fantlab ru

фантЛабораторная работа «Немой век, или Увертюра для глухих»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.18
Оценок:
33
Моя оценка:
-

подробнее

Немой век, или Увертюра для глухих

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «3-я фантЛабораторная работа»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8

Входит в:




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочется повторить ту пословицу про чужой монастырь, в который, как известно, со своей скрипкой лезть не стоит. Жили ребята себе спокойно безо всяких звуков и нормально всё было, но вдруг угораздило провалиться к ним одного не слишком умного скрипача и началось! Борьба с Системой, акустический террор и уколы смычком — Че Гевара нервно курит в стороне, Паганини неистово рукоплещет...

А если серьезно — я так и не понял, зачем герою вдруг приспичило тащить всех к свету... то есть, слуху?! Год вот жил нормально, а тут вот как смычком в одно место кольнули. Незачёт.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скрипач попадает на тыщу лет вперед, оказавшись в темном переулке. За что ему такое «счастье»? Ответа нет, просто сразу тридцать первый век, и тишина. Именно так, скрипач – и тишина. Помните? «Кин-дза-дза». Скрипач не нужен! Продолжение в том же духе. На планете Земля звуки запрещены, рулит телепатия. Планета Плюк.

Герой долго изучает новую сигнальную систему:

«Но ваши мысли, дорогой друг, слишком неорганизованны, и выловить из их потока ту, которая главная сейчас, не представляется возможным». То есть –

«Думай номер своей планеты в Антитентуре!»

И когда ГГ, наконец, становится способен телепатически передавать музыкальные образы, вдруг выясняется, что Королева не мжет их воспринимать. Главгер опасается кары, однако Королева, в очередной раз не расслышав гениального исполнения скрипача, только участливо интересуется:

««Чего ты хочешь?» — надменно спрашивала меня Катерина. Её крутой нрав ничуть не изменился после последних событий».

И в чем тогда ее надменность и крутой нрав?!

Королева прописана неубедительно, и то, что под конец она смирилась с собственной глухотой, научившись «имитировать … … », ничем не мотивировано, разве только необходимостью закруглить рассказ.

В тексте много стилистических огрехов. Дважды попадается одна фраза, но в первом случае с запятой (ненужной, кстати), во втором без нее:

«Царившая тишина, неприятно давила».

«Царившая тишина неприятно давила».

Герой стоит рядом с небоскребами, но видит далекую перспективу:

«Там, где я только что прошёл, возвышался закованный в мрамор небоскрёб, чуждо смотря на меня пустыми белыми окнами. Обернувшись, я увидел, что такие здания повсюду».

Но тут я напрочь забыла про небоскребы:

«Из него вышел высокий стройный мужчина и, ничего не объясняя, усладил меня внутрь. Я настолько был поражён царившей глухотой…»

Ибо тоже была поражена.

«Царившая глухота», действительно, царит. Так бы расск и назвать.

«Большой белый зал» превращается в уютный «кабинет»:

«Мы поднялись на второй этаж и направились в большой белый зал. Огромные окна занимали всё пространство восточной стены, начищенный до блеска мраморный пол отражал стеклянную мебель разных оттенков белого. Несмотря на странный интерьер, кабинет был удивительно уютным».

Если окна занимают все пространство стены, то про стену уже писать нельзя, ее нет.

Мраморный пол? Во-первых, мрамор мягкий, он впитывает все, что на него прольют. Непрактичный, значит. Во-вторых, чем он «начищенный до блеска»? Абразивной шкуркой? Полированный – да.

Героя зовут Поль Вансент, он играет в оркестре Венской оперы. Ну да…

«Приветствую вас! Вы русский?»

- Да! Русский! — завопил я от радости».

«Мой друг, вы попали в далёкий от вас тридцать первый век. Позвольте представиться, меня звать Петар, я выполняю функцию главного администратора по связям с людьми вне города. А эта женщина — Катерина. Королева города».

Петар сказал бы не «далекий от вас», а «далекий от нас». И должен был сказать «меня зовут», а не «меня звать».

«тонны распеченной плазмы»

«Дело в том, что внешнее и среднее ухо человека по-прежнему воспринимают звуковые колебания. Но, так как, мозг больше не выполняет функции приёма, звуки остаются в голове».

Если звуки остаются в голове, что они потом там делают?

«Её высочество королева Катерина просит вас быть нашим гостем».

Вообще-то, королева – величество.

«Я не стал возмущаться, задав вопрос о предсказателе. Как тот объяснил мой приход? Есть ли шанс вернуться? Но Петар ответил лишь то, что предсказателя давно нет в живых и что путешествия во времени невозможны».

А ведь самое интересное – как объясняется «приход» и есть ли шанс вернуться. Что касается невозможности путешествия во времени – а, собсстно, не про это ли рассказ?

«В лабораторию я пришёл расстроенный и обезнадёженный».

Обездвиженный, обезвоженный, огороженный… и новое слово – обезнадеженный.

«Поль. Меня звать Поль», — сказал я, смотря гостье в глаза.

Не-е… Это надо говорить так: «Бонд. Меня зовут Джеймс Бонд».

«Сыграй!» — приказала она. Я непроизвольно дёрнулся.

Напрашивается продолжение – «ПЕТЛЯ ЗАТЯНУЛАСЬ».

«Моя просьба была выполнена, и на следующий день я давал настоящий концерт. К заграждению пришло десять человек. Девять из них слышало музыку, как и Вероника».

Я посчитала, сумев сложить 9+1. Получилось 10, правильно? Ну и зачем так сложно?

«Катерина смотрела на меня с презрением, перебирая в мозгу достойное наказание».

Если наказание одно – чего его перебирать? Доставай плазмоган и шмаляй в супостата!

«Ни одна мысль не вырвалась у королевы бесконтрольно».

«Я написал ещё один концерт специально для вас в стиле Legato и с элементами флажолета».

Человеку, который музыку не слышит, стоит ли рассказывать про Legato с элементами флажолета? Только дразнить и раздражать. Тем более, саму королеву.

Итог – уж точно, не в финал. В «пожизненный эцих с гвоздями». И в целом – КЮ.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знатная бредятина. Страна Глухих без тормозов и волшебная скрипка. Совершенно нереальный мир, недостоверные герои, живущие непонятно чем и ради чего. Сюжета нет , идеи нет( ну почти), литературного мастерства нет( совсем). Нудный пафосный сон очередного спасителя мира посредством всесокрушающей красоты.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема: Музыкант попадает в мир без музыки. Он стремится играть — и добивается этого. Зачет.

Язык: Мне показался несколько неряшливым. Королева то высочество, то величество. Она оборачивается разъярённо, но при этом выглядит непринужденно. Это мешает, это диссонанс. 1/2.

Увлекательность: С точки зрения драматургии никаких претензий нет, но меня лично текст не особенно зацепил. Тому есть причины.1/2.

Идея: Они состоят в непоследовательности нарисованного мира. Для начала: Музыкант, первая скрипка, ему открыты все дороги, но при этом он возвращается домой под дождём (или в ожидании дождя) и со скрипкой. Инструмент наверняка очень ценный. Мне не верится, что у героя нет возможности добраться до дома в куда более комфортных условиях. Во всяком случае, не подвергая скрипку опасностям темного переулка. Для большого музыканта подвергать свой инструмент такому испытанию — нонсенс.

Мир без звуков. Надо ли понимать, что везде, в каждом месте стоят аппараты, поглощающие звук? Люди перестали бывать на море (море отгорожено стеной), в лесу, в поле? Не слишком ли велики затраты? Также смущает избирательная мутагенность инициированных кометами потоков электромагнитного излучения. Именно и только центр слуха поражается. Причём у всех. Это крайне неправдоподобно. Думаю, оправдывающую причину можно было подыскать другую. Иначе это выглядит беспомощно.

Мне понятен посыл. Мир без звуков — идея яркая. Но тогда не надо было создавать такую объяснялку. Она мешает. Достаточно было обойтись условной декларацией. Так — и точка!

Аллегория не требует научного обоснования. 1/2.

Личные впечатления: Гимн музыке. Музыка меняет людей. Музыка их улучшает. Такой я могу сделать вывод. Хотя неряшливое, непродуманное исполнение портит впечатления. 1/2.

Итого. Оценка чуть выше среднего. В финале не вижу. Хотя, учитывая мечтательность и романтичность аудитории, может и пройти.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один рассказ, который меня поразил. Получив в первом туре такую мощную поддержку, вдруг впал в немилость (небольшое количество отзывов это забвение, то есть, повторюсь, немилость). Или поклонники подобного рода чтива приберегают свои восторженные отзывы на потом. Такое впечатление, как будто сначала был круг единомышленников, а потом вдруг распался и осталась эта сказка один на один с судьбой, то есть с не предвзятыми критиками, вроде bbg и ofashadow. Прочитал я этот рассказ и вспомнил эпизод из одного знаменитого фильма 90-х годов. В московском или ленинградском средненьком таком кафе играет скрипач. Играет из рук вон плохо, что называется мимо нот. Подходит к нему мужик с любовницей, и, желая покрасоваться перед нею, говорит музыканту: что же ты, Паганини, так фальшивишь? Дай, я сыграю, как надо. И действительно, будучи человеком с консерваторским образованием играет восхитительно. Дама рукоплещет, а музыкант в потрепанной тужурке забирает скрипку и говорит. Эх, господин хороший. Так и я умею. И играет в пять раз лучше того незнакомца. Тот удивленно: а зачем же так насилуешь свой талант? Зачем халтуришь? Скрипач отвечает: потому что если я буду играть виртуозно, мне никто не заплатит, а так, фальшивя и играя мелодраматическую жалостную мелодию, люди жалеют меня и платят. И точно: он играет откровенно мимо нот, но слезно и трагически, и посетители кафе кидают ему в кепку доллары. Это я к чему: не надо было герою рассказа Немой век или Увертюра для глухих стараться сыграть перед королевой блестяще. Надо было попроще, что пипл хавает, и стал бы придворным музыкантом. Но автору виднее

Оценка: 2
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то нелепо. Вот приезжаешь в деревню — разве сразу замечаешь, как там тихо? Это ощущение точно придет не мгновенно. А ГГ бежит домой весь в своих мыслях и тут же обнаруживает, шо звуков нэма.

Что можно путешествовать во времени только избранным, это понятно. Раз запретили играть на скрипке, то зачем она вообще нужна была? Почему они «взяли» ГГ вместе со скрипкой? Из дома без скрипки нельзя было взять?

Зачем этот бедный скрипач им вообще нужен был? Я так понял, там какой-то предсказатель был, но кто такой этот предсказатель, и откуда он ни с того ни с сего «вылазит» в середине рассказа? Перечитывать не хочу. Увольте.

Далее... Потратили столетия на телепатию. А на биологический механизм противодействия звуковым колебаниям времени не хватило? Кроме того. Ну вспышки плазмы всякие, да хоть жидкие кристаллы, вследствие чего люди заболели. Так это что, на генном уровне у Человека как у вида сохранилось это изменение? И последующие поколения сохранили эту мутацию? Бред какой-то. Учебник биологии за 10-11 кл. нервно курит в сторонке, стряхивая пепел прямо на выпавшие седые волосы...

Поехали дальше. Звук — это волна. Он и в воздухе распространяется и в жидких и в твердых предметах, только длина волны меняется. И как быть со звуками природы? С громовыми разрядами? С землетрясениями? И от этого они отгородили многомилионный город стеклом?! При наличии приборов, поглощающих звуки?

А еще можно поставить прибор, поглощающий трение, и смело запускать вечный двигатель, ну или в хоккей играть веселее будет.

Потом... Ну, «усладил меня внутрь» ладно, проехали. Но систематические орфографические ошибки в глаголах на -тся, -ться: «...На берегу получиться?...», «...Я не знаю, понравиться ли, но думаю, вы услышите...». Ну это ваще каюк...

Тут можно еще долго распространяться. И про высосанную из пальца сосновую революцию (наверняка скрипка от Паганини), и про слабый стиль изложения, и про мерцающую Веронику, которая из-за плохого повествования как кот Шредингера может быть одновременно и на пляже и в кровати. Можно продолжить, но надо дать шанс другим комментаторам, тем более отзыв по размеру скоро приблизится к размеру самого рассказа.

Короче, друзья мои... Это пипец. Не согласовано. Не логично. Не красиво. Самая плохая вещь. Неплохая идея испорчена на корню. А за испорченнуютаким образом идею хотелось бы приговорить автора к исправительным работам.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх