Туве Янссон «В конце ноября»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Муми-троллей нет дома, они уплыли на остров, описанный в предыдущей книге. Между тем в их дом проодлжают приходить одинокие существа в поисках утешения и уюта — Хомса, Филифьонка, Хемуль, старый Онкельскрут, а также хорошо знакомые нам Снусмумрик и Мюмла. Им, очень разным, приходится как-то уживаться друг с другом (и с оставшимся в доме Предком Муми-троллей), решать свои проблемы и устраивать хозяйство. В конечном итоге добрая аура Муми-дома поможет каждому успешно преодолеть очередную ступеньку в жизни, а на горизонте появится огонёк — это Муми-тролли в лодке возвращаются домой...
Входит в:
— цикл «Муми-тролли»
— антологию «Мио, мой Мио!», 1990 г.
- /языки:
- русский (18), украинский (2), белорусский (1)
- /тип:
- книги (21)
- /перевод:
- А. Башаримова (1), Н. Белякова (15), Н. Иваничук (2), Е. Тиновицкая (3)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
darken88, 23 ноября 2022 г.
Что ж, в конце ноября пристало перечитывать осенние произведения. «В конце ноября» — параллельная повесть, написанная в ключе сюжета «Папа и море», в то время, когда все семейство муми-троллей уезжает жить на одинокий остров с маяком, в их опустевший дом приходят по-настоящему одинокие зверюшки, собравшиеся вместе, но каждый — застывший в глубинах своей тоски. Многие литературоведы отмечают, что тоска, красной нитью пролегающая через всю повесть — это переживания самой Туве Янссон, также живущей на острове, и потерявшей в одночасье своих родителей. Но именно в тоске ноябрьской повести проявляется огонек надежды, точно также, как и в «Папа и море», каждый герой сам проживает свои трудности, но лишь вместе герои находят некоторое умиротворение, хотя и остаются каждый при своих мыслях и чаяниях. Дядька Скрут мечтающий о собеседнике на старости лет, Хемуль, имеющий лодку, но никогда не отправляющийся в ней по морю, Хомса Тофт, который тайком живет в этой лодке, но не имеет мамы, которая бы о нем заботилась, Снусмумрик, в течении всего цикла при первой же возможности уходящий куда-то, но осознающий, что все равно ему есть куда вернуться, Фильфьонка, так любящая порядок, но не умеющая навести его в своей душе и так далее. В общем, современным любителям прикладной психологии произведение бы понравилось. Но мы то ценим в муми-троллях именно то спокойстивие, которое дарят нам эти сказки. Для того, чтобы оценить то, что имеешь, надо потерять или же отправиться в далекий путь. именно поэтому, каждому стоит прочитать «В конце ноября», для того, чтобы понять, насколько дороги могут быть предыдущие книги.
drugndrug, 13 апреля 2020 г.
Именно с этой повестью началось моё знакомство в детстве с книжным муми-сериалом. Это очень сильная книга, многое из неё можно понять тогда, когда станешь взрослым и опять перечитаешь её. В этой книге нет муми-семейства, но дух мира муми-троллей сохранился в неизменном виде. Несколько разных по характеру, поведению и образу жизни персонажей пытаются ужиться в одном доме. В доме муми-троллей. Они приходят в этот дом двигаемые каждый своими побуждениями и намерениями, не находят ожидаемого и пытаются как-то с этим чувством жить. Дом пуст, муми-семейство должно вернуться со своего острова, но когда? В повести описывается, как персонажи в чём-то меняются, и почти все эти перемены им только на пользу.
Повесть была издана в 1970 году. К тому времени родители Туве Янссон уже умерли, уже не было папы и не было мамы. Поэтому в “В КОНЦЕ НОЯБРЯ” последняя точка – последняя навсегда. Больше Янссон так писать о муми-семействе не сможет.
Как, всё-таки, здорово Янссон написала эту сказку! В образе Хомсы очень отчетливо усматривается её грусть и тоска по маме. Этот персонаж ей удался больше всего, мне кажется он заглавным в этой повести. Да, автор размышляет и о других печальных и грустных вещах (например, о неизбежной старости), но переживания Хомсы являются основополагающими, на мой взгляд. Чувствуется, как они близки автору.
Финальный аккорд сыгран. Что можно ещё сказать? Я не считаю, что у данной повести конец печальный. Нет, надежда усматривается. И ожидание. Встреча с чем-то близким и дорогим, что принесёт радость и счастье. Автор не ставит своей целью загрузить читателя. Он продолжает говорить с ним на языке сказки
AlisterOrm, 1 сентября 2013 г.
Что такое муми-тролли? В какой-то степени, это душа мира, созданного Туве Янссен. Даже больше — это воплощение всего светлого и доброго, как его знает Туве Янссен. Но вот они покинули свой дом, и уплыли на остров маяка — и что случилось?
Из Муми-далена ушла душа. Она стала довольно мрачной и неприветливой. Дом тих и пуст. А как же остальные? Те, кому нужны светлые, неунывающие существа, которые являются воплощением доброты? Всем им приходится учиться жить самостоятельно. Снусмумрик, который, несмотря на свою тягу к одиночеству, понимает свою привязанность к этой семейке. Мюмла, несмотря на свою гордость и независимость, тоже осознала это. И Филифьонка, вынужденная сама бороться со своими страхами. И так далее, и так далее.
Каждый из них замкнут в себе. Но даже в этих обстоятельствах они могут найти общий язык, преодолеть все свои страхи, все свои сомнения и дурные эмоции. Эта очень светлая повесть, но невероятно грустная. О преодолении замкнутости. О том, что каждый может подать руку другому в случае нужды. И о том, что «одиночество хорошо тогда, когда есть с кем его обсудить».
На этой светло-мрачноватой ноте, действительно похожий на последний отсвет осеннего солнца, завершается цикл о муми-троллях, этот непонятный, светлый, то ли взрослый, то ли детский цикл.
KROKS, 25 сентября 2017 г.
Перечитала тут на досуге. Не удивительно, что из детства я ничего этого не помню. Ребенку такое запоминать – только ресурсы мозга напрасно переводить. Эта чуть менее депрессивна, чем «Папа и море», но кризис продолжается. Все равно такая же мрачная философия для взрослых, психологические проблемы, одиночество в толпе, депрессия и ее преодоление. Тоска. Даже мне, взрослому, а уж ребенку…
Karnosaur123, 24 апреля 2011 г.
Может, я слишком примитивен, но я не люблю книги об отношениях. Мне кажется, чтобы занимать читательское время тем, чего и в жизни хватает, нужно быть не меньше, чем гением. Но Туве Янссон, несомненно, гением была.
В книге практически ничего не происходит — да и по духу она совершенно не похожа на первые сказки, но при этом завораживает с самых первых страниц и не отпускает до самого конца. Именно здесь происходит окончательное единение «детской» и «взрослой» прозы Янссон. Именно здесь она достигнет вершин психологизма и, что самое главное, литературного стиля: каждый нюанс, каждая деталь прописана. Книга напоминает некоторые фильмы Бергмана — печальные и задумчивые, но печаль здесь светлая: пусть муми-тролли так до конца и не появились, но их гости сумели и без них изменить свою жизнь к лучшему. Ведь, как ни парадоксально, человеку легче изменить в лучшую сторону других, нежели самого себя. Автор словно говорит: не обязательно жить в мире муми-троллей, чтобы научиться жить в мире с собой... и с окружающими.
И напоследок хочу сказать: здорово, что пик изданий Янссон пришелся на «лихие 90-е». Издатели словно осознали необходимость снабдить детей, растущих в то жестокое время, чем-то светлым и добрым.
Petro Gulak, 31 января 2008 г.
Две последние книги о муми-троллях — две стороны одной монеты. «Папа и море»: Семья покидает свой Дом и едва не распадается. «В конце ноября»: в Дом приходят те, кто привык находить там поддержку и уют, — и не застают никого, кроме таких же одиноких... существ? Да нет, людей.
Преодоление одиночества, замкнутости в себе, страха перед неизвестным будущим. Это очень взрослые книги. Очень грустные. И очень добрые.
Ведь каждый найдет свой путь, и хомса Тофт встретит муми-семью, которая возвращается в Муми-дол.
swgold, 18 мая 2008 г.
Эта вещь слишком глубока и слишком печальна для детей. Янссон не слишком ограничивает свою философию возрастным цензом, иногда в ней проскакивают жесткие, если не жестокие нотки. И, конечно, она слишком умна, а во многой мудрости, как сказал Экклезиаст — много печали. Эта история полна сладкой осенней горечи, ее нужно пить, как терпкое вино — маленькими глотками и не спеша.
Liz, 17 июля 2010 г.
Характеры персонажей прописаны немногими штрихами, но очень точно, Янссон продолжает любить своих героев и тогда, когда они выглядят никчемными и слабыми. И учит нас тому же.
Теххи, 22 февраля 2009 г.
В этой книге с особой любовью выписаны типажи людские,столкнувшиеся с необходимостью сотрудничать.И ведь им это удается!Мораль сей басни такова-с любым можно найти общий язык,а если ты чего-то в другом не понял,то это не потому,что он невнятен,а токмо по причине твоей же умственной или эмоциональной немощи:)
Eternel-reve, 13 октября 2008 г.
довольно психологическое произведение. много эмоций разных в нём..