фантЛабораторная работа «Так хочет Бог»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— цикл «3-я фантЛабораторная работа» > цикл «Основной конкурс (3 конкурс)»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Frontier, 31 июля 2011 г.
Рассказ-агитка. Общий посыл ясен с первых же строк: смотрите, это плохо. Автор с всевозрастающей ненавистью описывает отвратительного главного героя.
Слог сносный, но вещь неоправданно многословна. Там, где можно обойтись несколькими штрихами, автор расписывает, расписывает с каким-то упоением. Всё уже понятно, с первых строк понятно, что за человек, но автор всё треплется и треплется, а герой остается совершенно таким же, как в начале, ни на йоту не изменяется – и стоило столько про него писать? Зачем тянуть это всё, разжевывать? Несколько слов – и образ готов. Сильный образ. Вместо этого автор многословно пишет, как будто наслаждается самим процессом, своим презрением к негодяю. События описаны искусственно. Погромы сквозь «призму видения героя» — просто беспомощны. Герой же реагирует так, как автору нужно по задумке, и выглядит редкостно ходульным, жизни в нем не чувствуется.
С самого начала было ясно, что декорации до некоторой степени условны, персонажи чернобелы, что все это – игры с абсолютностями (окончательно мерзкий герой, абсолютно несправедливая травля пришельцев и т.д.). Поначалу оно ещё читалось – можно было представить, что нам описывают будни «обыкновенного фашиста», и до какого-то момента рассказ сохранял здравость. Но потом он чем дальше, тем больше сбивается в пересказ, становясь до зубной боли предсказуемым, ненатуральным и оторванным от реальности. В момент выборов президента бредятина зашкалила и унесла с собой обломки правдоподобия и здравого смысла. Если до того голос автора-рассказчика звенел от ярости, то тут он, скажем так, сорвался на фальцет. «Сто рук взмыло вверх» – ну уже ни в какие ворота, извините... Резко вычертились кулисы спектакля, автор брызжет слюной со сцены. Уже захромали стиль и ритм, диалоги превратились в обмен лозунгами («Мудрое решение! Политика невмешательства!»), в ход пошли немыслимые космическо-божественные аргументы. Автор отчетливо теряет чувство реальности, его несет, несет до конца, где рассказ со всего маху влетает в религию как муха в стекло. с теми же последствиями.
Довольно странным смотрится призыв «думать своей головой», когда сам рассказ по сути – идейный брат им же порицаемых «агиток», игра в одни ворота. Ничего нового автор не сказал – семь страниц агитки. Ни вдумчивой аргументации, ни критики – одни надрывные эмоции. Ненависть так и хлещет.
Краткий итог: Нельзя писать такую явную пропаганду, даже когда намерения у автора благие. А дать петуха в рассказе — и вовсе стыдно.
Энкиду, 27 июля 2011 г.
Существует такой тип людей — они просто выполняют приказы.
Если почитать мемуары кое-кого из правительства Рейха, или воспоминания английских офицеров об англо-бурской войне, или просто автобиографии личностей, участвовавших в вещах жестоких и страшных, может показаться, что плохих людей в мире мало. Плохие люди отдают приказы. Остальные — выполняют, и, следовательно, ни в чем они не виноваты.
Таков главный герой рассказа — он живет так, словно запрограммирован, его жизнь пронизана послушанием и благоговением перед тем, что предустановлено. Неважно, кем — есть приказ свыше, и он его выполняет. Казалось бы, вот вам классический «маленький человек». Скромен, тих, постоянен, как часы. Он не так замкнут, как чеховский человек в футляре, не так жалок, как Акакий Акакиевич. Василий Денисович вызывает поначалу куда больше положительных чувств — он любит кого-то, он не так плох и сер, как мог бы стать.
Лишь та метаморфоза, что происходит с главный героем ближе к концу, выявляет его жуткую, мерзкую сущность. Он словно поварачивается к читателю другим лицом: за довольством и благодушием теперь видно равнодушного палача, почти монстра.
Многие рецензенты указывали на схожесть авторского стиля с классической русской сатирой. Пожалуй, соглашусь, заметив лишь одно: здесь схожесть не с Гоголем и Чеховым, а с Салтыковым-Щедриным. Тот же чуточку тяжеловесный, ухмыляющийся стиль, персонажи, под невинной серостью которых таиться настоящая жестокость и аморальность.
Тема противостояния людей и пришельцев не нова; не нова и тема вражды человечества со своей мутировавшей частью (хотя тут стоить заметить, что в русскоязычной фантастике это как раз таки одна из «незаезженных» проблем). Автор, смешав обе эти темы, сделал по меншей мере интересный ход. Антураж, по всей видимости, неблизкого, но очень узнаваемого будущего порой кажется по-настоящему жутким. Что это за мир, где одни уничтожают людей, другие считают это совершенно правильным и разумным, а третьи пользуются этим в своих целях?
Рассказ пронизан фатализмом, злой, реалистичной, и от того страшной насмешкой. Это не перепев классики; это даже не стилизация. Это вечная история, вдруг оскалившаяся на читателя, что скучал над ней еще за школьной партой. Сильно и жутко, если вдуматься.
Рада буду видеть рассказ в финале.
sanbar, 26 июля 2011 г.
Анархический бред о том, что главный виновник всех тоталитарных преступлений- обычный маленький мещанин, выполняющий свою социальную функцию и ,тем самым, вращающий прожорливый механизм машины уничтожения. Написано отвратительно тяжело, каждое слово исполнено едкого презрения к ничтожному человечку, который до кучи еще и во всем виноват. От и до. После прочтения хочется пойти и хорошенько вымыться горячей водой, несмотря на жару.
п.с. Лучше кипятком.
aosolov, 24 июля 2011 г.
Так уж сложилось в нашей современной литературе, что когда пытаются рассказать о «маленьком человеке», то берут за основу этот гоголевский витеивато ухмыляющийся стиль. Но по-моему это уже всем приелось, выглядит не комильфо и похоже на попытку проехать одну остановочку, держась за полы чужого сюртука, торчащего из дверей переполненного трамвая.
Тем более автор точно не Гоголь. Фамилия «Попов» явно не говорящая. Доводы о том, что это сделано намеренно, представляются малоубедительными.
Дедушка Зигмунд улыбнулся бы при прочтении рассказа: утрата чувства собственности в отношении девушки «переключила рычаг» не где-то в недрах «Дарвин предприятии», а в мозгу ГГ. Для усиления эффекта автору бы еще следовало и любимый поповский фарфоровый сервиз разгрохать...
А чего только стоит волшебный абзац, начинающийся с фразы «Однажды тревога им овладела тревога: ему вдруг помылилось...». А абзац про алый плащ с кровавым подбоем, Луну, Марс и прочее тоже как будто другой человек писал.
Прочитав рассматриваемое произведение до конца, полагаю, что все же это был личный лоб автора, заснувшего на клавиатуре во время написания рассказа для конкурса...
Мой вердикт: письмо дяди Федора для начинающего Фрейдиста.
Фантомас, 23 июля 2011 г.
Рассказ, безусловно, хорош, ибо является идейным продолжением размышлений Гоголя над судьбой Акакия Акакиевича в Шинели. У Гоголя герой-бессребреник именно из-за своей недалекости не имеет шансов на карьерный рост, здесь наоборот, взята линия Горе от ума: А он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных (то есть соглашающихся с генеральной линией). Мне было интересно наблюдать за этими двумя линиями в сюжете, я думал, какая же из них победит? Интересно до середины. Точнее, до сна, который привиделся герою. Сон, вернее, монолог Бога великолепен: глубок, точен, всеобъемлющ. Но как тупой герой, ранее не проявлявший признаков глубокомыслия и всегда следовавший за указаниями начальства, смог п о н я т ь, причем во сне эти вечные философские истины? Его эволюция совершенно не подготовлена автором. Может, конечно, я и ошибаюсь, и этот как теперь любят говорить о таких, как Акакий Башмачкин планктон и есть соль земли, именно им, бездарям и тупицам принадлежит Царствие Божие. Что ж, тогда остается согласиться с мнением автора: этим людям следует доверять, им следует подчиняться, ибо ТАК ХОЧЕТ БОГ. И он действительно так хочет, ведь говорится же в Библии: вся власть от Бога.
Vargnatt, 21 июля 2011 г.
Более нелепого персонажа я ещё не встречал. Не отстаёт от него и сюжет, бредовостью своей раздвигая все фронтиры графоманства. Мораль я разглядеть смог, мол, как бы ни был туп и непроходим человек, власть, а особенно власть, доставшаяся просто так, развратит и его, гудящую пустотой душонку. Но как это всё подано, как неуклюже обёрнуто, боженьки мои. Такое только врагу читать, чтобы жить не хотелось. И постоянно всплывали перед глазами, персонажи одного популярного шоу, и их слова: «Золотой ты человек, Юрий Венедиктович…».
bbg, 20 июля 2011 г.
Тема: Странно, извращенно, но присутствует. Весь рассказ — описание метаморфозы мира вокруг Василия Денисовича. И его успешной борьбы с этой метаморфозой.1/2.
Язык: Тяжелый. Очень длинные предложения, отсутствие запятых, тяжеловесное построение фраз. Да и грамматические ошибки, иногда влияющие на смысл. «ему вдруг помылилось, что Анастасия может быть в опасности». Может, действительно помылилось? Кроме того, частое употребление имени и отчества начинает помаленьку сбивать. Надо бы знать меру. Да и простая небрежность (Межпланетная и Вселенская федерация).
Увлекательность: Из тяжелого языка следует низкая увлекательность. Увы.
Идея: Мимоходом в кратком отзыве уже писал. Повторю. Продвижение безропотного, беспрекословного исполнителя чревато. Кривая вывезет (все образуется) — таково кредо этих людей. Получая ему подтверждение, они теряют совершенно самокритику. И начинают верить в собственную безошибочность и непогрешимость. Зачет.
Личные впечатления: Крайне сложный текст мешает. Но неплохой финал частично выправляет ситуацию. 1/2.
Итог. Оценка чуть ниже среднего. С такими же шансами на финал.
Konst, 19 июля 2011 г.
Рассказ оставляет приятное впечатление. Автору хорошо удалось нарисовать психологический портрет «маленького человечка». Маленького не по росту, а по уровню морально-нравственного развития и социальной ответственности.
Таков главный герой рассказа Василий Денисович: крайне исполнителен и усерден в выполнении как своих непосредственных обязанностей, так и приказов начальства и особо не задумывается над тем, что он делает, лишь бы сделать то, что по должности положено, да начальство было довольно. Карьера, которую сделал наш герой, как и положено жанру рассказа, фантастична, но, в то же время, автор четко уловил тот момент, что такие люди при определенных обстоятельствах могут быть продвинуты довольно высоко по карьерной лестнице. Потому как
по своей природе они очень удобны для тех, кто любит стоять за кулисами и дергать за ниточки.
Кстати, мне довелось в реальной жизни наблюдать такого «Василия Денисовича». Он, правда, не стал Великим Президентом, а дошел до должности декана факультета местного ВУЗа. И могу подтвердить правдоподобность психологии ГГ рассказа: такие люди заняв высокий пост из угодливого и подобострастного исполнителя превращаются в тирана, причем оправдывают свои нелицеприятные поступки исключительно высокими целями и заботой о благе окружающих.