Л. Пантелеев «Честное слово»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
«Тут у нас пороховой склад. А ты будешь часовой. Дай честное слово, что не уйдешь». Я дал и вот стою. Так ответил мальчик, заинтересованному прохожему. Уже наступает ночь, но он дал слово, а обещанное надо выполнять. Как помочь мальчишке, который верит в искренность и честность, если дал слово, то выполняет его полностью.
Входит в:
— журнал «Костёр, 1941'6 июнь», 1941 г.
— сборник «Повести и рассказы», 1954 г.
— сборник «Честное слово», 1955 г.
— сборник «Новенькая», 1956 г.
— сборник «Честное слово», 1966 г.
— сборник «На ялике», 1972 г.
— антологию «Верные друзья», 1977 г.
— антологию «Горизонт-79», 1979 г.
— сборник «О маленьких и больших», 1979 г.
— антологию «Библиотека мировой литературы для детей. Том 29», 1985 г.
— антологию «Лучшие рассказы для детей», 1999 г.
— антологию «Что такое хорошо и что такое плохо: Пословицы, стихи, сказки, рассказы», 2006 г.
— антологию «Внеклассное чтение. 2 класс», 2008 г.
— антологию «Большая хрестоматия любимых рассказов», 2010 г.
— антологию «Детские рассказы для внеклассного чтения», 2010 г.
— антологию «10 рассказов о самом главном», 2015 г.
— антологию «Рассказы русских писателей», 2023 г.
Экранизации:
— «Честное слово» 1978, СССР, реж. Марианна Новогрудская
— «Три товарища» 2016, Россия, реж. Иван Снежкин
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 25 мая 2020 г.
Не вижу предмета для спора. Рассказ о том, что своё слово надо держать и о том, что им надо дорожить — не давать кому попало в том числе. Ибо верность своему слову — это половина репутации, вторая — знания и умения. Потому рассказ со столь вневременным смыслом и не устареет никогда.
Petr, 14 мая 2020 г.
Сейчас буду рвать шаблоны.
Никогда не понимал этого рассказа — ни тогда-в восьмидесятых,в школьном учебнике,ни сейчас тем более.
Ну чему, скажите на милость может научить ребёнка этот рассказ?
Держать слово?
Перед кем?
Перед бесчестными подлецами, которые сбежали и даже поленились позвать «часового» с собой?
Извините, какие они после этого друзья?
Я прекрасно помню в детстве игру в «шалаш», когда кого-то, кто никому в общем-то не нравился, либо был не из их «круга» тоже выставлялся «часовым», когда основная масса ребят в шалаше рассматривала игральные карты с плохими чёрно-белыми фотографиями голых тётенек, либо вообще занимались непонятно чем, как в этом рассказе и презрения тут достойны все — и «часовой», который позволил помыкать собой, и сидящая в шалаше, ну или если хотите «в пороховом складе» т. н. элита...
То есть представьте — чтобы снять с выставленного «на фишку» дозорного нужно было найти аж целого майора!
И майор хорош — вместо того чтоб взять пацана за руку и увести оттуда, позволил втянуть себя в эту клоунаду с «честным словом».
Я понимаю, что такую высокую оценку данному рассказу поставили либо мои ровесники, либо народ постарше — в общем те, у кого раньше «и солнце ярче светило, и трава зеленее была», сам такой — понимаю, но просто подумайте адекватно — вы бы хотели чтоб ваш ребёнок мок под дождём из-за каких-нибудь подлецов, прикрывающих свою подлость светлыми моральными принципами?
Советская ваниль — да, она была такая: сам пропадай, но подлецов-товарищей выручай.
Пятёрка лишь за уважение к автору.
lubar, 26 августа 2015 г.
Дочке задали прочитать к первому классу. Читал ей вчера сквозь слёзы, что вообщем и не позволяет поставить рассказу меньше 9. Хотя сам читал вроде ни один раз. И книга у меня такая была и сюжет я целом помнил. Кстати в любимом дочкином Лунтике есть серия на эту тему. Когда Лунтик дал слова гусеницам стоять на часах, а сами гусеницы про него забыли.
Что бы хотел отметить, что кроме честного замечательного мальчика, в книге есть два очень хороших взрослых. Хотя вначале рассказчик не очень вежливо, как мне показалось, разговаривал с мальчиком. Но когда осознал силу его воли, подчинился его игре. И майор тоже проникся силой ситуации.
После недавнего посещения Питера, очень живо откликнулась история про закрытие парка на замок. Хорошо , что сторож услышал просьбу не закрывать парк, хотя всё-равно закрытие парка воспринимается как некая данность повествования.
Единственно, после военной кафедры читать про смену часового в игре обязательно военным и при этом любым воспринимается как супер наивное. Проблема была не в военной теме, а в данном Честном Слове, хорошо что тут была хитрая формула отмены честного слова. Но вопрос как освобождать ребёнка от данного в игре честного слова остаётся.
Ну и не могу удержаться от анекдота в тему:
Сержант инструктирует молодого солдата перед выходом в караул. Затем решил проверить, что тот усвоил, и спрашивает:
- Итак, ты стоишь на посту, а я иду и не обращаю внимания на твои окрики. Твои действия.
- Вызываю разводящего.
- А зачем тебе разводящий?
- Чтобы помог оттащить ваш труп, товарищ сержант.
Sawwin, 8 августа 2017 г.
Помню этот рассказ с юных лет чуть не наизусть, но по малолетству не обращал внимания на имя автора. А потом много лет был уверен, что рассказ написан Гайдаром. Даже искал его в гайдаровской библиографии. И вот, нашёл. Рассказ написан в первые месяцы сорок первого года и весь пронизан ожиданием грядущих испытаний, когда от всех, взрослых и детей потребуется невероятная твёрдость и верность данному слову. Такой рассказ не может устареть.
SAG, 8 июля 2013 г.
Многие скажут, это советский агитпром. Яркое представление советской агитации. А помоему- это отличный пример, для воспитания. Дал слово- держи. И пусть он еще очень юн, но просто порой завидуешь стойкости характера этого мальчишки. И страх перед наступающей темнотой, и усталость, и кажется можно просто уйти, ведь это игра.
Но даже в игре, если пообещал, надо выполнять до конца. Сегодня ты слукавил в игре, а завтра пообещал и не выполнил. Да рассказ слишком идеологизируем, но сущность то в том, что автор показал- идеал воспитания. И гляньте на дату написания, ведь потом многие из таких мальчишек, легли на поле брани пообещав «Умрем- но ни шагу назад».
Bizon, 9 марта 2013 г.
Отлично помню этот небольшой рассказ, который абсолютно справедливо находится в школьной литературе. Когда ж учиться держать слово, даже брошенное в игре, как не с ранних лет? Дети в любом случае прочитают этот рассказ, надеюсь им повезет с учителем который грамотно донесет до них основную мысль.