Стефан Цвейг «Мария Антуанетта»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Биографический роман о французской королеве, жене Людовика XVI, окончившей жизнь на гильотине. Что погубило её: буйство черни, подлость аристократии или собственное легкомыслие?
Входит в:
— журнал «Звезда 1989'10», 1989 г.
— журнал «Звезда 1989'12», 1989 г.
- /языки:
- русский (9)
- /тип:
- книги (7), периодика (2)
- /перевод:
- Л. Меримов (1), Л. Миримов (6)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ninaofter, 26 июня 2020 г.
Классический научпоп.
Книга, по которой сформировалосьмое представление о старом режиме, дореволюционной Франции. Этот текст создал пространство, в которое вписались уже и Вольтер, и Руссо, и великолепный Шодерло де Лакло с его романом «Опасные связи», а также Гюго, Толстой и, прости Господи, Алданов. Научно-исторический подход к эпохе продолжили разные исследователи Французской революции — Карлейль, Манфред, Эйдельман. Люблю и помню.
Кардинал де Рец, 25 ноября 2016 г.
Назвать жанр, в котором написано это произведение, очень не просто. Для романа «Мария-Антуанетта» Стефана Цвейга уж слишком исторична. Тут практически нет вымысла, и напрочь отсутствуют диалоги. Прямая речь здесь всегда цитата из какого-нибудь аутентичного документа. При этом обилие использованных источников, на которые ссылается автор, не делают его сочинение полноценным историческим исследованием. Так Цвейг подробно останавливается на ряде эпизодов биографии королевы, весьма бегло рассказывает о других и совсем не упоминает третьи. Необходимо отметить и фирменный тяжеловесный стиль писателя, перегруженный длиннотами и многословием. Все это делает чтение данной книги весьма непростым испытанием. Теперь о достоинствах. У автора, мне кажется, получилось создать весьма достоверный психологический портрет королевы. Конечно, тоже сделал и Фейхтвангер в гораздо более читабельных «Лисах в винограднике», но Фейхтвангер показывает нам Марию Антуанетту на довольно непродолжительном отрезке ее жизни, в годы, когда революция только начинает грезить где-то далеко на горизонте, Марию-Антуанетту, какой она была в развлечениях, занявших значительную часть ее жизни. Цвейг же следует за своей героиней до самого эшафота, раскрывая те новые черты ее характера, что проявились в последние, полные лишений и горя, ее годы. Писатель показывает, что ветреная, легкомысленная, поверхностная, ничего не способная постичь, ни в чем не умеющая разобраться это все правда, это все про Марию-Антуанетту. Но, ничего не утаив и не приукрасив, Цвейг вместе с тем пытается показать, что личность королевы не исчерпывается этими нелестными характеристиками, что перед лицом своей страшной судьбы она явила достойные уважения качества.
Orion-Seregil, 24 февраля 2012 г.
Очень основательное, исторически точное и объективное произведение. Автор собрал воедино все разрозненные данные, все имеющиеся материалы и вещественные доказательства из жизни этой удивительной женщины. Здесь показана не просто жизнь человека, перед нами жизнь королевы. Хотя начало произведения и оказывает негативное влияние на мнение о Марии Антуанетте, дальнейшее повествование заставляет прочувствовать всю трагичность и обречённость этой женщины. Постепенное понимание тех упущений, которые она допустило, помогает ей лишь перед самой смертью стать той, кем по определению она и должна была быть.... Королевой. Как странно, что женщина, испробовавшая почти все увеселения, будучи самой счастливой и беззаботной во всём мире, в конце жизни перенесла столько испытаний. Но даже они не сломили дух монархини, дочери Марии Терезии. С гордо поднятой головой она взошла на эшафот и народ, требовавший её казни устрашился... молчал, пока голова ненавистной им женщины не была отрублена. Революция победила... беззащитную женщину.... великую угрозу для штыков и ружей!