fantlab ru

Василий Шукшин «Печки-лавочки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
94
Моя оценка:
-

подробнее

Печки-лавочки

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Муж и жена из глухого алтайского села впервые в жизни едут в отпуск к морю. За несколько суток, проведенных в поезде, им доводится познакомиться и пообщаться с разными людьми.

Является сценарием для фильма:

«Печки-лавочки» 1972, СССР, реж. Василий Шукшин




Издания: ВСЕ (38)
/языки:
русский (38)
/тип:
книги (38)

Василий Шукшин. Киноповести
1975 г.
Калина красная
1980 г.
Любавины
1981 г.
Повести для театра и кино
1984 г.
Василий Шукшин. Собрание сочинений в трех томах. Том 3
1985 г.
Киноповести
1986 г.
Киноповести
1988 г.
Киноповести
1991 г.
Том третий
1992 г.
Калина красная
1998 г.
Собрание сочинений в шести книгах. Книга V. Калина красная
1998 г.
Повести и рассказы
2003 г.
Печки-лавочки
2004 г.
Печки-лавочки
2005 г.
Избранное
2006 г.
Калина красная
2006 г.
Калина красная
2006 г.
Калина красная
2007 г.
Повести и рассказы
2007 г.
Я пришёл дать вам волю
2007 г.
Калина красная
2008 г.
Калина красная
2008 г.
Калина красная
2008 г.
До третьих петухов
2009 г.
Калина красная
2009 г.
Калина красная. Живет такой парень. Печки-лавочки. Странные люди и другие повести
2009 г.
Калина красная
2010 г.
Калина красная
2010 г.
Калина красная
2010 г.
Калина красная
2010 г.
Калина красная
2010 г.
Калина красная
2012 г.
Печки-лавочки
2013 г.
Печки-лавочки
2013 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Калина красная
2017 г.
Калина красная
2017 г.
Калина красная
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каюсь, я не объективна. Я не люблю творчество Шукшина. Но если есть авторы, знакомство с которыми я сворачиваю на первом же неудачном опыте, то Шукшину я давала шанс.

Мне всё казалось, что я просто не с того начала его читать. «Калина красная» и «Я пришёл дать вам волю» — книги, может, и известные, но не совсем для него характерные. Первую я не приняла, потому что не желаю жалеть бандитов, даже близких к раскаянью. От того, что он один раз в жизни задумался, а не раскаяться ли, не станет легче ни тем людям, которым он уже сломал жизнь, ни тем, кому ещё сломает. К роману про Разина у меня ещё более субъективная претензия: слишком уж проецировал автор себя на Степана, а Степана на себя; то ли его с себя писал, толи в себе его видел.

Словом, никак я не могла оценить шукшинское творчество объективно, потому что спотыкалась уже на субъективном. Наверное, я не про то читаю, решила я. Надо про деревню. Говорят, что в этом Шукшин мастер. Про простых людей. Вот и взялась я за «Печки-лавочки». Я надеялась, что наконец откроется для меня признанный гений так, что я проникнусь. Я ждала чего-то искреннего, доброго, светлого. А что получила?

В первой же главе рассуждения об особенностях употребления тройного одеколона внутрь. Потом был испанский стыд за поведение героя в поезде. Он ведёт себя не просто как Дунька, которую пустили в Европу, а как клинический идиот, а ведь он далеко не идиот! Вообще я всегда считал Шукшина мастером реализма, но эта книга, особенно эпизоды в поезде, ближе к театральному гротеску, чем к реализму.

К культуре и искусству есть два подхода. Первый: они должны быть чуточку выше и лучше окружающей действительности, чтобы простой обыватель тянулся к ним и сам становился лучше. И второй подход, противоположный: культура и искусство должны опускаться до уровня среднестатистического обывателя, чтобы он чувствовал себя среди них комфортно, как свинья в грязи (зачеркнуть, а то как-то слишком грубо). Я за первый подход, а Шукшин – яркий пример второго. Он фокусируется не на светлом, а на приземлённом. У человека понос – ха-ха – как смешно!

Из той же темы нарочитая безграмотность, все эти «слышь» и «ехай». Да, она создаёт атмосферу, но вместе с тем, она же культивирует саму себя, создаёт у читателя ошибочное ощущение, что говорить неграмотно – не просто допустимо, а даже по-своему стильно. Книга (в данном случае Книга — с большой буквы) вместо того, чтобы бороться с безграмотностью, распространяет её!

А в финале автор подводит нас к выводу, что такие вот иваны – есть соль земли Русской. И я согласна с самим этим постулатом, но от того, как топорно автор вбросил в текст эту мысль, просто завыть хотелось.

Видит небо, я давала Шукшину шанс. Вернее, учитывая то, кто он, и кто я, – я давала шанс себе. Понять этого автора. Трижды. Но так и не срослось.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только начинаю читать работы Шукшина, поэтому мысли сырые, плохо сформулированные в голове. Могу сказать, что акцент писателя на людях, что называется простых, лично мне очень импонирует. Видно, что Шукшин считает их самым важным, что есть в стране (которой и нет уже).

Знание, желание понять и описать этот народ, дает огромный сюжетный буст повести. Сегодня, когда про этот самый народ принято снимать только не очень умные мистические («хтонические») сериалы для подростков, в работах писателя сразу становится видно вот это восхищение и принятие «простого русского (хотя и уже во многом советского) мужика», таким какой он есть. Перерождение его в уже другого человека, городского, заводского, тут пытается быть зафиксировано и осмысленно в той или иной мере. Практически алхимически чистые эксперименты, на столкновение/перерождение деревни и города.

Если интересно, то рекомендую, хорошее для размышлений чтение.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх