финал. С самого начала понятно, кто окажется героем, кто трусом. Кто, не раздумывая, бросится с гранатой под вражеский танк, а кто — в кусты, подальше от боя. Но, все равно, читается повесть на одном дыхании.
Вроде бы, простой, как «дважды два» сюжет, стандартный набор героев, ожидаемая развязка. А, вот, почему-то, частенько перечитываю эту повесть.
Классика военной литературы.
strannik102, 3 ноября 2022 г.
Ночь простоять да день продержаться...
Ранняя и очень быковская военная повесть. Сюжет прост и незатейлив. Отступающий батальон оставляет на ж/д разъезде группу в шесть бойцов с приказом на сутки задержать здесь наступающих немцев. Вооружение самое простое: трёхлинейки, у старшины дегтярь да ещё у одного бойца ПТР, вот и весь арсенал.
Казалось, что автор сходу возьмёт быка за рога, и наступит бой, жестокий и кровавый. Но Василь Быков верен себе — он поочерёдно представляет читателю каждого из бойцов, погружая нас в мир воспоминаний и самых сокровенных дум. Кто-то — бывший лихой парнишка, уже отсидевший в лагерях, кто-то из семьи кулаков, а другой — обыкновенный учёный, в военном деле ничего не смыслящий и потому смешной и нелепый. И так глава за главой мы знакомимся с каждым из шестёрки защитников, видим их в обыкновенной рутинной военной солдатской работе — выкопать стрелковую ячейку, а затем и соединить эти ячейки траншеей дело совсем непростое, особенно если и лопатка не у каждого бойца имеется.
Постепенно проявляются характеры, прорезаются личности, становятся явными (для читателя) тайные думы предателей и трусов, сомнения сомневающихся, совершаются поступки.
А потом приходит утро, и да, с утром приходит на стрелковую позицию бой, кровавый и беспощадный. И тут уже спадают все маски, каждый стоит ровно столько, сколько стоит, кто-то празднует труса, а кто-то из неуклюжего пацанёнка становится бойцом, готовым стоять до конца, чтобы выполнить приказ.
События повести происходят в октябре 1941 года, и потому понятно, что ни о каких победных настроениях в ней и речи нет. Да и не было у Василя Быкова цели создать образы непобедимых могучих богатырей. А нужно было просто показать всю жестокую и жёсткую наждачность войны, сдирающей шелуху с каждого затронутого ей человека. И так в повести и получается, что трус умирает как трус, предатель умирает как предатель, а герой гибнет как герой — выбор только за самим тобой, кем ты будешь и кто ты есть...
vtinovets, 17 февраля 2020 г.
Василий Быков отодвигает саму войну на второй план. В Журавлином крике идет акцент на переживания героев. Быков раскрывает нам довоенную жизнь каждого персонажа, так мы чувствуем, что это не просто кирпич, а полноценный человек со своим прошлым, мыслями и характером.
Василию Быкову хорошо удалось передать именно ту настоящую, равнодушную к проблемам солдат войну. Что показано в моменте, когда героям приказывают выкопать окопы подручными средствами не предоставив даже чего-то похожего на лопату.
К чтению обязательно рекомендую.
maxxx8721, 28 апреля 2017 г.
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Шестеро бойцов Красной Армии выполняют приказ — удержать железнодорожный переезд, через должны ехать немцы. Все бойцы понимают, что задание архисложное и шансы выжить крайне малы. Но как поступит каждый из них, не дрогнет ли, не струсит ли, ведь у каждого из бойцов есть свои слабости, вызванные жизненными обстоятельствами.
Сюжет построен на довольно распространенной модели. В центре – ключевое событие, в котором главные герои должны принять действие. Но перед основным действом происходит знакомство с каждым из героев. Их жизненные истории зачастую непростые, сложные, позволяют лучше понять героев, проникнуться к ним симпатией или антипатией. Ключевое событие, достигнув кульминационной точки, показывает, как поведет тот или иной герой в экстремальном положении – изменился ли он, стал лучше или хуже. На подобную модель приходит ассоциация с «Рассказом о семи повешенных», где ключевым событием стала казнь, но перед ней Андреев обрисовал каждого из приговоренных. Герои Быкова имеют веское основание жаловаться не столько на жизнь, она у всех в то время была совершенно непростой (война все-таки на дворе), сколько на судьбу, так как герои не были главной причиной тех тяжелых моментов, повлиявших на жизнь большинства героев в дальнейшем. У каждого из героев есть причина не любить обстоятельства, страну, окружающих людей, но каждый делает свой сиюминутный выбор, когда приходит время его делать.
Все-таки если сравнивать две повести, то у Андреева, ИМХО, она получилась более глубокой и разнообразной, в то время как у Быкова все свелось к дуэли «дрогнет- не дрогнет», «предаст – не предаст». И в то время как перед лицом смерти у Андреева звучит настоящий гимн любви к человечеству, то у Быков вырывается больше истошный крик отчаяния, полный печали. И если первая половина «Журавлинового крика» казалась пресной и сухой, то концовка, конечно, наносит ощутимый удар по эмоциям, – она полна хтонического отчаяния и одиночества, как в картине «Крик» Мунка. А журавлиный клин лишь подчеркивает это, вызывая щемящую боль в груди от осознания, что война калечит, уничтожает не только человеческие жизни, но и все живое вокруг.