Лион Фейхтвангер «Иудейская война»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Военное | Психологическое | Религиозное (Иудаизм ) | Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Ближний Восток ) | Европа (Южная Европа ) | Африка (Северная Африка ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Масштабное историческое полотно, повествующее о тяжёлых временах Иудеи. Между римлянами и евреями грядёт большая война.
Входит в:
— цикл «Трилогия об Иосифе Флавии»
- /языки:
- русский (8), украинский (1)
- /тип:
- книги (8), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ю. Винничук (1), И. Манёнок (1), В. Станевич (7)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 27 января 2018 г.
Что греха таить, по многим вопросам мы составляем свое мнение не по документальным источникам, а по художественным произведениям. Сальери отравил Моцарта, Иван Грозный убивает своего сына, Штирлиц срывает сепаратные переговоры Третьего Рейха. Конечно, если с событиями пересекаемся много раз, то удельный вес беллетристики снижается. Но многие ли изучали перипетии бунта Иудеи против Рима во времена Нерона. Тут и о Нероне большинство знаний из монолога Нестора Ивановича и «Камо грядеши» Сенкевича. Что уж говорить про Иосефа бен Матитьяху, про которого впервые я слышал в качестве аргумента Лео Таксиля про маловероятность существования Иисуса Христа (почему-то известный историк и почти современник Иосиф Флавий о нем не упоминает, что, кстати, действительно странно, и существуют факты приписок Флавию упоминаний про распятие).
Как художественная единица, «Иудейская война» соответствует высоким требованиям исторического романа, как в эпичности, так и локальности отдельных персонажей. По-большому счету, здесь нет антагонистов, что достаточно непривычно. А, если учесть, что Фейхтвангер — еврей, то вообще интересен поиск краеугольного камня, на котором строится роман. Кто прав, одним словом, кто виноват. И ответа нет. Есть реконструкция «Иудейской войны» самого Флавия с современных высот.
И, в отличие от, например, «Лже-Нерона» того же писателя, очевидных ляпов или нелогичностей нет. Хотя поведение персонажа Флавия противоречиво — от руководства осажденной крепости до секретарства у римского вельможи он перекидывается чуть ли не сразу. То есть, психологии Флавия да и других героев особо и нет — эпичность затмевает. Ну, это на любителя. Мне, например, глаз не резало, в связи с малым накоплением знаний по данному периоду истории.
Str_Kremen6, 20 марта 2015 г.
«Бунтовщик, солдат, писатель, агитатор, священник, кающийся, грешник, блудник, пророк : всё, что Вы делаете, Вы доводите до конца». Этой бы цитатой из произведения стоило бы охарактеризовать главного героя, вокруг которого построен весь роман. Перед тем, как говорить о самом творении «Иудейская война», хотелось бы рассказать немного о истории его написание
Лион Фейхтвангер очень часто поднимал в своих произведениях еврейскую тему. Роман «Иудейская война» освещает важнейший период для иудейского народа. Самое интересное, произведение было написано и опубликовано в Берлине в 1932 году. Повезло, что в Германии тогда ещё тема еврейского вопроса не поднималась так остро. Чуть позже творения Фейхтвангера будут гореть на центральной площади, а сам автор успеет вовремя эмигрировать.
Лион Фейхтвангер пишет очень достоверный исторический роман. В чём автору стоит отдать должное, так это в добросовестном подходе к историческим событиям, описываемых в романе. Немецкий писатель очень точен не только в главном, но и в деталях и мелочах. Перед нами предстаёт очень яркое, красочное и масштабное историческое полотно, которое с головой погружает в атмосферу древнего Рима. Однако, как мне показалось, излишняя точность и подробность римского и иудейского быта немного портит произведение. Нескончаемые описания , а также нудные бесцельные диалоги ввергают в скуку. Как говорится, всё должно быть в меру.
Также стоит поговорить о центральной сюжетной линии, завязанной вокруг жизни Иосифа Флавия. Римский историк прописан очень живо и ярко, впрочем как и остальные персонажи произведения. Абсолютно все действующие лица раскрыты очень красочно и колоритно. Конечно, многие персонажи не вызывают симпатию , в особенности главный герой — Иосиф бен Маттафий. Многие его поступки неприятны, а откровенный космополитизм вызывает некую неприязнь, однако, этот факт ещё раз доказывает, что действующие лица получились очень реалистичными и живыми. Как говорится в одном известном фильме «Все ж мы люди, братишка»
В заключении хочется сказать, что роман «Иудейская война» получился интересным и очень атмосферным. Красочные штурмы Иерусалима, сожжение главного иудейского храма и многие другие яркие события заставят сердце биться с неистовой силой. Произведение никого не оставит равнодушным. Единственный минус в виде большой затянутости произведения особо не замечается.
Torkwemada, 3 мая 2016 г.
Очень сильный роман. Однако первоисточник — «Иудейская война» Иосифа Флавия, понравился мне еще больше, хотя и написан без малого две тысячи лет назад. Осаду Иерусалима Флавий описал просто бесподобно.
Kastro777, 7 марта 2014 г.
Это не просто роман, это огромное историческое полотно, которое рисует нам грандиозную картину первой иудейской войны, разрушения Иерусалима и начало того краха еврейского народа, последствия которого живы спустя два тысячелетия и до сих пор приносят свои кровавые плоды.
Лион Фейхтвангер описывает жизнь реального человека, еврея Иосифа Флавия, вошедшего в историю как создатель труда «Иудейская война». Не знаю, насколько соотносится художественное произведение Фейхтвангера с тем, что описывал сам Флавий, так как первоисточник я не читал (но теперь обязательно прочту), поэтому буду судить сугубо о художественных достоинствах книги, а не об её исторической достоверности.
Одним из главных достоинств книги, помимо исторического контекста, к которому я вернусь немного позже, конечно же является образ главного героя — живой, достоверный образ человека, обуреваемого противоречивыми страстями и желаниями, честолюбивого, способного ради своей цели претерпеть унижения и позор, беззаветно любящего свою родину, народ, религию и отверженного ими, проклинаемого и презираемого. Читая историю его жизни поневоле на ум приходит фраза «пути Господни неисповедимы»: Иосиф был одним из первых лидеров восстания против владычества Рима, а в итоге вместе с римским войсками был вынужден войти в свой разрушенный и покоренный святой город Иерусалим. Ревнитель веры и священник первой череды, беззаветно преданный своему богу, он был вынужден совершать поступки и обряды, запрещенные служителям невидимого еврейского бога. Со страниц книги практически сочится та неимоверная душевная боль человека, вынужденного ради любви к своему народу быть на стороне тех варваров, которые уничтожают родную страну и оскверняют святыни. Душевные метания этого неординарного человека, его спор с сами собой, друзьями и врагами, очень детально прописан автором.
Помимо высокого психологизма и незаурядной личности, взятой в качестве прототипа главного героя, у книги есть еще одно достоинство – исторические события здесь приведены не в качестве обычной декорации, а по сути являются не менее важной составляющей, чем сам Иосиф Флавий. Роман «Иудейская война» написан действительно в первую очередь о войне еврейского населения Иудеи с Римом, а не о похождениях и честолюбии Иосифа. События книги меня настолько захватили своей глобальностью и подробностью деталей, что пришлось поневоле углублять мои знания об этом периоде из исторических энциклопедий – а это уже дорогого стоит. Сцена взятия Иерусалима вряд ли сможет оставить кого-нибудь равнодушным – о данном факте знают большинство, но со скучных страниц учебников это выглядит совершенно иначе, буднично, обыденно и вовсе не задумываешься, что тот храм, по развалинам которого промаршировали римские когорты, до этого простоял шестьсот лет и, вполне возможно, превосходил по величию и красоте римский Капитолий – одно из самых лучших зданий западного мира в то время. Кроме того, мне весьма интересно было наблюдать за особенностями еврейского единства (или наоборот, разделения – это как посмотреть), религии, да и просто жизни людей того периода.
Завершая отзыв могу сказать, что Лион Фейхтвангер создал практически эталонный исторический роман: глобальность событий и высокая детализированность описаний сочетается с прекрасно проработанными персонажами, что добавляет живости истории, наполняет её красками и эмоциями. Только сквозь призму личного восприятия возможно оценить грандиозность всего происходящего и вместе с Иосифом скорбеть о гибели великого города, до этого абсолютно чужого и безразличного для читателя…