Дмитрий Балашов «Младший сын»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Военное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
1263 год. Умирает великий князь Александр Невский. Его братья и сыновья начинают борьбу между собой за великое княжение и богатые уделы. А годовалому младшему сыну Даниилу отдают маленький, никому не интересный городок — Москву...
Входит в:
— цикл «Государи московские»
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 24 ноября 2023 г.
Вот не любят наши авторы писать про те годы отечественной истории, в которые не случалось ни подвигов, ни побед. Монголо-татарское иго продолжалось почти два с половиной столетия, а что про эти годы написано — несколько книг о Куликовской битве да «Иван III» Язвицкого. А ведь в эти двести с лишком лет наши предки тоже жили, любили, боролись и надеялись. И удачи были, и трагедии.... И огромное спасибо уважаемому Дмитрию Михайловичу Балашову, что он своим циклом «Государи московские» взялся устранить этот пробел в нашей истории перед читателями. И сделал это просто блестяще. Жаль, конечно, что не до конца....
В первом романе цикла («Младший сын») есть практически всё, чего требует душа читателя. Здесь и историческая канва событий, происходивших в нашей стране во второй половине XIII столетия, и яркие образы русских удельных князей, и любопытные картины русского быта того времени, и, конечно же, сама жизнь того времени, весьма и весьма беспокойная, полная опасностей и тревог.
Книга прекрасно читается, она увлекательна, но, самое главное, даёт огромнейший познавательный материал по истории нашей Родины, который очень трудно найти где-то ещё. А ещё уверенность в том, что русскому человеку всё по плечу, он всегда и везде выстоит и выдюжит.
Siberia, 5 сентября 2023 г.
Страницы русской истории
Умело, глубоко стилизованное произведение. Чувствуется — это начало сложного, насыщенного исторической информацией, обычаями (так и хочется сказать — навычиями, как в стилизации), ощущениями и размышлениями о единстве, о том, что есть Русь, цикла. Читая описания природы, чувствуешь дуновение ветра, первый снег, дым печей или запах трав во время покоса — и так во всем, о чем говорит автор.
Начинается цикл «Государи московские» и первый его роман, «Младший сын», со второй половины 13 века. Формально описаны последние дни Александра Невского, а дальше идет подробное описание прихода к власти его близких родичей и детей, согласно лествичному праву и наперекор ему. Это разговор об объединении и о раздроблении Руси, о борьбе между интересами «земли» и личным желанием власти, убежденностью того или иного, что именно он объединитель, именно он знает, как лучше.
Показано многообразие княжеских семейств, боярских родов, но есть и истории семей простых, деревенских, тех, что сеют и пашут, а затем идут воевать, когда князю понадобится. Хорошо выведены характеры, идеалистические помышления, мечты и различные умыслы. Затронуты вопросы веры, сохранения православия.
Конечно, показано влияние Орды на Русь и сами ордынцы, в большом своем многообразии. Сильно меняющиеся при смене власти, вплоть до склонностей в вере, вплоть до степени честности и справедливости в подходе к подателям дани. Показано какая это беда для нашей Родины, то большая, то меньшая, в зависимости от жестокости какого-нибудь очередного Менгу-Тимура, но все равно большая беда. И зависимость власти от этой чужеродной силы, необходимость улещивать ее, хитрить, идти против своего стержня, уподобляясь ей. И дарить, дарить, дарить, а у своих отбирать, отбирать, отбирать.
Примечательно, как мне показалось, что на фоне междоусобицы, дележки власти, набегов показано превращение Москвы из маленького всеми заброшенного городка в что-то еще не значимое, но уже обретающее свое лицо и уважение к себе, свое начало. И тут интересна фигура младшего сына Александра Невского — Данилы, ставшего первым «настоящим» хозяином для нее. Его жизнь вся протекает сквозь повествование, от младенчества до последних дней. Именно его судьба — своеобразный стержень романа, хотя сложно назвать Данилу самым главным, ведь он — младший сын.
Роман мне понравился, он настроенческий, заставляющий задуматься, дающий много подробностей традиционной жизни, о которых мы мало что помним, мало что храним и передаем. В нем есть мораль и размышления о высоком, о большом, но автор не навязывают свое мнение излишне. Есть место военным стычкам, хитростям и заговорам. Это не назовешь приключениями в чистом виде, как у какого-нибудь Корнуэлла, где развлечение — главное, а историческая обстановка, скорее фон, но много занимательного есть и тут. А уж деталей и судеб — в разы больше — героев много и всем им уделено достаточно внимания.
strannik102, 4 ноября 2020 г.
Княжества были, а единое государства — нет
А ведь Балашов прав, утверждая в послесловии, что этот период существования Руси мало известен, не говоря уже о популярности, обычному рядовому среднестатистическому гражданину. Как-то у нас, и правда, сначала битва на Калке, потом батыево нашествие с осадами и падениями городов и разорением земель русских, а потом в двух строках период феодальной разрозненности, и так до 1380 года. А ведь это были почти полтора столетия жизни людей и княжеств, год за годом и месяц за месяцем. И каждый день-неделю-месяц непременно что-то происходило, грозное и важное, с чем непременно нужно было считаться. И ссорились и даже воевали друг с другом князья русские, а значит шли люди на люди простые вятичи и новгородичи, тверичи и костромичи, переславцы и муромцы…
И рождались и взрослели сыновья и дочери, строились дома и деревни, но и сгорали и люди и жильё в огне междоусобиц княжеских. А тут ещё и Орда под боком шевелилась громадной кровавой ненасытной опухолью и сосала, сосала, сосала дань с земель русских. И нужно было ездить туда на поклон и на разрешение на княжение, а то ещё и в совместные военные походы против противников Орды, а кое-кто из князей без сомнений и раскаяний обращался к Орде с просьбой о совместном походе против того или иного своего противника из русских князей — зачастую своих же единокровных братьев, и тогда уже совместное русско-ордынское войско вторгалось на земли русских княжеств, и, не особо разбираясь и милуя, грабили и жгли и татары и сами русские... своих же…
Горько жила Русь. Однако всё равно жила, устраивалась, набиралась и опыта и силы и прирастала потихоньку и людом и волею. Земля русская набиралась терпения и копила самоё себя для того, чтобы рано или поздно восстать из неволи и, объединившись в один кулак, скинуть с себя ордынский хомут. Но пока… пока в этом романе всё ещё только в самом начале. В начале начал...
Отличное историческое произведение, а с учётом того, что написал Балашов о принципах, по которым создавалось это литературное полотно и все прочие книги серии, понимаешь, что перед читателем не просто историческая приключенческая драматическая книга, но ещё и серьёзное историческое исследование-реконструкция.
Непременно продолжу чтение книг цикла о государях московских.
Агроном, 14 января 2014 г.
Замечательная книга. Так случилось, что раньше не был знаком с циклом «Государи московские», хоть и неоднократно о нём слышал, да и вообще проштудировал массу художественной литературы на тему монгольских завоеваний и ордынского ига. Среди этой литературы на первые места я ставлю цикл Василия Яна «Нашествие монголов» и Михаила Каратеева «Русь и Орда», они как бы дополняют друг друга, создавая целостную картину того страшного времени. И вот сейчас к этим книгам прибавится и цикл Дмитрия Балашова, я в этом уверен, хоть и прочёл пока только первую книгу. Уверен потому что роман написан просто прекрасно, создает огромный задел и так высоко поднимает художественную планку, что остальные несомненно не будут плохи.
Что является главным для художественного исторического романа, ну кроме задачи избегнуть ошибок в фактологии? Это, во-первых, вдохнуть жизнь в своих героев, как исторических так и придуманных и, во-вторых, описать мир так, чтобы он ожил перед глазами читателя, чтобы заставить его сопереживать одним героем и возмущаться поступками других. Чтобы создать интригу в давным-давно известных событиях, чтобы читатель, зная все наперед, подпрыгивал и приговаривал: «Вот здесь, сделайте так-то и пойдёт всё как надо!» Чтобы он, читатель, пусть и короткое время, но жил предложенной эпохой.
И вот с этой задачей автор справился на отлично. Эффект погружения колоссальный. А так, как это помножено на прекрасный язык изложения, мастерски вписанные боевые сцены и профессионально соблюденную историческую составляющую — на выходе получаем роман, достойный быть в первых рядах не только исторического жанра, но классики литературы в целом.
Ну а то что книга даже не грустная, а горькая — так какую эпоху она описывает? Самое чёрное и безысходное время в нашей истории. Которое безусловно надо знать, но делать всё от себя зависящее, что избежать его повторения в цикле времён.
Ну и последнее, важную строчку в оценке исторического романа занимает создаваемый им у читателя интерес к описываемым событиям, желание лучше изучить данный исторический пласт и с этой задачей автор, я считаю, справился на отлично, потому как вновь хочется обложиться энциклопедиями и статьями и читать-читать, освежая свою память.
Вообщем, прекрасная книга! Читайте обязательно.
URRRiy, 23 сентября 2017 г.
Крупный, детально проработанный на основе исторических источников и отрецензированный Л.Н. Гумилевым исторический роман о первом удельном князе Московском Данииле Александровиче, младшем сыне Александра Невского.
Очень реалистично изображены быт, условия жизни и смерти в тот период, ужас татарских набегов, кровавые свары хозяйствующих субъектов — удельных князей, порожденных как спором за первенство, так и «лествичным правом». История гармонично и естественно рассказывается как про известных персонажей, так и от имени простой семьи переяславского служилого человека Федора Михалкова, друга детства князя Данила, гонца и воина.
Книга объемная, описаны судьбы многих князей, бояр, их супруг и дочерей, со знанием дела изложены подробности крестьянского быта, строительства всем миром деревянного дома, хозяйственные особенности средневекового русского общества, в общем и целом — высококачественный как с художественной, так и с познавательной точки зрения литературный труд. Рекомендую.
Жескарь, 26 июля 2012 г.
Про Русь еще никто ничего подобного не писал. Я прочел почти всего Балашова и Пикуля и смело заявляю: ЭТО ЛУЧШИИЕ В СВОЕМ ЖАНРЕ ПИСАТЕЛИ, ЛУЧШЕ ИХ ЕЩЕ НЕТ И НЕ БЫЛО... И ВРЯД ЛИ УЖЕ БУДЕТ. Вся фантастика выглядит настолько мелко, по сравнению с этими книгами. Это ИМХО разумеется.