fantlab ru

Дмитрий Балашов «Бальтазар Косса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
9
Моя оценка:
-

подробнее

Бальтазар Косса

Роман, год

Входит в:

— журнал «Роман-газета, 2002, № 3», 2002 г.

— журнал «Роман-газета, 2002, № 4», 2002 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Бальтазар Косса
2006 г.
Бальтазар Косса
2007 г.

Периодика:

«Роман-газета», 2002, № 4
2002 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто первым встал, того и тапки; кто в тапках, тот и Папа…

На мой взгляд, в отличие от историко-художественных романов цикла «Государи московские», этот роман в меньшей степени художественен, нежели историчен. Однако, поскольку вокруг личности Бальтазара Коссы (Иоанна XXIII) имеется множество противоречивых слухов и сведений, а также сомнительных свидетельств пристрастных современников, Дмитрий Балашов попробовал внимательно изучить всю имеющуюся информацию по этому неординарному человеку и порицаемому самой католической церковью Папы и попытаться разобраться, что так, а что, возможно, не так. И потому читатель имеет возможность вместе с Балашовым пройти вдоль всего жизненного пути Бальтазара, побывать вместе с ним в шкуре опаснейшего средиземноморского пирата, насильника, развратника и любителя женщин, одержимого жаждой наживы ловкача и грабителя, студента и затем церковника разных уровней вплоть до последней, высшей ступени католической иерархии, стать возможным отравителем неугодных людей, подвергнуться церковному суду, быть отлучённым и низложенным, водворённым в тюремную камеру и терпеть лишения и нужды, а затем быть освобождённым и возвращённым к церковным таинствам, допущенным к церковным службам и пр. И затем стать свидетелем смерти этого вполне средневекового человека со всеми его средневековыми замашками.

Помимо изложения как общеизвестных, так и мало знакомых широкой публике фактов из жизни Бальтазара Коссы, Дмитрий Балашов знакомит читателя и с сомнительными и не совсем достоверными в силу противоречивости событиями, приписываемыми Коссе и лёгшими затем в пункты обвинения. И при этом Балашов старается внятно и понятно проанализировать все известные обстоятельства и в рамках логики разобраться с достоверностью и добросовестностью тех или иных свидетельств и трактовок. И безусловно, многие «факты» биографии выглядят сомнительно. Однако и Балашов в своих рассуждениях вынужден во многом опираться только лишь на законы логики и, удостоверяя или опровергая тот или иной факт из жизни Коссы, оперировать предположениями и допущениями, — слишком мало точно известного и слишком много предвзятого.

Может быть не настолько увлекательная книга, как романы цикла о государях московских, однако в любом случае интересная и даже полезная, ибо предупреждён — значит вооружён. Было интересно смотреть на вот эту чехарду с одновременным существованием двух и затем даже трёх действующих Пап и при этом помнить, что именно в эти годы Русь активно зазывали и пытались насильственно приобщить к католической вере. Куда вступать, ребята!!! В вашу неразбериху? В эти ваши дрязги? Я вас умоляю...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бальтазар Косса, он же папа Иоанн XXIII, он же один из антипап периода Великой Схизмы (Схизмы, в отличие от позднейшей Реформации, вызванной чисто политическими причинами) — один из самых поразительных людей, когда-либо занимавших престол святого Петра. Пират (или, по крайней мере, брат пиратов), насильник и убийца, один из авторов системы индульгенций, и при этом один из образованнейших людей своего времени, покровитель поэтов и философов.

Косса был будто воплощением своей эпохи. Эпохи, когда на фоне бесконечных кровавых войн и восстаний творили великие художники, поэты и философы. Эпохи, которую позднее будут славить под именем «Возрождения».

Балашов явно любуется размахом личности и жизненной силы своего героя, грандиозного и в злодействах (сцены на пиратском корабле), и в разврате, и в любви, и в образованности и в меценатстве.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В истории освобождения Яндры этот восторг не может не разделить и читатель. Я, действительно, не слышала, чтобы в советское время кто-то поднял мятеж, чтобы отбить любимую от «доблестных органов.

Балашов изрядный антизападник, нет в нем любви к католицизму — «насилие всегда было основой западной политики, на насилие опиралась и церковь». Европу и Католическую церковь в романе есть за что не любить. Много пишет Балашов против тайных обществ, о ловушках, подстерегающих тех, кто идет в эти общества с лучшими намерениями, в романе есть только одна антисемитская фраза (которую можно оспорить из текста самого романа). Описание интриг, кровопролитных войн, коррупции не может не вызвать в читателе утомленное отвращение.

А вот о купеческом деле Балашов пишет с любовью. Что ж, Господин Великий Новгород был городом купцов и... ушкуйников!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самое загадочное в романе — линия Ордена Сиона, легенды о потомках Христа. Если бы роман был написан после 2003 года (когда вышел «Код да Винчи»), я бы решила, что Балашов просто хочет воспользоваться модой. Но роман был написан много раньше загадочной для меня популярности книги Брауна. Впрочем, идеи Брауна далеко не оригинальны. Книга про потомков Христа была издана в России еще в начале 90-х. Я согласна с Балашовым — если Иисус не Сын Божий, а просто древний царь, если не было распятия (а тем более, если не было Воскресения), то и христианство не нужно. Какое нам дело до просто древнего царя.

P.S. Светлейшая республика Сан-Марино до сих пор существует, до сих пор хранит независимость, многие беды последних столетий обошли ее стороной.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх