Сергей Вакуленко «Мёртвая голова»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Не определено )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— цикл «3-я фантЛабораторная работа» > цикл «Основной конкурс (3 конкурс)»
— цикл «3-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (3 конкурс)»
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, 3-я ФантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zexar, 22 июля 2011 г.
Ух ты! Безымянный автор, позвольте пожать вам руку! Или, учитывая контекст, лучше сказать «рэспэкт и уважуха»?
Ладно, в сторону формулировки. Важно иное — я не больно продвинутый фанат комиксов, но тут, читая «голову», я просто вибрировал от удовольствия! Деконструкция «людей в трико» выполнена на пятерку!
Рассказ так и пухнет от растоптанных суперхероевских клише, только и успевай отбивать авторские подачи. Сколько мстителей вы затрамбовали в своего героя?
Только навскидку:
«хочу видеть мир в огне» — Джокер из «Темного рыцаря»
«правительство должно боятся народа» — Ви из «V значит вендетта», анархист, убивающий политиканов.
«три трупа в переулке поутру» и прочие монологи – социопат Роршах из «Вотчменов».
Бессонница+дзэн+рубленый стиль – анархист Тайлер Дерден из «Файт клаб».
Школа для супергероев – «Люди-Х» (Магнито?)
Ну а духи бэтмена и человека-паука осторожными цитатами тоже витают где-то рядом. Иной скажет штампы, а я скажу – постмодернизм.
В середине рассказа были неприятные мысли о концовке. Конкретно: после абзаца про фэн-сайты, я был на 99% уверен, что рассказ закончится идиотским торжеством анархии и хэппи эндом. Типа люди по всей стране проникнутся мыслями гг и станут самостоятельно мочить плохишей-чиновников кто во что горазд. Если бы вы так и закончили, то ни о какой положительной оценке и речи бы не было! Вышла бы обычная мэри-сьютина, или как там такое явление называется, когда автор проецирует свои комплексы на главного героя?
Но в конце пути «мертвая голова» сворачивает в такой жуткий финальный тупик, что сомнения в том, что вы разделяете мысли гг отпали напрочь. Не разделяете. Спасибо, что не слили концовку.
Короче, рассказ однозначно удался. Почти максимум. Почти — потому что хочется надавать по рукам за обидные психологические лакуны. Эволюция характера русского Роршаха идет дикими скачками, зачастую немотивированными. Вообще не показан перелом персонажа в сторону борьбы с системой. Да, вы мельком упоминаете чаяния родителей о «конструктивном русле», но это стоило расписать подробней. Выкинуть кусок про фэн-сайты и расписать. За психологию снижаю оценку – не дотянули. Чуток не дотянули.
Но я бы однозначно не отказался почитать еще что-нибудь в том же стиле. Очень круто сварено!
ps Почему «мертвая голова»? На что намек? На дивизию сс? На «Молчание ягнят»? Не ясно.
bbg, 21 июля 2011 г.
Я очень не люблю менять собственных мнений о прочитанном. Сегодня, собираясь, я почему-то думал о том, как буду долбать totenkopf. Почему? Это жжжж неспроста.
Тема: Есть. И рассказ на самом деле не про телекинез, конечно. Про метания человека без ясной позиции. Через надежду, что решат за него, через озлобленность и опустошение, через крушение — к новой надежде. Что решат за него. Зачет.
Язык: Короткими, рублеными предложениями нужно пользоваться очень аккуратно. И не заполнять ими весь текст, это плохо влияет на восприятие многими читателями. Также стоит обращать внимание на запятые. Даже в таких коротких предложениях они иногда нужны. 1/2.
Увлекательность: При первом прочтении я сопротивлялся, при втором сопротивление уменьшилось. Наверное, виной всё-таки ошибки и рваный стиль написания.1/2.
Идея: Получив в страшную минуту сверхспособности, герой сначала ждёт, кто его направит, потом решает действовать сам. Поскольку реально за душой у него мало что есть, он дёргается, мечется, придумывает оправдания и отбрасывает их. Он в самом деле маргинал. Хотя это не вполне удачное слово — он пытается представить себя маргиналом. Только потому, что у него нет ясного представления: зачем, как и почему. Именно поэтому он ждал, чтобы за ним пришли и повели. Именно поэтому в финале он опять ждёт. Он не вполне самостоятелен, он не может придумать себе реальную цель, бьёт по верхушкам, не пытаясь докопаться до причин. Результат очевиден. Сколько веревочке не виться — заметут, если голова не приспособлена для мыслей. Зачет.
Личное впечатление: Очень двойственные впечатления. Мне активно не нравится герой, с его неумением подумать, остановиться, с его ожиданием ласковой руки и мудрого наставника. Но, наверное, это заслуга автора, что мне так не нравится герой? Наверное, это автор виноват, что мне в голову пришли эти мысли? Не хочу — но... Зачет.
Итог. Оценка сильно выше средней, как ни прискорбно мне это признавать. Финал? Почему бы и нет? Ведь мысли после чтения в голову приходят?
Smart Fox, 21 июля 2011 г.
Мёртвая голова
Идея: Обычный супергерой, супермен с криминальными замашками
Оригинальность: А нету. Казалось бы оригинальный сюжет это не супермен, это совсем наоборот. А получился монолог суперзлодея из комиксов, даже то что он делает какбы добрые дела не оригинально. Давайте подумаем, возьмем, например, Магнето из людей Х. Тот же типаж, анархист, бунтарь. Хотел превратить политиков в мутантов, чтобы они поняли проблемы мутантов. То есть добивался счастья терористическими методами. В чем принципиальное отличие вашего ГГ от этого суперзлодея?
Тема: раскрыта
Стиль, язык: очень хороший
Логические противоречия:
В первом абзаце
«Заберут меня в какую-нибудь спецшколу для одарённых, покажут как пользоваться своей силой, научат правильно действовать и правильно думать...И будем смело бороться со злом под присмотром мудрого наставника.»
Во втором:
«Бунтарь. Маргинал. Мизантроп. Во мне жила тяга к насилию... я мечтал видеть мир в огне.»
Афигеть, у вас два разных героя в двух разных абзацах что-ли? В первом какой-то романтический подросток, видящий все в розовых тонах: придет добрый дядя и сделает меня добрым суперменом. Во-втором, законченный психопат: чтоб вы все сгорели, *уки! Так какой у ГГ характер (вроде это было в одно время)?
«Всё произошло буднично, не так, как в кино. Всё случилось беспричинно, просто так, с бухты-барахты.»
И дальше показывается типичным штамп комиксов — обретение сверхспобностей при угрозе жизни ГГ. Было такое и не раз. И в кино тоже было.
«Всю ситуацию я подробно описал на сайте,...Сайт удалили через несколько часов после публикации. Пришлось всё восстанавливать на иностранных серверах.»
На самом деле на этом карьера супергероя бы и закончилась. Найти автора сайта при желании спецслужбам в РФ проще простого, ГГ даже не программист, всякие делетанские штучки вроде прокси серверов его бы не спасли.
«Нет, я не придумал себе тупорылое прозвище, не напялил идиотский костюм»
Хмм, тогда после первого же дела нашли бы запись камеры наблюдения (или свидетеля), а дальше дело техники, спец. службам найти человека по фото в общем-то не проблема. Без маски везение долго не продлилось бы. И телекинез бы не помог.
Вывод: Несмотря на ляпы и не особую оригинальность написано хорошо, оценка будет выше средней.
Оценка: выше средней
aosolov, 20 июля 2011 г.
Все же глубоко Голливуд проник в нашу жизнь. Проник вилкой куда-то в область пищевода и развел концы...
Конечно, мне тоже было 14 лет, но уже тогда мне нравилась другая фантастика. Мне нравились интеллектуальные авторы, разбирающиеся в вопросе и умные, ну по крайней мере не тупорогие герои...
Эго-эго-эго, сплошное потокание собственному эго дает нам Голливуд. Нет, я не спорю, мне понравился «Пипец» и «Зеленый Шершень». Все стильно, но это не тот уровень. Попса.
Автор в погоне за новым типом героя и мотивами его борьбы не успел заметить, что бежит он по асфальтированной дороге среди кучи таких же догоняющих, а на финише его ждет толпа догнавших. Лучше б прогуглил про то, какие средства защиты от кражи налички есть в современных инкассаторских машинах, от химловушек до чипов в купюрах. Было б полезней ему узнать и о том, что тратить украденные деньги сразу же и крупными суммами нельзя, ибо номера украденных купюр будут в розыске. Чувствуется, что автору его герой очень близок, и уж одна-то черта у них общая точно есть и это — «мертвая голова».
sanbar, 19 июля 2011 г.
Понравилось, не смотря на то, что автор выбрал наиболее очевидный сюжетный ход, позволявший реализовать заявленную тему. Рассказ о том — «как я получил сверхспособности и , что из этого вышло» в исполнении обычного анархиствующего пацанчика со сложной судьбой ценен прежде всего тем, что последователен в отношении пары мотивация-действие. Поступки героя не высосаны из пальца и не определяются пресловутой общественной моралью: человеком сначала движет любопытство, потом страх, а затем ярость — очень достоверные и понятные чувства. Финал столь же закономерен и далек от традиционного для жанра хэппи -энда.
пан Туман, 19 июля 2011 г.
Уши снайдеровских «Хранителей», конечно, торчат в этом рассказе из каждого абзаца, но торчат так дерзко и смело, что десять раз подумаешь прежде чем попенять автору. А вдруг загонит вилку в пищевод и разогнет зубчики? Однако, хвалить автора я буду вовсе не потому, что вилка не оставляет мне выбора.
Итак, перед нами то, что принято называть «супергероическая» фантастика и здешний Супермен исполнен в лучших традициях современных комиксов — вместо трико на нем рваные джинсы, застиранная черная футболка со значком анархии и, держу пари, кожаная куртка с Черкизовского рынка. Пьёт он исключительно портвейн, причем в таких количества, что потом регулярно отъезжает «в Ригу». Чертовски замечательно, на мой взгляд, хотя после фильма Снайдера уже не так. Для пущей маргинальности, я бы сделал героя ещё и любителем русского рока, но автор решил, что он и так зверь каких мало. Роршах в юности?
К тому же — владеет телекинезом и может прихлопнуть (в прямом смысле) человека с той же легкостью, как мы — комара. Пожалуй, не Роршах — Стальное Сердце! И именно этот его дар, покалывая шилом, ведет его «на подвиги». И вот с этими подвигами автор всё-таки не удержал планку — и послал героя искоренять зло. Не сразу, конечно, но послал.
То ли я меньше верю в людей, то ли больше видел маргиналов, но это показалось мне изрядной притяжкой за уши. Маргиналы, как правило, чужими проблемами себе голову не забивают, а если хотят видеть страх на лицах — идут выворачивать карманы припозднившимся прохожим, с телекинезом это ещё веселей.
Однако наш Супермен оказался из другого теста. И помаявшись для приличия, он всё же вышел на улицы города — искоренять зло. Или то, что им считал. Тут я порадовался, что автор не нарядил его в дурацкие шмотки, но потом вспомнил о сайте «Мёртвая голова» и загрустил. Почти DareDevil и Бэн Аффлек бы пригодился.
В общем, обещал, что буду хвалить, а получилось — ёрничаю. Так и автор — обещал анти-героическую фантастику, а выдал Бэтмена со знаком «минус». Но у мистера Уэйна хоть какие-то мотивы были.
Зато в концовке автор не слажал, молодец. Всё окончилось как и должно было. Паршиво, вот как.