Виктор Курочкин «На войне как на войне»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Младший лейтенант Саня Малешкин очень переживал, что ему пока так и не пришлось отличиться в бою, что экипаж самоходки не очень считается с ним как с командиром, что комбат его недолюбливает. Но все страхи пропали, когда им действительно пришлось вступить в бой.
Журнал «Молодая гвардия» 1965, № 8
Входит в:
— сборник «На войне как на войне», 1970 г.
— антологию «Огненные километры», 1980 г.
— антологию «Первый бой», 1985 г.
— антологию «На войне как на войне», 1987 г.
— антологию «Горький ветер», 1988 г.
— журнал «Роман-газета для юношества, 1990, № 9», 1990 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— антологию «Сашка. Звезда. Звездопад. На войне как на войне», 2005 г.
— антологию «Собрание повестей и рассказов о войне 1941-1945 в одном томе», 2017 г.
Экранизации:
— «На войне как на войне» 1968, СССР, реж. Виктор Трегубович
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
drevolaz, 29 ноября 2022 г.
Повесть о молодом невезучем младшем лейтенанте мечтающим проявить себя в схватке с треклятым супостатом, о его мгновенном взрослении в бою.
Вот читаю я сплошь восхищенные отзывы и диву даюсь — а то ли произведение я прочёл? Пишут о реализме, о том что всё вот так вот на войне и бывает на самом деле, о том что героизм и смерть на войне идут рука об руку, с последним кстати согласен, автору удалось это показать, хотя и топорно как по мне. Но вот я по ходу чтения то и дело ловил себя на мысли «не верю», зачастую это относилось и к разговорам героев, и к их невнятно представленным характерам. Характер же ГГ для меня вообще остался самой большой загадкой, эти внезапные смены настроения вызывали у меня устойчивые ассоциации с людьми страдающими биполярным расстройством. Сами же ужасы войны вроде бы и присутствуют, но как то сглажено что-ли, как и брань между солдатами, как будто читаешь что-то такое адаптированное для старшеклассников. Ну не верю я, что всё так вот и было, ну кроме основной идеи и описанного солдатского быта (здесь автору спасибо конечно, было познавательно). Почему так? Непонятно. Может быть дело в косноязычности автора? Не знаю. Но вот только прочтя повесть «Самоходка номер 120» Колесова (тоже, кстати, писателя-фронтовика) с похожим сюжетом, у меня подобных впечатлений не возникло почему-то, вот тогда-то я действительно окунулся в то страшное время и не сразу пришел в себя после.
В последнее время я увлекся прозой о ВОВ, особенно интересно ознакамливаться с трудами писателей-фронтовиков. Но вот знакомство с творчеством В. Курочкина наверное закончу на этом его, бесспорно знаковом, произведении. Точно не мой писатель.
ааа иии, 6 декабря 2022 г.
В порядке справки.
«На войне как на войне» Курочкина — литературное произведение о том, что обеспечило Победу, о том, что должно было бы быть с точки зрения офицера.
Если богомоловским «В августе сорок четвертого» показана работающая Система, у Курочкина почти всё зависит от людей. Людей замечательных: обстреляны, грамотны, инициативны. Экипаж сам проведет инструктаж десанта, погонит водителя за новой тягой. Признаться в страхе не опасно. Штаб тут же сорганизует мероприятия по гранате, политработник поддерживает отбраковку потенциально опасного. Если что, можно и «мотор прогреть» без последствий, ради ППЖ ни у кого нет права не пускать воинов в хату. В бой идут сытые, отдохнувшие, погода хорошая.
«Самоходка номер 120» Колесова — литературное произведение о том, почему самоходки звали братскими могилами. С точка зрения еле выжившего солдата: голод, холод, въевшийся в кости ужас, смертная усталость, дождь, грязь. Обида на тыловых мордатых, на конструктора, прикрывшего бензобак противоосколочными миллиметрами, устроившего лючки, через которые не успеть засечь того, с фаустпатроном. Командир смотрит в перископ, экипаж вертит головами над бортом без крыши.
Так вот, правильное применение, в соответствии с назначением и толщиной брони самоходной артиллерийской установки — у Курочкина. У него позади танков идут, со своей пехотой. Поддержка САУ огневая им, а не штурмовые танки без башни. Один против «Тигров», как Малешкин — да, это Звезда.
А как было «на самом деле»? По-всякому, по-разному. И так, и сяк. См. интервью в «Самоходчиках» Драбкина.
URRRiy, 9 мая 2020 г.
Читал повесть в детстве, лет наверное в десять, конечно и фильм тоже смотрел в то самое время. Хотя произведение вполне взрослое, но воспринималось абсолютно четко. Каюсь, фраза относительно того, что расшифровку прозвища «чмошники», коим боевые части именовали снабженцев, никакая цензура не выдержит, запомнилась очень ярко, хотя это как раз было «не для детей». Но запомнилась не только эта фраза, весь текст сформирован Виктором Курочкиным очень точно и органично — сейчас пишу и буквально вспоминается каждый абзац. «Водка вообще гадость, а пить с подчинёнными — двойная гадость», эпизоды с одесситом Мишкой, выдававшим себя за кавказца, «трайбрудера» хозяина хаты, где тот прятался после разгрома третьей танковой армии, в которой тогда служил; и конечно подвиги самого МЛАДШЕГО лейтенанта Малешкина — от простого правильного командирского поведения в случае с гранатой и работы поводырем в условиях боя для своего непутёвого мехвода до случайного совершения подвига, не говоря о суровом армейском быте — все написано с натуры — и без малейшей фальши.
Добавлю, что автор сам служил на тех же «сучках» таким же юным младшим лейтенантом как и его герой. И если ему посчастливилось в отличие от Малешкина сохранить свою голову на войне, то как раз в год своего авторского триумфа — выходу фильма по этой книге, попал автор под тяжёлую руку простых советских сельских милиционеров, избивших его до инсульта. Такая вот оказалась мистическая связь между героем и автором, а с другой стороны — до жути типичная судьба простого русского талантливого человека, что Лесковского Левши, что писателя в стране Советов.
Тем не менее, уверен, что творческое бессмертие себе Виктор Курочкин обеспечил, показав суть русского воина, пусть внешне неказистого, зачастую шпыняемого и обманываемого, но абсолютно надёжного в смертельной опасности, без всякого пафоса спасающего мир и человечество.
LuganskTelman, 11 июня 2017 г.
Повесть обязательна к прочтению всем. Она хороша именно своей «жизненностью». Первое, что бросается в глаза— подробное описание быта. Это создает впечатление реальности происходящего. Второе— персонажи. Они действительно «настоящие». Частенько ленятся, забывают про уставные отношения, все у них выходит как-то не так, неправильно, комично даже.. Прямо как у живых людей.
Малешин, главный герой, достоин отдельного упоминания. Обидно, что многие не поняли этого персонажа. Это ведь не «простой русский парень, который хочет стать героем и, наконец, становится». Это действительно простой парень, молодой командир самоходной артиллерийской установки; балбес и разгильдяй, над которым смеются другие офицеры. Ему хочется стать героем, но он не может даже избежать выговоров со стороны начальства. Совсем он не силен духом, характер у него не «кремень», а скорее кисель. Но не являются ли таковыми большинство из нас? Своим героическим поступком он обязан ступору механика-водителя и своему эмоциональному порыву, когда он вылез из САУ и пошел впереди, указывая дорогу механику. Из-за этого экипаж не заметил приказа об отступлении и вошел в захваченную немцами деревню... один. Далее сумбурный бой и вот, не успевший понять, что все таки произошло, Малешкин— герой.
Еще более обидно за то, что некоторые не приняли концовку повести (к их числу относятся и авторы экранизации). Она как нельзя точно отражает мысль произведения, выведенную в названии. На войне как на войне... На войне люди становятся героями не специально, случайно... и умирают тоже случайно...
...A la guerre comme a la guerre...
SAG, 16 октября 2013 г.
» А на войне- как на войне
Патроны, водка, махорка в цене,
А на войне нелегкий труд,
А сам стреляй, а-то убьют.»
Как точно, эти строчки из песни группы «Любэ» ложатся на смысл этого произведения. Да, сначала смотрел фильм, смотрел и не раз и всегда с удовольствием. Но вот решил прочитать книгу и, честно скажу, читаешь и перед глазами кадры из фильма. Уж очень точно создатели сняли многие эпизоды по книге. А уж автор, как точно описал быт, да не оговорюсь, именно бытовые подробности танкового экипажа. Здесь нет пафосности, нет политических ярлыков или идеологических изысков. Здесь просто описание нескольких дней переданных через восприятие Саньки Малешкина. Простого деревенского пацана рвущегося стать героем, но с головой окунутого в суету бытовой, армейской жизни.
Извините, за небольшое отступление, но мне как бывшему танкисту- как это все знакомо, и читая, просто вспоминал свое. И постоянные поиски, где бы найти что пожрать, т. к. кухня как всегда запаздывала. И переговоры с сослуживцами: « У кого есть хлеб. Поделимся салом.» И постоянные перекуры, чтобы скоротать время и поиски, у кого стрельнуть папиросу. И постоянные жалобы механика, вот не дали такой детали и он за машину не отвечает. И марш-броски, особенно летом, когда вылезали на броню и ехали с ветерком. И грелись на двигателе в холодное время. И лень было, как в книге копать танковый окоп и не много порыв, то же прятались под танк- а все равно с утра вперед. И замполиты- ну один к одному. И вроде время прошло, а у них все то же.
И самое главное, как точно описана ситуация с боем, когда в прицел не видно ничего, все застилает дым и пыль. Орешь командиру ( у того обзор больше)- куда стрелять, а он в ответ: « ... его знает, сам в тримплекс ничего не вижу» и пуляешь в примерном направлении.
Но хватит о своем и вернемся к книге. Да отлично написанное произведение, да и фильм не хуже. Но вот разница необрадовала. Как уже говорил, читал после просмотра фильма, и трагический конец описанный автором испортил настроение, ну зачем надо было убивать Саньку. Нелепая случайность и осколок мины. Может и правы создатели фильма, пусть Санька живет.
sergej210477, 30 апреля 2016 г.
Одна из лучших отечественных повестей о ВОВ. Несколько дней из жизни экипажа самоходки СУ-85. Из жизни и из смерти...
Младший лейтенант Саня Малешкин... Пацан. Мальчишка. Ну никак не везёт ему во всем: хочет геройски воевать, а с ним случаются сплошные нелепые и досадные недоразумения. Не командир, а посмешище.
Но, один раз Сане повезло. Случайно, глупо. «На дурика». Сам того не ожидая, Малешкин стал героем. Оказывается, и на войне можно стать счастливым. Только — очень ненадолго...
Конечно, невольно приходится сравнивать книгу с фильмом, снятым по ней. Оба великолепны: и повесть и фильм.
Классика военной прозы — честно, трагично и реалистично. Однозначно, читать всем, особенно, молодому поколению. Такие книги надо знать и не забывать!
napanya, 14 декабря 2011 г.
Прекрасная повесть, когда-то знаменитая, однако потом быстро забытая. Не вина в том автора, просто не был он диссидентом, не подписывал письма протеста, не уехал в США и не поучал оставшихся аборигенов. К тому же умер рано, едва разменяв пятьдесят. И повесть написал не про рефлектирующего интеллигента, балующегося переводами поэзии братских народов и мечтающего обменять московскую квартиру, а про простого русского парня, почти мальчишку, который сам того не зная сделал геройское дело, который защищал родину, не задумываясь по причине открытости души и малости лет о её язвах и нескладностях, и защищал сколько жизни хватило.